Модель работы со сказками
статья по теме

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Сказка способствует формированию у детей нравственно-патриотических понятий. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, и сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим.

  Очень важна среда, которую создаёт сказку, и её восприятие ребёнком. Отсюда вытекает необходимость самостоятельно сыграть сказку, прожить её сюжет. Поэтому необходимо внедрять в свою работу современные методики, методы и приёмы, а также создать своеобразную модель по ознакомлению детей с художественным творчеством.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_raboty_so_skazkami.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

               Модель работы со сказками

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Сказка способствует формированию у детей нравственно-патриотических понятий. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, и сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим.

  Очень важна среда, которую создаёт сказку, и её восприятие ребёнком. Отсюда вытекает необходимость самостоятельно сыграть сказку, прожить её сюжет. Поэтому необходимо внедрять в свою работу современные методики, методы и приёмы, а также создать своеобразную модель по ознакомлению детей с художественным творчеством.

 

                         Задачи работы со сказками.

  • Нравственно – патриотическое воспитание.
  • Воспитание добрых чувств.
  • Развитие психических процессов.
  • Развитие мелкой моторики.

                        Темы работы со сказками.

  • Сказка и математика.
  • Экология в сказках.
  • Туристско-краеведческие сказки.
  • Осторожные сказки (ОБЖ).

Методы, приёмы, игровые комплексы, развивающие игры в работе со сказкой.

Методика К.Орфа (речевые игры) – развитие фонематического и ритмического слуха.

Методика И.В.Потаповой (штриховка) – развитие синтетического логического мышления, мелких мышц кисти руки.

Методика Л.А.Венгера – формирование умения выделять в сюжете сказки главное, несколькими словами передавать содержание отдельной сцены.

Методика Л.Б.Фесюковой – развитие образного и логического мышления, творческих способностей.

Методика Д.Родари – формирование умения анализировать, рассказывать, развитие творческого воображения.

Игровые комплексы В.В. Воскобовича – интенсивное интеллектуальное развитие.

ТРИЗ – развитие творчества, воображения, умения принимать нестандартные решения.

Игры А.Зака – развитие умственной деятельности.

Дидактические средства Кюизенера – формирование умения считать, измерять, решать задачи.

Развивающие игры Б.П. Никитина – развитие конструкторских навыков.

Игры с логическими блоками Дьенеша – формирование умения сравнивать предметы по одному-четырём признакам.

Коллажи – развитие умения с помощью заместителей понимать и рассказывать сказку по коллажу, обучение правильному звукопроизношению.

Мнемотехника – развитие основных психических процессов, формирование умения преобразовывать абстрактные символы в образы, развитие мелкой моторики.

Карты В.А. Проппа – развитие внимания, сюжетного восприятия сказки, связной речи, обогащение словаря.

Моделирование – расширение представлений о художественных образах сказки, развитие логики мышления.

Моделирование Н.Н.Кондратьевой – обобщение представлений детей о природе.

 Мировые головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо» - умение соотносить геометрические фигуры, находить взаимосвязь между ними.

                День сказки в детском саду.

                             Сказка учит добро понимать.

                            О поступках людей рассуждать,

                             Коль плохой, то его осудить,

                             Ну а слабый – его защитить!

                              Дети учатся думать, мечтать,

                              На вопросы ответ получать.

                            Каждый раз что-нибудь узнают,

                               Окружающий мир познают.

                                               УТРО

Сюрпризные моменты для введения детей в сказочный мир:

  • На стекле окна группы можно расположить зайца, сделанного из бумаги, с письмом;
  • Можно просить детей прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки;
  • Дети в группе могут найти цветик-семицветик с заданиями, разноцветную радугу или шарики из разноцветного сказочного государства;
  • Услышать голос волшебного цветка, что вырастила Фея доброты;
  • Превратиться в маленьких волшебников;
  • Приготовить красивую шкатулку с куклами;
  • Дети могут услышать звон колокольчиков за дверью.

