Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников в театрализованной деятельности
материал (младшая группа) на тему

Сагдарова Эрзият Рауфовна

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsvetu.docx542.62 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие  педагогов  ДОУ с  родителями воспитанников  

в  театрализованной деятельности

От того, как прошло детство, кто вёл 

ребенка за руку в детские годы, 

что вошло в его разум и сердце 

из окружающего мира – от этого 

в решающей степени зависит, каким 

человеком станет сегодняшний малыш. 

В.А.Сухомлинский

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

 Взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

                  Современные родители достаточно образованы.  У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из различных источников, но она не предполагает наличие «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи, испытываемых ею трудностей. Такая коммуникация носит опосредованный характер.

Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об умении родителей использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. На это направлены разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. С первых дней знакомства, я стараюсь вовлечь родителя в жизнь детского сада, выбирая разнообразные  формы работы.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Досуговые формы – Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало еженедельная организация и  проведение театрализованной деятельности –пальчиковый театр.

Пальчиковый театр – это одна из отличных сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного. Кроме этого это отличный способ выразить себя, свои творческие способности, ведь театр – это искусство. Детское творчество в пальчиковом театре становиться незаменимым в воспитании гармоничной личности.C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_7640.JPG

Пальчиковые игры. Когда же они возникли? Так ли они нужны? И для чего собственно нужно в них играть? Так вот, как оказалось, ещё во втором веке до нашей эры в Китае знали о том, что развитие головного мозга неразрывно связано с моторикой рук. Древние китайцы обнаружили, что упражнения для пальцев и рук производят невероятный эффект на организм в целом. Они гармонизируют тело и разум, положительно влияют не деятельность мозга.

Например:

Большой палец – отвечает за активность головного мозга.

Указательный – связан с желудком.

Средний – с кишечником.

Безымянный – с печенью и почками.

Мизинец – с сердцем.

Наши предки тоже активно использовали пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки»? «Идет коза рогатая». Возможно, они не догадывались о точной пользе этих игр, но, как оказалось, очень правильно играли со своими детьми.

Развитие мелкой моторики у детей от 1,5 до 6 лет – очень полезное занятие. По пластичности движений пальчиков можно судить о развитии речи у ребенка.
Развитие речи у ребенка происходит в период от полутора до трех лет. Именно к 3-м годам детские ручки могут имитировать движения взрослой руки. С чего же начать? В возрасте полутора лет отличным вариантом станет использование различных пальчиковых потешек. Вспомним, как лает собака, или изобразим голубя. А можно поиграть с пальчиковыми куколками, поупражняться в различных шнуровках, использовать для игры крупные пазлы и кубики. Главное – ребенок должен делать это с удовольствием. Если вдруг от какой-то формы занятия он категорически отказывается, займитесь с ним чем-то другим. Время одной игры – около 2-3-ех минут.
Пальчиковый театр

В возрасте от трех до шести лет игры усложняются, они становятся более продолжительными по времени, могут сопровождаться рассказом, который выучивается с ребенком. Не отказываясь от пальчиковых игр, гимнастики для пальчиков, можно уже перейти к мозаике, пластилину, а в шесть лет – к вышивке и бисероплетению .

А в возрасте от шести до восьми лет можно уже создавать пальчиковые и кукольные театры. Это отлично развивает мелкую моторику, пальчики становятся очень подвижными, и к тому же в вашем доме появляется маленький актер, наизусть знающий сюжет всего спектакля.

О пользе пальчикового театра созданного руками родителей... 

Уникальность пальчикового театра в том - что это работа любящей и заботливой мамы. Каждая кукла содержит частичку ее души, мыслей, и несет творческую энергию, которая способна передаваться ребенку.
Пальчиковый театр -
это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть, или, как вариант, одеть его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе. Если кроха совсем еще мал, за него это сделает мама - и благодарности вашего малыша не будет предела :))
Театр –
это еще и прекрасный речевой и сенсорно – двигательный тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, и научат ставить домашние мини –представления.

Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные "декорации": дерево, домик, репка и т.п. Пальчиковый кукольный театр можно купить в магазине или сделать самому.
Игры с пальчиковым кукольным театром очень полезны для детей. Они развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.  

С чего начать?

В зависимости от возраста ребенка и его предпочтений выбираем сказку. Легко играются сказки: «Колобок» , «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Три медведя»

Далее читаем сказку.

Это особенно важно для маленьких ребятишек. Сказку нужно прочитать медленно, с выражением озвучивая каждого героя. Можно изменять высоту голоса, подражая каждому из персонажей. Рассмотрите с малышом героев на картинках, обсудите, какие они (какого цвета; большие или маленькие; гладкие, пушистые или колючие и т.д.), а так же поговорите об их характерах (добрый герой или злой; веселый или грустный; хитрый или наивный; умный или глупый и т.д.). Обязательно ответьте на вопросы малыша, удовлетворить его любознательность очень важно.

Пора сделать персонажей. К изготовлению пальчикового кукольного театра из бумаги можно и нужно привлечь малыша. Процесс создания фигур из бумаги может оказаться для него чрезвычайно интересным.
В зависимости от возраста доверьте ему те задания, с которыми он справится: складывать бумагу, приклеивать ушки, закрашивать или рисовать мордочки и лица - любое из этих занятий доставит малышу много радости, если Вы сами с увлечением и радостью будете мастерить вместе с ним.

