Экспериментальная деятельность дошкольников.
статья на тему

Оленина Елена Алексеевна

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментируя, ребенок слышит, видит и делает все сам, поэтому новые знания усваивается прочно и надолго.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalnaya_deyatelnost_2.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность

дошкольников.

      Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги, лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, мусор прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке - немного краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..

Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. Он занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал.

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментируя, ребенок слышит, видит и делает все сам, поэтому новые знания усваивается прочно и надолго. Китайская пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментирует ребенок, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее развивается. При этом происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его внимание, мышление, воображение. Необходимость рассказать об увиденном,  развивает речь. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование   трудовых навыков и укрепление здоровья.

Исследовать можно растения, животных, человека, объекты неживой природы. Для этого в большинстве случаев не нужно какого-то  специального оборудования.

Игра 1. «Почему бабочка похожа на цветок?»

Если ребенок задаст такой вопрос, можно дать ему готовый ответ – сообщить, что так  бабочка пытается обмануть своих врагов, спрятаться от них. А можно убедить его в этом по-другому, поиграв. Поиграет взрослый с ребенком и лишь потом спросит: как он думает, почему же бабочка похожа на цветок? Для игры необходимы: тонкий картон, плоскость которого разделена на 2 части – одна белая, другая цветочная, как цветочный луг; бабочка на магните; магнит. Бабочка помещается на картон и передвигается по поверхности с помощью магнитиков. «Перелетит» бабочка на белое поле – и видна всему свету, окажется на цветной плоскости – и сразу становится незаметной для глаза: не сразу и обнаружить.

Игра 2. «Угадай по звуку»

Взрослый издает звуки за ширмой, а ребенок угадывают источник звука (переливание воды, пересыпание песка, разрывание, сминание, разрезание бумаги, закручивание крышки и т. д.)

Игра 3. «Закорючка»

Взрослый или ребенок палочкой рисует на мокром песке закорючку. После чего они по очереди продолжают дорисовывать ее так, чтобы получилось что-то осмысленное.

Игра 4. «Передай другому»

Чем больше участников в этой игре, тем она пройдет интереснее.   Крайнему ребенку взрослый «рисует» на спине любую букву или цифру. Ребенок «рисует» это же изображение соседу и т. д. Последний должен изобразить рисунок на песке. Затем рисунок сравнивается с тем, который был задуман.

Игра 5. «Рисуем крупой»

Ребенок обводит трафарет, намазывает внутреннюю часть полученной формы клеем и посыпает манкой. Затем прижимает крупу тряпочкой, чтобы она хорошо приклеилась, и через некоторое время встряхивает работу, чтобы убрать неприклеившуюся манку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

"Организация экспериментальной деятельности дошкольников.Из опыта работы."

Экспериментирование - дея­тельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину ми­ра, основанную на собственных наблюде­ниях, ответах, установлении взаимозави­симостей, зак...

Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.

Доклад на семинаре    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...

Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников

Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников (материалы для консультации педагогов)...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....