              Детям можно предложить следующее:

  • Принять участие в дидактической игре «Что изменилось в группе»;
  • Подготовить выставку книг по сказкам народов мира;
  • Участвовать в викторине по сказкам, стихотворным миниатюрам, иллюстрациям из сказок;
  • Дети могут сами изобразить  сказочных героев из предложенных им природных материалов. Сделать например, черепаху из пластилина и ореховых скорлупок, или аппликацию журавля, используя засушенную листья;
  • Предложить послушать музыку;
  • Перевоплотиться в сказочных героев;
  • Принести в группу «сказочную» шкатулку, в которой хранится «волшебная палочка» и другая сказочная атрибутика;
  • В этот день дети могут получить звуковое письмо от одного из героев и отправиться в сказку. Вариант  звукового письма:

         «Мои маленькие Друзья! Сегодня сказки откроют вам свои волшебные двери, и вы придёте в гости к сказочным героям. С какими удивительными персонажами вы встретитесь, узнаете, отыскав мои подсказки в группе».

Варианты зарядки

  1. Пробежка на воздухе, оздоровительный бег.
  2. Игра-превращение (сюжетная гимнастика).
  3. Пройти, как мишка косолапый, как хитрая лиса…
  4. Аэробика «зверят» с представлениями по сказке «Теремок».
  5. Музыкально-ритмическая гимнастика с элементами народных танцев, психогимнастики.
  6. Свободные движения, имитация действий сказочных героев.

Детям будет интересно преодолевать сказочные препятствия, и выполнять сказочные задания: перепрыгивать через ручеёк с палочкой-выручалочкой, попадать в царевну- лягушку и т.д.

    Зарядка в стихах (по сказкам В.Сутеева)

Рано утром по порядку  

Дети строятся, ходят.

Мы выходим на зарядку:

Первым Петя-петушок,

Гордо вскинув гребешок –

Важная походка,

Шёлкова бородка –

Очень весело идёт

И пример нам подаёт.

Гляньте, вон два молодца

Ходят парами.

Только вышли из яйца:

И цыплёнок, и утёнок

Чинно парами идут

И от нас не отстают.

Очень узкая дорожка –

Ходят по ребристой дорожке.

Где бы нам поставить ножку?

Друг за дружкою пойдём

И дорожку ту пройдём.

Ой, глядите – три котёнка –

Ходят тройками.

Шаловливых три ребёнка –

Дружно тройкою идут.

За собою нас ведут…

От котят мы не отстанем –

Все за ними в тройки встанем.

Высоко подняли ручки –

Ходят на пятках.

Мышки – бабушка и внучка,

На носочках тише, тише…

Ну, и мы пойдём, как мыши.

А потом ходьбой простой

Ходят обычно

Шли колонною одной.

Но недолго так мы шли:

На болото набрели.

Мы совсем не размышляли,

Прыгают с продвижением вперёд.

А по кочкам прыгать стали:

Кочка, кочка, бугорок,

Ну а вот уж и лесок!

Очень мы развеселились

Бегают.

И бегом бежать пустились!

Как лошадки мы бежали

Бегают «лошадкой».

И колени поднимали!

Тут мы волка увидали,

Бегают врассыпную.

Врассыпную побежали –

По тропинкам, по дорожкам,

Лишь мелькают наши ножки!

Лес остался позади –

Ходят медленно.

Можно медленно идти:

Волк за нами не пойдёт –

Он ведь в чаще лишь живёт!

Останавливаются.

               Общеразвивающие  упражнения

  1.  Ну-ка зайки выходите:

Лапки, спину разомните.

Лапки выше поднимите

И на солнце посмотрите.

Лапки вниз и потрясите –

И всё снова повторите.

  1. На спортивную площадку

Приглашаются мышатки.

Эй, мышата, улыбнитесь

Вправо-влево поклонитесь.

  1. До чего ж капризна кошка!

