Цикл консультационных встреч с родителями по вопросам непослушания детей.
консультация на тему

Антонова Ольга Тарасовна

В материале предлагаю использовать определенную схему бесед-консультаций с родителями и педагогами по проблеме непослушания детей. Почему дети не хотят слушать родителей? Причин может быть очень много, но некоторые из них раскрываются в руководстве А. Фабер и Э. Мазлиш, которую я использую в беседах с родителями. Самое важное - соблюдение в общении с детьми личностно-ориентированного подхода. Материал может заинтересовать коллег, родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Краснодарский практический психолог, гештальт-терапевт М. Бондаренко утверждает, что практически не существует детских проблем (за редким исключением). Почти за каждой проблемой в детском коллективе (в детском саду или школе), в общении со сверстниками, с родителями консультант видел проблемы отношений в семье (за 12 лет консультирования). Поэтому я в своей работе дошкольного педагога-психолога в первую очередь обращаюсь к необходимости консультирования родителей.

    Подобным образом можно выстраивать и консультации с педагогами группы, которую посещает ребенок.

Консультации с родителями и педагогами.

Консультация №1. Овладение навыком слушания.

   

   Чтобы ребенок научился слушать, необходимо ему показать пример. Родителям самим необходимо развивать в себе навык слушания. При общении с ребенком (родителей или педагогов) Адель Фабер и Элейн Мазлиш [2] предлагают действовать следующим образом:

   1). Выслушать внимательно, вместо того, чтобы слушать вполуха.

   2). Разделить его чувства вместо вопросов и советов (с помощью слов «да…», «хм…», «понятно…»).

   3). Называть чувства вместо того, чтобы отрицать их.

   4). Показать, что понятны желания ребенка, подарить ему желаемое в фантазиях, вместо объяснений и логических выводов. [2;  с.24-34]

   Далее полезно рассмотреть любую ситуацию общения родителей с ребенком и помочь разобраться в чувствах собственного ребенка. Способность выслушать и обозначить чувство являются самыми сложными. Поэтому для разговора родителей с детьми предлагается подумать:

 - какими словами или словом Вы могли бы описать то, что чувствует ребенок?

 -  какой фразой Вы могли бы показать, что понимаете его чувство?

   Работая над ситуациями, можно оформить следующую таблицу.

Таня/Ваня говорит (фраза ребенка)

Слово, которое описывает, что она/он может чувствовать (обозначение чувства словом)

Используйте это слово во фразе, которая показывает, что Вы понимаете чувство (не задавая вопросов и не давая советов)

«Воспитатель при всех накричала на меня, а вокруг все сказали, что я ничего опять не слышу»

 Смущение/ обида

«Это, наверное, смутило тебя/ обидело тебя» или

«Это звучит так, как будто ты очень смущен/обиделся»

Ваша ситуация

Чувство ребенка

Ваша фраза

Ваша ситуация

Чувство ребенка

Ваша фраза

   В данном упражнении родители (педагоги) научаться принимать и отражать чувство дочери. Соответственно, с пониманием ребенка постепенно придет доверие между родителями и дочерью и принятие в семье друг друга. Дети и взрослые научатся слышать друг друга.

   Консультацию можно будет завершить. Для закрепления информации родителям предлагается выполнить задание:

1). В течение недели до следующей консультации в разговоре с дочкой принимать ее чувства. При этом кратко описывать ситуации в форме диалога. (Ребенок-Родитель-Ребенок-Родитель и т.д.).

2) Рекомендация прочитать главу 2. (стр. 42-66) из книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили». В ней содержатся сведения о навыках, вопросах и личном опыте других родителей, которые показывают использование знаний у себя дома.

   Консультация №2. Развитие умения слушать и взаимодействовать друг с другом.

   На второй консультации мы обсуждаем те ситуации, которые происходили на неделе и отмечаем результативность использования принятия чувств ребенка.

