Речевые игры в предматематической деятельности детей.
консультация (подготовительная группа) на тему

Цель дошкольного образовательного учреждения – всестороннее развитие и подготовка детей к школе. В число критериев готовности к школе включается и уровень развития речи и уровень развития математической деятельности, которые тесно связаны между собой, а также с другими видами детской деятельности. Как на специальных занятиях по формированию элементарных математических представлений происходит развитие речи детей, так и на специальных речевых занятиях закрепляются и расширяются математические знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_v_predmat_deyatelnosti_.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры в предматематической деятельности детей.

        Цель дошкольного образовательного учреждения – всестороннее развитие и подготовка детей к школе. В число критериев готовности к школе включается и уровень развития речи и уровень развития математической деятельности, которые тесно связаны между собой, а также с другими видами детской деятельности. Как на специальных занятиях по формированию элементарных математических представлений происходит развитие речи детей, так и на специальных речевых занятиях закрепляются и расширяются математические знания.

        Так как ведущая деятельность дошкольников игровая, занятия по сути должны представлять собой систему дидактических игр, в которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения. В ходе игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, в процессе которого развивается у детей умение оречевлять полными распространенными предложениями свои желания, оценки, выводы. Дети учатся аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Роль взрослого – подготовить и представить ребенку необходимый дидактический материал для всестороннего развития.

  • Игра: «Большой – маленький», «Что больше, меньше?»

Цель: развивать речь, умение различать предметы по величине и называть их.

        Шкаф – шкафчик

        Цветок – цветочек

        Карандаш – карандашик.

- Что больше: шкаф или шкафчик

- Что меньше: цветок или цветочек.

  • Игра: «Один - много»

Цель: развивать речь детей, умение сравнивать множества.

        Стол – столы

        Гнездо – гнезда

        Ведро – ведра

  • Игра: «Какой» (предмет по цвету, форме, величине).

Цель: развивать грамматически правильную речь, умение определять цвет, форму, величину, длину, высоту.

        Лимон – желтый, овальный, маленький

        Тыква – оранжевая, круглая, большая.

  • Игра: «Наоборот» (слова - антонимы).

Цель: развивать грамматически правильную речь, знания о величине, длине, ширине, высоте, о временных представлениях.

        Большой – маленький

        Белый – черный

        Широкий – узкий

        Толстый – тонкий

        Высокий – низкий

        Далеко – близко

        Справа – слева

        Вчера – завтра

        День – ночь, утро – вечер

Осень – весна, зима – лето.

  • Игра: «Посчитай»

Цель: развивать грамматически правильную речь, закреплять навыки количественного счета.

        Один мальчик, два мальчика и т.д.

        Одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д.

        Одна кукла, две куклы и т.д.

  • Игра: «Какой по счету»

Цель: развивать грамматически правильную речь, закреплять навыки порядкового счета.

        Первый лимон, второй апельсин, третий огурец, четвертая груша.

  • Игра: «Сосчитай слова в предложении, звуки в слове»

Цель: совершенствовать навыки звукового анализа, синтаксиса, количественного и

порядкового счета.

        Катя лепит коричневую утку - один, два, три, четыре. В предложении всего четыре слова, первое слово – Катя, второе – лепит, третье – коричневую, четвертое слово – утку. Утка – один, два, три, четыре. В слове всего 4 звука: первый звук – у, второй - , третий – к, четвертый звук – а; 2 гласных и 2 согласных.

  • Игра: «Найди место звука» (обозначь на модели слова)

Цель: закреплять навыки звукового анализа, ориентировки в пространстве, на листе бумаги.

        Мак – звук м находится в начале слова

Комар – звук м находится в середине слова

        Паром – звук м находится в конце слова.

  • Игра: «Сравни»

Цель: развивать грамматически правильную речь, умение сравнивать предметы по размеру.

        Эта пирамидка выше, а эта ниже.

        Этот мяч больше, а этот меньше.

        Этот шарф шире, а этот уже.

  • Игра: «Расскажи»

Цель: закреплять умение последовательно излагать содержание рассказа или сказки, навыки счета.

        -Разложи по порядку, последовательно сюжетные картинки от первой до последней, чтобы рассказ был понятным. Сосчитай, сколько частей в рассказе.

        Так же на речевых занятиях часто используются литературные, стихотворные тексты, пальчиковая гимнастика, физ.минутки, материал которых опосредованно способствует развитию  предматематической деятельности дошкольников.

  • Широко расставив ноги

Словно в пляске – руки в боки

Наклонились влево, вправо, влево, вправо

Получается на славу

Молодцы

Влево – вправо, влево – вправо.

  • Мы становимся все выше

Достаем руками крыши

Раз, два – поднялись

Три, четыре – руки вниз.

  • Раз – два – стоит ракета

Три – четыре –самолет

Раз – два – хлопок в ладоши

А потом на каждый счет

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.

  • На одной ноге постой-ка

Если ты солдатик стойкий

Ногу левую к груди

Да смотри – не упади

А теперь постой на левой

Если ты солдатик смелый.

  • Один – два – все вставайте

Три – четыре – приседайте

Пять – шесть – повернитесь

Семь – восемь – улыбнитесь

Девять – десять – не зевайте

Свое место занимайте.

  • Раз – согнуться, разогнуться

Два – нагнуться, подтянуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять, шесть – тихо сесть

Семь, восемь – лень отбросим.

  • Слон сильнее двух коров

Толще бегемот трех львов

Лошадь быстрее пяти лягушат

Выше жираф четырех медвежат.

  • Круглый ноль.

Один за всех и все за одного.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Знать, как свои пять пальцев.

На седьмом небе.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

        Взрослые могут использовать дидактические игры в совместной деятельности с детьми, на прогулке, по дороге домой. Игры можно организовывать индивидуально, с небольшой подгруппой, а так же со всей группой детей. В старшем дошкольном возрасте для увеличения интереса полезно устраивать игры в форме соревнования или со взрослыми или между детьми, чтобы речевые и математические знания и навыки формировались и закреплялись легко, ненавязчиво.

                КОНСУЛЬТАЦИЯ

        «Речевые игры в предматематической

                        деятельности детей»

       ДРАМАТИЗАЦИЯ  СКАЗКИ 

                       

                  «Гуси - лебели»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательно-речевые игры в физическом развитии детей

Консультация для воспитателей и родителей в виде буклета. Может быть использован как раздаточный материал на родительском собрании и мастер-классе....

Речевые игры и упражнения для детей средней группы

Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно стави...

статья речевые игры и упражнения для детей 2-3 лет

2.1  Понятие   речевые    игры   и  упражнение .   Речевые   игры   мы   относим ,  к  обучающим   дидактические,   сюжетно-дидакт...

«Речевые игры в пути» для детей 4 - 5 лет. Памятка для родителей средней группы

«Речевые игры в пути» для детей 4 - 5 лет - это памятка для родителей средней группы, включающая в себя описание семи речевых игр. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в тво...

Речевые игры для развития у детей фонематического восприятия

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ – это развитие фонематического восприятия. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше:-воспринимает и разли...

Речевые игры в музыкальной деятельности детей.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной вы...