"Знать - значит понимать"
статья (средняя группа) по теме

Засеева Татьяна Михайловна

Описание возрастных особенностей детей 4-5 лет как основы для творческого подхода к работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blog_dlya_roditeley.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАТЬ – ЗНАЧИТ ПОНИМАТЬ

Статья подготовлена воспитателем ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района г. Санкт-Петербурга Засеевой Татьяной Михайловной

В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

Дети начинают использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Важным психическим новообразованием является умение оперировать в уме представлениями о предметах и обобщенных свойствах этих предметов. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому.

Дети среднего дошкольного возраста свободно ведут счет в пределах 5, видят геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называют времена года, части суток. Совершенствуется ориентация в пространстве, дети различают правую и левую руку.

Дети способны на сосредоточенную деятельность в течение 15–20 минут. Важным показателем развития является то, что к 5 годам дети начинают активно играть в игры с правилами, как настольные, так и подвижные.

К 5 годам многие дети хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними, способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

        В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. К 5 годам большинство детей начинает правильно произносить все звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, речь становится более связной и последовательной. Для установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Мнение сверстников приобретает особую значимость. В группах начинают выделяться лидеры, появляются конкурентность, соревновательность.

При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок часто реагирует повышенной обидчивостью.

        Дети ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и как не надо себя вести.

Дети становятся более эмоционально устойчивыми, менее  капризными.

В игре дети начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами в соответствии с реальной действительностью. В игре дети называют свои роли, но понимают их условность. В процессе игры роли могут меняться.

Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга.

Сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Проектная деятельность: что должен знать, уметь, понимать воспитатель?"

На данном педсовете  раскрываются основные определения, типы, этапы и формы работы проектной деятельности в детском саду....

Консультация на тему: "Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека"

Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа.При воспитании у ребёнка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и пережи...

Знать и понимать ребенка.Советы детского психолога.

Знать и понимать ребенка: советы детского психолога Ситуация 1.Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, ...

Знать и понимать ребенка.Советы детского психолога.

Знать и понимать ребенка: советы детского психолога Ситуация 1.Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, ...

Деловая игра с родителями "Знать и понимать ребенка"

Цель – решение вопросов воспитания детей, связанных с учётом особенностей ребёнка и условий его жизнедеятельности, признание права ребёнка «быть самим собой».Задачи:1.    Повысить ...

Занимательные истории о главном. Что нужно знать и понимать каждому ребёнку.

Данный методический материал необходим для ознакомления детей с правилами пожарной безопасности, который в занимательной и интересной форме расскажет о пользе и вреде огня....