Гендерное воспитание
консультация (младшая группа) на тему
Что такое гендерное воспитание.
В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер» (от англ, «род») и «гендерное воспитание».
В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического понимания слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных особенностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мальчики и девочки - два разных мира»
Что такое гендерное воспитание.
В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер» (от англ, «род») и «гендерное воспитание».
В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического понимания слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных особенностей.
До чего девчонки все же
На мальчишек не похожи:
Ленты, банты, всякий хлам
И секреты по углам.
В. Лейкин
Очень долго, начиная с советских времен, на данную проблему внимания никто не обращал. Был один пол детей, и он делился на возрастные периоды: дети-младенцы, дети-дошкольники, школьники и т.д.
В той семье, где есть и мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и обучать их нужно по-разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми.
С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Малыша учат, что означает быть мальчиком или девочкой, потом мужчиной или женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Как воспитать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникали в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек?
Мальчики и девочки — два разных мира.
Именно в период раннего дошкольного детства ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он — мальчик или девочка. Далее, с 4—5 лет, дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки — женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.
Если б я мальчишкой стала,
Я бы тут же перестала
Злиться, вредничать, скучать,
Обзываться, хныкать, спорить,
Маму с бабушкою ссорить
И мальчишек поучать.
В. Лейкин
На первый взгляд кажется, что дети легко осознают, кто они: мальчики или девочки. Но это не так, в 3 года многие малыши не могут четко определиться со своим полом. Часто на занятиях с детьми в детском саду мы говорим: «Пусть похлопают в ладоши мальчики» — обязательно в ладоши похлопают и несколько девочек, и наоборот.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что у мальчиков осознание пола происходит в более трудных условиях, чем у девочек.
Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда становится менее привлекательным, и ребенок лишается возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Часто мы говорим ребенку, осуждая его за какой-либо проступок: «Так мальчики себя не ведут!» или «Ну какая же ты девочка!»
Как же к этому относятся сами дети? А дети не видят в этом ничего плохого. Ну и что такого, что девчонки подрались, ну подумаешь, мальчишки играют в куклы и нацепили на голову банты. Хотя многие дети уже на третьем году жизни осуждают нетипичное для данного пола поведение. Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот.Как заметить, что у ребенка еще не сформировалось понимание того, кто он - мальчик или девочка? Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить некоторые признаки, связанные с его поведением:
- стремится быть со взрослыми противоположного пола и активно подражает их поведению;
- предпочитает игрушки противоположного пола, может выбирать роли противоположного пола;
- часто желает изменить свой пол, иногда имя;
- рассказывай , что бы он сделал как представитель другого пола.
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял.
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Э. Успенский
Особенности мальчиков и девочек.
Что же делать педагогам и родителям, чтобы полноценно воспитать мальчика и девочку, будущих мужчину и женщину? Прежде всего необходимо знать о них как можно больше, об их психофизических различиях.
Мальчики | Девочки |
Начинают позже ходить, позже говорить, чем девочки. Они более подвижны. Травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще. | Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет. |
Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в себе, чем девочки. | С рождения готовы сглаживать любые неприятности, инстинкт выживания у них очень развит. Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость стрессам. |
Стремятся к независимости. | Готовы к зависимости. |
Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше. | Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых. |
Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном. | Любят похвалу в присутствии других детей, родителей. Любят, чтобы ими восхищались. |
Изображают в основном машины, самолеты. Рисунки у них более схематичны и динамичны. | Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер, имеют много декоративных элементов. |
Известно, что открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.
Очень важно общение отца с дочерью, а матери с сыном: ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына, а мужественность отца — проявлению черт женственности удочери. Поэтому для воспитания детей нужны оба родителя.
В семьях, где мать одна воспитывает ребенка, важно привлекать к воспитанию близких семье мужчин — дедушек, дядей и др.
Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчишек и девчонок, ведь они — будущие мужчины и женщины. Стремитесь воспитать в них положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

Игры наиболее эффективно создают педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель: развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу; закрепи
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано....