   Вероятно, что девочка/мальчик уже достаточно поняла/л, что взрослые стали внимательно относиться к ее/его внутреннему миру, и она/он готова к дальнейшему взаимодействию.

   Здесь рассматриваются пять навыков, которые создают атмосферу большего уважения друг к другу. [1, стр.77-92]

 Чтобы добиться взаимодействия

   1). Описывайте, что Вы видите или описывайте проблему. Сложно делать то, что необходимо, когда люди говорят, что ты ведешь себя неправильно. Легче сосредоточиться на проблеме, когда кто-нибудь просто

описывает ее. Когда взрослые описывают проблемы, это дает детям возможность самим сказать, что надо делать. С большим пониманием дети будут относиться к использованию этого навыка, когда их помощь действительна будет необходима родителям.

   2). Предоставляйте информацию. Гораздо легче воспринимать информацию, чем обвинения. Когда детям предоставляют информацию, они обычно сами знают, что им нужно сделать (констатация фактов). Давать информацию необходимо новую для ребенка и доступную его возрасту.

   3). Скажите одним словом. Дети не любят слушать длинные лекции, проповеди, нотации и объяснения. Для них, чем короче напоминание, тем лучше. Но не нужно постоянно называть имя ребенка, используя этот навык. Она/он может подумать, что ее/его имя (значит она/он сама/сам) несет постоянное недовольство родителям.

 4). Говорите о своих чувствах. Не делайте детям замечание об их характере или индивидуальности. Дети имеют право услышать об истинном чувстве родителей. Описывая, что мы чувствуем, мы можем быть честны с ними и не обижать их. Когда родители хотят помочь, они говорят только о своих чувствах. Они используют слова «я» или «я чувствую». Можно взаимодействовать, кто выражает раздражение и злобу, если только они не направлены на вас. Но некоторые дети очень болезненно воспринимают неодобрение родителей через описание чувств. Им лучше выражать наши ожидания.

   5). Пишите записки.  Иногда ничто так не помогает, как письменное слово.

   После описания и разъяснения перечисленных навыков маме девочки/мальчика, целесообразно оговорить ситуации из жизни (Поповых/Петровых/Антоновых…). Вспомнить случай и поэтапно рассмотреть поведение взрослых, учитывая навыки. Не обязательно, что все навыки будут действенными в отношении с ребенком. Необходимо индивидуально подбирать «рабочие» способы.

   Домашним заданием ко второй консультации станет

1). Описание ситуаций и использованных навыков.  

2). Рекомендация прочитать 2 главу (стр.97-112) Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили».

   Консультация №3. Развитие умения следовать полученной инструкции, умения доводить работу до конца.

   На данной встрече мы предлагаем обсудить результаты работы по взаимодействию с ребенком и отметить изменения в овладении навыками ребенка. Предполагается, что девочка/мальчик начала/л прислушиваться к родителям и педагогам, а также к своим сверстникам в группе ДОУ. После этого можно приступать закреплять навык слушания и развивать умение следовать инструкции и доводить дело до конца. Учитывая факт, что девочка/мальчик находится на предшкольном этапе, своевременное развитие этих умений приведет к благоприятной адаптации ребенка к школе.

   Начинать необходимо, на наш взгляд, с приучения выполнять несложную инструкцию. Успешное выполнение действий подкреплять одобрением

родителей и поощрением. За неуспешное выполнение задания (из-за несоблюдения инструкции или недоведения начатого дела до конца) нужно

будет наказать лишением и проявить сочувствие, что не может получить желаемое.

    В зависимости от способностей девочки/мальчика и домашних обязанностей ребенку предлагается выполнить поручение по дому. Инструкция может быть приблизительно следующей: «Таня/Ваня, я знаю, что ты хочешь покататься на роликовых коньках. Но сначала необходимо навести порядок на полках. Сначала нужно расставить детские книги на своей полке от крупных книг к маленьким книжкам. После этого выбрать изрисованные карандаши и поточить их механической точилкой. А потом ты можешь покататься на роликовых коньках. Все выполнить нужно за 1 час до 17-00.».