Для их изготовления Вам понадобятся:
бумага (белая, цветная), клей, ножницы, фломастеры (карандаши, краски)

Предлагаю Вам схему складывания.http://podrastay-ka.ucoz.ru/Posobiy/710.jpg

Возможна она для многих знакома. Это стаканчик оригами.http://podrastay-ka.ucoz.ru/Posobiy/i2.jpg

Основа нашей пальчиковой куклы готова. Посоветуйтесь с детьми какого цвета должен быть персонаж, например заяц - белый, лиса - рыжая, путь малыш сам подберет цвет. Э то поможет вам закрепить знание цветов и умение соотносить из к предмету.
Теперь вырезаем и приклеиваем фигурке ушки, рожки, хвостик и т.д. (в зависимости от персонажа).
Остается фигурку раскрасить и нарисовать мордочку (или сделать глазки и носик из цветной бумаги).

        Начнем представление!

Расставьте декорации. Поставьте ширму, ею может быть спинка стула, покрытая тканью. Нарисуйте афишу. Сделайте билеты (можно просто ставить детскую печать или отпечаток детского пальчика, раскрашенного фломастером на кусочке бумаги). Соберите зрителей (родственников, кукол, мягких игрушек).

Когда роли исполняют взрослые

Первый этап в работе с пальчиковым театром, это когда роли и чтение сюжета берет на себя взрослый – родители или воспитатель детского сада. Здесь дети выступают только как зрители. Единственное, что можно использовать из активизации зрителя – это вопросы в зал, типа: — ребята, а вы любите мороженое? Или – а куда убежала лиса? И так далее. Первые занятия с пальчиковым театром должны проходить чисто как театральные представления. Из них дети узнают правила и традиции театрального искусства, порядок действия и так далее.

Когда дети участвуют в пальчиковом театре.

Вторым этапом работы с пальчиковым театром можно назвать этап, когда в игру включаются дети, непосредственно как участники действия. Они играют роли, озвучивают их, учат стихи и тексты. Дети — актеры. Поначалу, ребятам достаточно доверять маленькие несложные роли тексты, в которых несложные, повторяются. К примеру, в сказке «Колобок», роль колобка можно отдать ребенку, предварительно сократив текст песенки Колобка до такого:

Я колобок-колобок, Я от бабки ушел, я от дедки ушел…
И от тебя …. (название героя, Зайчик) тоже уйду!

Успешность творческих способностей детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями  в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада: музыкально-творческому развитию ребёнка, поддерживанию стремления к драматизации, пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулированию попыток детей к самостоятельным действиям. Необходимо убедить родителей в важности художественно-эстетического воспитания, поскольку оно тесно связано с развитием эмоционального мира ребенка и его интеллектуальным развитием, формированием важных духовно-нравственных понятий.

Формы работы с родителями при организации театрализованной деятельности, осуществляются по следующим направлениям:

Основы домашнего театра – обучение организации домашнего театра (пальчикового, кукольного, драматического), в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи и дети.

Практические занятия для родителей по организации домашнего театра:

1 – игры имитации; 2- ролевые игры; 3 – игры импровизации; 4 – игры представления; 5 – кукольные представления.

Организация творческой мастерской по изготовлению совместно с детьми кукол, декорации для театра.

Консультации по вопросам художественно-эстетического воспитания детей – проводятся индивидуально, когда есть необходимость в общении с отдельной семьей.

Домашние задания являются важной формой взаимодействия. На занятиях дети получают посильные для них задания, к выполнению которого обязательно должны подключиться родители. Выполняя его, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время  взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни в детском саду.

Дневник достижений – в него вносятся различные достижения ребенка: фотографии, сделанные во время праздников, развлечений; сочиненные тексты и модели песенок и др.

Посещение театров (драматического, музыкального, кукольного), концертных залов, цирковых представлений -  приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений – оперы, балета, мюзикла, в основе которых сюжеты художественных произведений, доступные детям этого возраста.

Организация домашних постановок – родители могут организовать кукольный или пальчиковый театр, используя для этой цели, имеющиеся в доме игрушки или изготавливая кукол своими руками из разных материалов. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской,  доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. Для осуществления  данной работы в семье, должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек и кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной, совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, игры, танцы, хороводы, сопровождаемые музицированием с  помощью элементарных музыкальных инструментов и др.)

Конечно не всех родителей можно привлечь к активному участию в подготовке и проведении, но всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать на детском празднике. Родителям, которые стесняются  выступать на публике, можно предложить задания другого плана, например, сшить костюмы, сделать декорации к кукольному спектаклю, несложные музыкальные инструменты для детского творчества.

Таким образом, взаимодействие педагогов ДОУ и родителей при организации театрализованной деятельности, способствует повышению качества художественно-эстетического развития дошкольников. Задача родителей  - содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая  стремление к  драматизации, пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям. А задача педагогов – научить родителей правильно и интересно организовывать в  семье жизнь ребенка, создавая необходимую художественно-эстетическую среду, организуя семейный досуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...