Родительское собрание "Защита прав и достоинств ребенка"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Основными целями этого собрания были обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка; уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах ребёнка; систематизировать знания по осуществлению прав ребёнка в семье; развивать у родителей инициативу, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_prava_rebenka.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Защита прав и достоинств ребенка»

Цели: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка; уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах ребёнка; систематизировать знания по осуществлению прав ребёнка в семье; развивать у родителей инициативу, творчество.

Ход мероприятия.

1.Подготовительный этап.

1.Проведение с родителями анкетирования с целью определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.

2.Рисование детей на тему «Право на любовь».

3.Подготовка мини – представления.

4.Подготовка сообщения по теме «Детско-родительские отношения в современных семьях».

5.Подготовка памятки для родителей « Искусство быть родителями».

6.Подготовка памятки и материала для папки – передвижки (В.Леви «Наказывая, подумай: «Зачем?»»).

7.Подготовка карточек  для самостоятельной работы «Наказание - поощрение».

8.Аудиозапись детских ответов на тему «Какое наказание для меня самое страшное и какое поощрение самое желаемое».

9.Шпаргалка для воспитателей : «Признаки насилия».

2.Организационный этап.

Перед началом собрания родителям раздаются памятки В.Леви:

-«Семь правил для всех»;

-«Наказывая, подумай: «Зачем?» ».

3.Мини – представление.

(Под музыку в зал вбегают дети)

Ребенок 1.

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты!

Ребенок 2.

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Ребенок 3.

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

 

Ребенок 4.

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло,

Пропала беда,

Чтобы яркое солнце

Светило всегда!

(Дети поют песню «Пусть всегда будет солнце!»)

1 ведущий.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка.

(Выходит воспитатель в образе ребенка и читает стихотворение)

Воспитатель.

Нет, уйду я насовсем!

А то папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Пруд заброшенный найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу

С лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром в перелеске.

Только я же – футболист

Па играть-то не с кем!

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

А. Барто

4. Этап проведения беседы.

  • Как вы думаете, почему ребенку стало по душе одиночество?
  • Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
  • Бывает ли у вас такое желание и настроение?
  • Почему оно у вас появляется?
  • Какая этому причина?

(В целях активизации родителей можно использовать прием «Волшебная палочка». «Волшебную палочку» – карандаш, фломастер, линейку – родители будут передавать друг другу. При этом можно будет ответить на поставленный вопрос.)

5. Этап проведения педагогического всеобуча. Сообщение по теме: «Детско-родительские отношения в семьях».

1 педагог.

Результаты статистики говорят о том, что практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попали в ряд малообеспеченных. По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей, в 30 регионах России впервые после Великой Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

2 педагог.

Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а поэтому социально – экономические проблемы, происходящие в нашей стране, не способствуют усугублению детско–родительских отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

1 педагог.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребенок, хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны родителей.

2 педагог.

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

  1. К самым неправильным, неблагоприятным формам воздействия следует отнести физическое воздействие. 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка – означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11%  - использование ремня как вида наказания. Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами «Драться нехорошо!». Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания. К физическим наказаниям не следует прибегать, потому что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому что кто-то заставил.
  2. Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
  3. Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при том продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильная действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.
  4. Довольно распространенным в семье является наказание в виде лишения награды (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. При этом нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

1 педагог.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.

Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил для всех» (обращает внимание родителей на памятки, которые они получили до начала собрания).

Памятка для родителей «Наказывая, подумай: «Зачем?»»:

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психологическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако, наказывающий забывает подумать…
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»! 
  • За один раз – одно! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый. Салат из наказаний – блюдо совершенно не для детской души!
  • Наказание – не за счет любви; что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели, ругают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск развития душевного развития.
  • Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь с начала!
  • Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как тождество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону.
  • Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

1 педагог.

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут, как последнего шанса на любовь.

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребенка.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

Семейный кодекс РФ гарантирует права ребенка и применяет меру: «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.

Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

2 педагог.

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребенка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребенка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т.д.

Нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и, соответственно, агрессивные проявления.

Интересно отметить расхождения в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчет, какие методы были наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные – физические наказания и ругань.

Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребенка.

1 педагог.

Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.

Добрые слова, обращенные к своим родителям, желание детей получать ответное внимание и ласку должны стать нормой в детско-родительских отношениях!

6. Этап самостоятельной работы «Наказания - поощрения»

2 педагог.

Чтобы подкрепить желательное поведение ребенка, родители используют поощрения. И наоборот, чтобы прервать его нежелательное поведение, используют наказания. Вам предлагается задание: составить список используемых вами поощрений и наказаний (5 мин).

(Родители в таблицу, имеющую заголовки: «Используемые наказания» и «Используемые поощрения» вписывают те варианты, которые применяют в своей родительской практике.)

Например,

Используемые наказания

Используемые поощрения

1. Лишить чего-либо (морального или

материального);

2. Поставить в угол;

3. Обругать, пристыдить;

4. Невербальные проявления (молчание);

5. Заставить;        

6. Физические наказания (шлепок, намеренная боль);

7. Порицание;

8. Сравнение с другими детьми;

9. Жалоба папе (маме).

  1. Похвала;
  2. Невербальный язык (обнять, приласкать, улыбнутся);
  3. Подарок, награда;
  4. Пойти куда-то вместе;
  5. Поиграть в его любимую игру;
  6. Разрешить что-то сделать, заняться любимым делом;
  7. Исполнить желание, дать сладкое;
  8. Одобрить поступок;
  9. Предоставить информацию.

        

(Далее предлагается послушать аудиозапись ответов детей. Звучит аудиозапись детских ответов на тему «Какое наказание для меня самое страшное и какое поощрение самое желаемое».)

Например,

Наиболее желаемое поощрение

Самое страшное наказание

  1. Погладят, обнимут;
  2. Купят фрукты, сладости;
  3. Сделают подарок;
  4. Скажут «молодец»;
  5. Придут гости;
  6. Похвала мамы;
  7. Подарят котёнка, щенка.
  1. Мама не разговаривает;
  2. Закрывают в тёмной комнате;
  3. Не пускают гулять;
  4. Когда кричат;
  5. Используют ругательные слова;
  6. Применяют ремень.

2 педагог

«Каждый ребёнок обладает правами», - сказано в Конвенции ООН. Одно из них – право на любовь и заботу.

(Ведущий обращает внимание на стенд с рисунками детей на тему «Право на любовь», предлагает их рассмотреть.)

7. Этап проведения тренинга

Педагог делит родителей на две половины. Одна представляет детей, другая – родителей. Задача каждой группы заключается в сопоставлении списка своих прав.

Необходимо напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребёнка – дошкольника или вспомнить себя в детстве. После небольшой подготовки «родители» и «дети»  начинают предъявлять права друг другу (поводится дискуссия). Причём каждое право может быть внесено в список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое – то право или настаивать на его изменении. Педагог регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Сценарий родительского собрания «Защита прав и достоинства ребенка»

сценарий родительского собрания во 2 младшей группе Тема: «Защита прав и достоинства ребенка»...

Родительское собрание на тему: «Охрана прав и достоинств ребенка».

- формировать у родителей представления о правах ребенка; развивать коммуникативные навыки и толерантность ( способность принимать точку зрения собеседника);- воспитывать уважение к общечеловечес...

Родительское собрание по теме: «Защита прав и достоинств ребенка»

Сценарий родительского собрания по теме: "Защита прав и достоинств ребенка"....

Родительское собрание "Защита прав и достоинств ребенка"

Обсуждение вопросов взаимодействия педагогов и родителей в организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка....

Родительское собрание на тему «Защита прав и достоинства ребенка»

Родительское собрание на тему «Защита прав и достоинства ребенка»Цель: познакомить родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права....

Родительское собрание на тему: «Охрана прав и достоинств ребенка».

Родительское собрание на тему: «Охрана прав и достоинств ребенка»....