   В процессе выполнения задания родители ничего не советуют дочери/сыну, только отражают ее/его чувства (они уже владеют этим навыком). При успешном выполнении высказывается похвала: «Ты очень постаралась/ся, и у тебя все получилось. Я горжусь, что ты была/л терпеливой/ым и выполнила/л мое поручение в срок. Катайся на роликах!» Другой вариант: «Сегодня у тебя получилось еще аккуратнее (если неоднократные просьбы) и быстрее выполнить мое поручение. Ты постаралась/ся и сейчас можешь покататься на роликах!»

   Если ребенок не справился, высказывания могут быть типа: «К сожалению, ты не справился сейчас с заданием. Мне жалко, что ты не сможешь покататься на роликах.»  Или «Мне очень жаль, что тебе придется заняться другими делами, а не катанием на роликах. В следующий раз, когда ты

постараешься, и у тебя получится выполнить поручение в срок, ты будешь кататься на роликах.».  «Я понимаю, что тебе очень хочется кататься, но ты не выполнила/л задания и кататься не будешь». Может быть и другой вариант, когда ребенок вообще отказывается от выполнения инструкции. В таком случае высказывается сожаление, что не сможет кататься на роликовых коньках.

   Поручения постепенно могут становиться сложнее. Но реагирование взрослого на результат выполнения заданий остается одинаковым.

   В качестве домашнего задания предлагается в течение недели давать поручения своей/му дочери/сыну. Правильно реагировать на выполнение заданий (одобрение с поощрением наградой либо сожалением о невыполнении поручения и, как следствие, лишение желаемой награды.)

    Консультация №4. Это может быть последняя консультация. В ходе консультации идет обсуждение изменений во взаимоотношениях с девочкой/мальчиком. Надо отметить, что если ведется серьезная и ответственная работа взрослых по формированию навыков эффективного взаимодействия с ребенком, то результат порадует всех.

   Родители и педагоги выступают здесь в роли фасилитаторов - людей, которые проявляют заботу, одобрение, доверяют ребенку и создают особую атмосферу для взаимодействия друг с другом.

Использованная литература:

  • Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили/ Адель Фабер, Элейн Мазлиш; [пер. с англ. А. Завельской]. – М.: Эксмо, 2013. - 336с. – (Искусство быть родителем. Советуют профессионалы).
  • Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. - Ивановская обл.: Редакция СВЕТ ПРАВОСЛАВИЯ, 2004. - 351с.
  • Новоторнова Н.В. Консультации для воспитателей. Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию URL:  http//www.moi-detsad.rukonsultac/konsultac2093.html Дата обращения: 22 03.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ МИР» как фактор развития взаимодействия педагогов с родителями в вопросах воспитания детей с ОВЗ

Работа с родителями по формировнию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Консультация для родителей: Какие вопросы задавать детям, чтоб развить у них познавательный интерес.

Совет родителям:  если вы хотите, чтоб ваш ребенок «отличался умом и сообразительностью», научитесь сами задавать вопросы....

Презентация " Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей"

Ян Амос Коменский был основоположником педагогики  нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы....

Поведение родителей в ситуации непослушания детей. ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ СЛУШАЮТСЯ? (Консультация - рекомендация)

Что делать, если ваш малыш не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие вопросы:Почему ребенок не слушается? Что он хочет этим сказать, чего добиться?Как реагировать...

Консультационный материал для родителей на тему: «Безопасность детей во время прогулок»

Тема "Безопасность детей во время прогулки" - актуальна. Этой теме всегда уделяется мало внимания, в отличии например от вопросов развивающих занятий, игр, питания и гигиены ребенка. Оказыва...

Анкета для родителей «Позиция родителей в вопросах оздоровления детей»

Уважаемые родители! В целях повышения эффективности вашего сотрудничества с педагогами дошкольного учреждения в вопросах укрепления здоровья детей просим ответить на следующие вопросы....