Рассердилась вдруг немножко:

Спину выгнула дугой

И шипит на нас с тобой!

А потом прогнула спину,

Хвост поставила трубой.

Подобрела наша кошка –

До чего ж она  хорошая!

  1. На дорожку ёжик сел –

     Отдохнуть он захотел:

     Стал ёж стопы разминать.

     Их туда-сюда качать!

  1. Ой, на травке шелковистой

Вижу Петю- петушка!

Гляньте, мушка и лягушка

Разминают все бока –

По траве катаются:

Тоже закаляются!

Ну-ка, киска, выходи,

Всех на завтрак ты веди!

Ещё надо не забыть:

Лапки детям всем помыть!

  1. Гляньте, скачут друг за дружкой

Зайчик серый и лягушка!

С них должны пример мы взять,

С ними вместе  поскакать!

Подошло время завтрака.  Но не всегда легко уговорить детей съесть его. Как можно заинтересовать ребёнка? Необычностью.

Помощник воспитателя приносит завтрак в «волшебном» горшочке. Можно прочитать детям потешку:

                         Умница, Катенька,

                         Ешь кашку сладенькую,

                         Вкусную, пушистую,

                         Мягкую, душистую.

                         Манную, манную,

                         Очень желанную.

                         Вкусную, нежную.

                         Очень полезную!

Можно предложить разные варианты завтрака:

  • «Завтрак для богатырей».
  • «В гостях у Красной Шапочки».
  • «Завтрак дружной семьёй».
  • «Гостиница для зайчат».
  • «Угощенье от Лисички».
  • «Сюрприз в ладошку».
  • «Дары скатерти-самобранки».

Загадочность, немного интриги поможет воспитателю в этом режимном моменте.

                                         ДЕНЬ

Перед занятиями целесообразно провести игры и игровые упражнения, основанные на сказках.

При этом следует учитывать возрастные особенности детей. Игры и упражнения можно использовать и для индивидуальной работы в тетрадях, для индивидуальной работы в тетрадях, для самостоятельной работы в альбомах.

  При ознакомлении ребёнка со сказкой можно использовать различные методы и приёмы.

  • Применение метода моделирования.

Моделирование – один из методов, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное – останавливать внимание на логике изложения, характерных признаках персонажей, меткости народного языка.

Чтобы перейти к моделированию (символическому обозначению героев сказки), сначала необходимо прочитать и побеседовать о содержании, затем ещё раз прочитать и пересказать сказку, и только потом перейти к собственному моделированию, непосредственному пересказу по предложенным признакам – моделям.

                               Модель сказки «Репка»

    Посадил дед репку. Выросла репка, какая? (Большая, жёлтая, круглая.) У репки сверху листики (маленькие, зелёные).

    Пришёл дед репку тащить. Дед какой? (Старый, усатый.)

    Пришла бабка. Бабка какая? (Старая, на голове платочек.)

    А внучка какая? (Маленькая, с бантиком.)

    Собачка Жучка какая? (Хвост бубликом.)

    Кошка какая? (Серая, мягкая, усатая.)

    А мышка какая? (Маленькая.) Что есть у мышки? (Ушки, хвостик.) Хвостик тоненький, как ниточка. И т.д.

Используя моделирование, следует обращать внимание детей на характерные признаки персонажей и при создании моделей должны придерживаться того, что запомнили дети о сказочных героях.

  • Использование коллажа.

Коллаж – это учебное пособие, состоящее из листа картона, на который наклеены картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры. Кажущийся беспорядок и составляет суть коллажа. Главная его задача – соединить, связать все эти изображения и символы в единый сюжет. Таким образом происходит обработка сюжетного метода запоминания. Использование развивающего коллажа способствует развивать у детей психическую активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки.

  • Мнемотаблицы  

удобно использовать в качестве дидактического материала. Мнемотаблица – схема, в которую заложена определённая информация.

