Уроки правил дорожного движения для взрослых «Дорожно-транспортные происшествия и их причины»
материал по обж по теме

Гонтова Ольга Яковлевна

В детском саду и семье формирование у детей навыков безопасного поведения в транспорте и на улице необходимо  считать задачей №1. Это вопрос сохранения жизни и здоровья маленького человека в окружающей внешней среде, полной опасностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_po_pdd.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

        Ежегодно каждый сотый ребенок попадает в больницу в результате полученной травмы. Для детей старше 4-х лет транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом количества автотранспорта и снижением культуры дорожного движения. Поэтому и в семье, и в детском саду формирование у детей навыков безопасного поведения в транспорте и на улице необходимо  считать задачей №1. Это вопрос сохранения жизни и здоровья маленького человека в окружающей внешней среде, полной опасностей.

Что может быть важнее его?

Причины дорожно-транспортных происшествий

  • Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из детей имеет привычку останавливаться перед  переходом проезжей части, внимательно ее осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  • Выход на проезжую часть из-за микроавтобуса или другого препятствия (дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника, сугроба).
  • Игра на проезжей части;
  • Ходьба по проезжей части.

        На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

Физиологические

  • Ребенок до 8 лет плохо распознает источник звуков (он не всегда может правильно определить направление откуда доносится шум);
  • Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребенка намного меньше.  В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1\10 часть поля зрения взрослого человека!!!
  • Реакция у ребенка по сравнению со взрослым значительно замедленнее. Времени, чтобы отреагировать на опасность, необходимо значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 секунды. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды. Ребенок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, потому что на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это необходимо лишь четверть секунды!!!
  • Надежная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Психологические:

  • У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребенок убежден, основываясь на аналогичных движениях из мира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться также мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребенка постепенно  уже в школе.
  • Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв «обо всем на свете». Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
  • Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведет его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах зачастую им недооценивается.

     

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идет о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закрепленное многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать ее слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим, практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребенку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из микроавтобуса, вести ребенка до пешеходного перехода, то такой маршрут станет для него привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге!!!

Работа по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге должна быть систематической. В детском саду проводят с детьми беседы, игры, занятия, развлечения, выставки рисунков на данную тему. 

Но этого мало!

Практическое применение этих знаний целиком ложится на ваши плечи, уважаемые родители, взрослые!

Единство требований к детям – это условие безопасности детей!

Родитель-водитель, помни!!!

  • Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они еще не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч - обязательно появится ребенок. Знай это и заранее притормози.
  • Если ребенок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлеченный своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает «бамперный перелом» - перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "образовательный проект «Правила дорожного движения для взрослых и детей»"

В разработке содержится материал образовательного проекта для родителей по обучению детей правилам дорожного движения....

Праздник Первые Уроки "Правила дорожного движения"

Закрепление знаний правил дорожного движения...

Программа по профилактике дорожно - транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения "Автоша"

В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах.Дети – самая уязвимая категория участников дорожного дв...

Открытый урок "Правила дорожного движения"

Активировать и проверить знания о назначении и видах дорожных знаков; закрепить знания о правилах дорожного движения и безопасном поведении на улице; развивать стремление к изучению правил...

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения воспитанников «Безопасность для малышей»

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения воспитанников «Безопасность для малышей»...

Родительское собрание в форме игры-КВН по ПДД "Правила дорожного движения для взрослых и детей"

Коспект родительского собрания  по правилам дорожного движения в форме игры-КВН....

«Соблюдаем правила дорожного движения – предупреждаем детский дорожно-транспортный травматизм»

Основой безопасности  детей на дорогах города является высокая компетентность родителей (законных представителей) в проблеме профилактики  и предупреждения детского дорожно – транспорт...