Консультация для родителей "Развиваем моторику рук"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Филиппова Марина Геннадиевна

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики»

 Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства.

   Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

- Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец — большой.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Кистями рук делать «фонарики»

- Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль).

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

- Игры с конструктором.

- Складывание матрешек.

- Игра с вкладышами

- Рисование в воздухе.

- Игры с песком, водой.

- Мять руками поролоновые шарики, губку.

- Шить, вязать на спицах.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

- Резать ножницами.

- Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми на увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковая гимнастика.

«Капуста»

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

(ставят кулак на кулак).

 

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

 

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

 

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

-Ох!

(один хлопок)

И ушел

Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу).

 

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Использован материал книги: «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать" Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

Графические упражнения

Задание "Штриховка"

Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

Задание "Обведи рисунок"

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Соедини по точкам"

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Нарисуй фигуры"

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Задание "Нарисуй такую же картинку

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

Задание "Дорисуй картинку" 

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

Задание "Графический диктант"

Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными. 

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?  

-разминать пальцами пластилин, глину;

-нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;

-играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

-играть с песком, водой;

-резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)

-рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью)

Использован материал книги:  "Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать" Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

Муниципальное бюджетное учреждение

«Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского

муниципального района Республики Татарстан

Консультация для родителей

«Игрушка в жизни ребенка»

Составила: воспитатель

Метелева Ж. М.

Г. Нижнекамск РТ

2014г.



Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, музыка, коммуникация, художественное творчество , труд.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель: закрепить знание детей о диких и домашних животных, уметь называть их детенышей, называть признаки весны, знание овощей и фруктов. Закрепить знание геометрических фигур, основные цвета, упражнять в счете до 3. Упражнять в лепке прямыми движениями, вытягивание пластилина.

Материал: билеты с геометрическими фигурами, картинки с домашними и дикими животными, разного цвета цветы ( красные, зеленый, желтый, синий), стол с посудой ( чашка, ложка, тарелка), корзина с овощами и фруктами, игрушка заяц, пластилин, доски, салфетки.

Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассказывать о домашних и диких животных чем питаются. Называть детенышей животных. Показывать свои умения и навыки продуктивной деятельности, активно взаимодействовать с педагогом.

Ход занятия: Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в городе. Как называется наш город?

Дети: Нижнекамск.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем путешествовать, поедем в деревню. Мы поедем на автобусе, но прежде чем сесть на автобус нам необходимо решить , кто на каком месте поедет ( воспитатель заранее расставляет стулья в две линии, на спинках которых прилеплены геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) . Сейчас я вам раздам билеты, на них наклеены геометрические фигуры, каждый ищет свое место, стульчик с такой же геометрической фигурой. ( воспитатель детям раздает билеты в виде геометрических фигур, каждый ищет свой стул со своей фигурой). Приготовились, поехали. ( под музыку « Автобус». Дети выполняют движения в соответствии с текстом).  Приехали , вот домик у бабушки. Стол накрыт, она нас ждет. А что у нее на столе?

Дети: Чашки, тарелки, ложки.

Воспитатель: Как это одним словом моно назвать?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Ребята, бабушка хотела сварить суп и компот и рассыпала овощи и фрукты. Давайте ей поможем, соберем фрукты в одну корзину, овощи в другую.

Игра « Овощи и фрукты».

Воспитатель: А еще у бабушки живут животные. Как они называются?

Дети: Домашние.

Воспитатель: Каких домашних  животных живут у бабушки, назовите?

Дети: Корова ,коза, собака, кот, лошадка, овца.

Игра « Назови детенышей»

Воспитатель: Ребята, вы должны каждого детеныша посадить с его мамой ( на веревке на прицепках картинки животных) на столе детеныши. Динара найди детеныша коровы, Макар лошади, Артем козы и т. д.

Воспитатель: Ребята, а это кто?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Откуда он взялся, он живет в деревне?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Значит это какое животное?

Дети: Дикое.

Воспитатель: Наверное заяц убегал от волка и заблудился.  Я вам сейчас загадаю загадки и мы узнаем еще кто живет в лесу.

-Кого в лесу называют самой хитрой ( лиса)

-Кто всю жизнь иголки носит (ёж)

- Какое животное всю зиму спит( Медведь)

- Кого в лесу называют длинноухим( Заяц)

Молодцы ребята всех животных угадали.

Физминутка.

Зайки скачут скок, скок

на зеленый, на лужок

Травку щиплют кушают

Осторожно слушают, не идет ли волк. Волк идет!

Воспитатель: Посмотрите ребята сколько на поляне цветов выросло. Какое время года у нас.

Дети: Весна.

Воспитатель: Давайте соберем цветы и подарим их бабушке в деревне. (дети собирают цветы и называют какого они цвета и сколько штук они собрали). Ребята , а мы про зайчика забыли, наверно он проголодался. Давайте, мы его угостим. Как вы думаете что любит зайчик?

Дети : Морковку.

Лепка; Морковка для зайчика

Воспитатель показывает детям приемы лепки.

Берем кусочек пластилина оранжевого цвета, ложем на ладошку прикрываем другой и раскатываем колбаску, получившуюся колбаску с одной стороны вытягиваем носик, чтобы получилась морковка.

 В конце у морковки хвостик зеленого цвета. Хвостик у морковки раскатываем шарик из пластилина и расплющиваем пальцами и соединяем с морковкой. Мы сейчас с вами угостим зайку.

Вот и закончилось наше путешествие. Зайка доволен и говорит вам спасибо. А наши цветы подарим бабушке и обратно поедем в детский сад. ( воспитатель раздает билеты в виде геометрических фигур и под музыку « Автобус» едем в детский сад).

Воспитатель: Куда мы с вами ездили? Кому ездили? Кто в деревне живет? Какие животные?  А в лесу какие животные? Что слепили для зайки?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Моторика и ум"

Связь развития мелкой моторики и интеллектуальных способностей ребенка....

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Развитие мелкой моторики пальцев.

Развитие мелкой моторики пальцев рук сказывается на развитие детской речи, внимание, умственную активность, развивает и стимулирует интелектуальную и творческую деятельность. Развитие навыков мелкой м...

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Консультация «Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Все предметы, с которыми действует  и которые создаются детьми в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений...

Консультация "Развитие мелкой моторики рук"

Значение развития мелкой моторики рук детей. Какие игры можно изготовить своими  руками и использовать дома....