 На первом этапе дети их рассматривают, разбираются в том, что изображено.

На втором этапе воспитанники перекодируют (преобразовывают) информацию из абстрактных символов в образы персонажей сказки.

На третьем этапе осуществляется пересказ сказки с опорой на символы. Происходит обработка метода заполнения. Можно сделать и графическую зарисовку мнемотаблицы.

Надо помнить: для детей средней и старшей  возрастных  групп материалы должны быть цветные. Опорными в таблице являются изображения главных героев, но можно отобразить и явления природы. В отличие от коллажа, символы подаются в определённой последовательности.

  • Использование карт Проппа.

Наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь.

Представленные в сказках функции (запрет, появление главного героя, победа, возвращение домой) являются обобщёнными действиями, понятиями – это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление.  Карты-опоры, где каждая из функций обозначена символом, можно использовать и при сочинении сказок.

Такие моменты, как трудные испытания, победа, появление главного героя, вредительство, задача, борьба, используется при ознакомлении со сказками, а некоторые из них (сверхъестественная сила, антигерой, волшебные дары, встреча с дарителем)  применяются при творческом сочинительстве.

  • Использование метода Монтессори.

Для развития фантазии важна не только окружающая среда, но и её восприятие ребёнком, то, как она ему преподносится.

Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, участвуя в ней прожив её сюжет.

Сказку можно нарисовать, сложить из ткани, переодеться в героев сказки и станцевать, создать сказочные звуки и запахи.

Большую помощь в этом  может оказать Монтессори-материал (пипетки, баночки с зерновыми культурами, мешочки с травами).

Запомнить цепь событий, происходящих в сказке, помогают «кубики времени», разработанные и изготовленные по методу Монтессори. Каждая сторона кубика паредставляет собой своеобразный «кадр» из сказки, эпизода. С помощью этих эпизодов дети восстанавливают цепь событий, происходящих в сказке.

  • Применение тактильных дощечек.

Эти методы и приёмы следует использовать не только на занятиях, но и в различных режимных моментах, при проведении физкульт минуток, а также при индивидуальной работе с детьми.

                                  ПРОГУЛКА

Как интереснее организовать прогулку по сказкам?

 Ещё в группе нужно настраивать детей на прогулку. Можно использовать такой приём: вдруг дети находят в раздевалке следы какого-то сказочного героя, распознают, чьи они. Затем дети находят этого героя на участке, и он призывает их понаблюдать за природой. Дети с удовольствием наблюдают за облаками, отгадывают, на кого из героев сказки похожи облака, рисуют их очертания на земле, песке, снеге.

  • Наблюдение за ветром. Какую сказку он прошептал на ушко? Запах, какого королевства принёс ветер?
  • Можно предложить игру «Мы фотографы», где ставится задача: запомнить и описать или нарисовать, то, что увидели дети.
  • Предложить детям решить проблемные ситуации: что было бы, если спряталось солнце, вышел из-за куста волк.
  • Дети любят играть с песком. Можно построить из песка дом для капризной кошки, лабиринт для злого волка.
  • Какая же прогулка без подвижных игр? Игры-эстафеты парами. Пройди той же дорожкой, которой шли Заяц и Ёж из сказки «Палочка- выручалочка».
  • Трудовые поручения пройдут интересно и плодотворно, если их назвать «Волшебная метка», «Палочка-выручалочка», «Золушка».
  • Также интересны формы проведения наблюдений, решение проблемных ситуаций, трудовая деятельность в виде помощи любимым сказочным героям – это позволяет разнообразить прогулку, делает её насыщеннее и увлекательнее.

Подошло время обеда. Он может быть продолжением утренней сказки. А можно придумать что-нибудь новенькое, оригинальное. Например:

  • «В гостях у кролика».
  •   Что было бы, если…
  •   Музыкатерапия.
  •  «Витамины в тарелке».
  •  «Богатырский обед».

Обед закончен. Подошло время укладывать детей спать.

Возьмём и здесь сказку к себе в помощники. Варианты приготовления детей ко сну.

  • Почитать полюбившиеся сказки.
  • Послушать музыку, почитать потешки.
  • Раскрыть зонтик со снами Оле-Лукойе.
  • Помогут заснуть мешочки с запахами «Сон-трава».
  • Можно спеть детям одну одну из колыбельных, песен, например:    Баю-баю, спи, дружок,

                        Повернись на правый бок,

                        Только ты один не спишь,

                        Закрывай глаза, малыш.

                        Лунный лучик-озорник

                        Сквозь окошечко проник,

                        Примостился на подушке,

                        Шепчет песенку на ушки.

  • Дети могут переплыть море сказок на морской кровати.

Дети спят, а мы уже думаем, чем их занять, когда они проснутся.

  • Игра с одеялом. Например,можно предложить детям игры на развитие воображения «Угадай, на какого героя сказки похоже одеяло».
  • Игра с пальчиками рук и ног, сопровождение движений стихотворной формой по сюжетам сказок или действиям героев из разных сказок или действиям героев из разных сказок.
  • Хождение по сказочной дорожке. Можно использовать любые дорожки «Цветик-семицветик» и др.
  • Контрастные воздушные ванны можно связать со сказкой «Двенадцать месяцев».

Встречается зима с весной. Можно попасть в царство Снежной королевы.

  • Дыхательная гимнастика.
  • Игры с водой, опыты с водой, связанные со сказками.

Незаметно подходит вечер. Нужно хорошо продумать, что можно предложить детям, чтобы поддержать интерес к сказке!

                                           ВЕЧЕР

Заинтриговать детей и провести вторую  половину дня под названием «Тайны сказочного вечера» помогут посиделки со сказочным героем, или нахождение волшебного письма- пожелания, волшебный клубок и др.

  • Можно предложить рисунки-фантазии.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Доктор Айболит», «Моя семья» с Красной шапочкой. Игры-забавы на примере сказки «Колобок».
  • Драматизация, использование всех видов театра. Игра «без слов» - показать эпизод с помощью мимики и жестов.
  • Строительные игры: избушка на курьих ножках, дворец царевны Несмеяны.
  • Кроссворды, ребусы, загадки по сказкам народов мира.
  • Литературный праздник «Салат из сказок».

День, проведённый в детском саду, подходит к концу, но ещё предстоит встреча с родителями.

Что можно порекомендовать родителям, чтобы работа по этой теме продлилась ещё и дома? Варианты:

  1. Семейная викторина.
  2. Предложить родителям прочитать ребёнку одну из сказок народов мира.
  3. Театр кукол дома.
  4. Домашнее задание детям: нарисовать, как прошёл день в сказках. А внизу в виде пиктограммы нарисовать своё настроение.
  5. Создать у себя дома уголок необдуманных поступков, где родители могут разместить отрицательных и положительных героев сказок.
  6. Пересказ сказки в лицах.

Нет предела направлениям и методам при ознакомлении дошкольников со сказкой.

Представленные рекомендации и технологии помогут коллегам

разумно и творчески использовать все, что предлагалось, выбрать

самое нужное, и сделать все последующие дни по-настоящему сказочными, полезными и незабываемыми для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и модель работы с детьми дошкольного возраста по ПДД

Презентация. Система работы по знакомству детей с правилами дорожного движения младшего и старшего возраста....

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....

Модель «Работа педагога по использованию здоровьесберегающих технологий в работе детьми 3-7 лет»

Модель «Работа педагога  по использованию здоровьесберегающих технологий в работе детьми 3-7 лет»...

Модель работы со сказкой

Семинар-практикум  для педагогов  ДОУ...

Модель работы инструктора по физической культуре по использованию НРК и УМК в работе с дошкольниками

Презентация на тему: Модель работы инструктора  по физической культуре по использованию НРК и УМК в работе с дошкольниками...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...