Консультация для родителей "Ребенок учится логически мыслить".
консультация на тему

Рупосова Татьяна Васильевна

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:


http://www.videosocialmarketing.net/wp-content/uploads/2012/11/bigstock-Young-Science-Education-Boy-on-33977339.jpgF:\рамки\2.jpg

Особенности мышления детей дошкольного возрастаF:\рамки\2.jpg

В практике дошкольного образования и воспитания в понятии умственного восприятия ребенка включают обычно формирование восприятия и представлений, т.е. сенсорное воспитание и развитие мышления в разных формах и аспектах. Это вполне естественно, так как в познании связь чувственного и рационального непрерывно и неразрывно.

Мышление нормально развивающегося ребенка главенствуют формы, непосредственно связанные с восприятием и деятельностью, - наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Существуют разные точки зрения о сроках их созревания и доминирования. Наиболее важно то, что наглядно-действенное мышление является самой ранней и исходной формой мышления. На ранних этапах развития оно главенствует, потому, что у ребенка еще нет других средств для решения практических, познавательных и игровых задач. Мышление выступает в этот период как система внешних ориентировочных действий ведущих к практическому преобразованию на личной ситуации. С годовалого возраста начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира. Этот процесс познания носит характер экспериментирования. Ребенок при этом выявляет скрытые свойства окружающего мира. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения, место расположения знакомых предметов, решать простейшие задачи, связанные с преодолением препятствий на пути к желанной цели. От полутора до двух лет у ребенка формируется способность к решению задач не только методом проб и ошибок, но также и путем догадки. Это становится возможным благодаря переносу действия из внешнего во внутренний план (Ж. Пиаже). После полуторагодовалого возраста формируется реакция выбора объектов по наиболее ярким и простым признакам, прежде всего по форме, например, ШАР, КУБ. ребенок в полтора года может правильно отобрать в одну коробку маленькие шарики, а в другую - большие. Игра ребенка второго года жизни находится на этапе предметно-игровой деятельности, т.е. ребенок копирует действия взрослого с игрушкой.

Совершенствование движений расширяет возможность умственного развития и деятельности детей. К 2 годам ребенок различает некоторые формы (шар, яйцо), величину предметов, пространственное положение. Может выполнить следующую просьбу: «Пожалуйста возьми мяч у стола». В действиях ребенка можно заметить элементы сюжетной игры, дети в игре начинают использовать не только игрушки, а «Заменители» реальных предметов: камушек вместо мыла, палочка вместо термометра; пытаются группировать предметы но основание для группировки являются как существенные, так и несущественные признаки.F:\рамки\2.jpg

Если для детей второго года жизни характерным являлось то, что они мыслили главным образом о вещах, который ими воспринимались в данный момент и с которыми они действовали в настоящее время, то на третьем году жизни под влиянием накопленного опыта происходит дальнейшее развитие мышления.

В возрасте 3 лет начинают классифицировать предметы по каким-либо существенным признакам. И здесь опять-таки в первую очередь называются цвет, форма, величина предметов.

Начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу раннего возраста (к 3 годам) и по времени совпадает с двумя событиями: становлением элементарного самосознания и начала развития способности к произвольной саморегуляции.

Наглядно-образное мышление отличается от наглядно-действенного тем, что действия с предметами заменяются действиями с их образами.

К 3-х летнему возрасту складывается способность к обобщениям, к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования. Основную роль в совершенствовании всех этих способностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления. Само восприятие под влиянием этих процессов также развивается.

Основная форма мышления в среднем и старшем дошкольном возрасте уже наглядно- образная. На этой стадии развития преобразования ситуации происходит в идеальном образномF:\рамки\2.jpg

плане, без участия практических действий. Очень важно понять, что образное преобразование ситуации может возникнуть лишь на определенном уровне развития ориентировочной деятельности ребенка и этот уровень готовиться внутри наглядно-действенного мышления, возникает на его основе.

К 4 годам совершенствуется восприятие, дети овладевают умением сопоставлять предметы по длине, высоте, ширине. Могут называть предметы которых много или мало, различают величину: выше, ниже, толще, тоньше, отличают круг от квадрата и треугольника, учатся пользоваться понятием времени (утро, вечер, день, ночь), ориентируется в пространстве, различают времена года.

К 5 годам дети считают до 5, а некоторые и до 10, умеют сравнивать: «Три конфеты больше, чем две». Пятилетние дети успешно составляют из картинок группы предметов: фрукты, мебель, одежду. Однако возможны и ошибки. Дети могут объединить в одну группу предметов лодку, лейку и рыбу (объяснение: «Всем нужна вода»). Как только дети узнают такие обобщающие слова, как транспорт, садовые принадлежности, то ошибки исправляются.

К 6 годам ребенок приобретает способность понимать задачу, поставленную взрослым, он может самостоятельно договариваться со сверстниками о последовательности действий в игре. Дети считают в пределах 10, а некоторые и 20, овладевают элементарным сложением и вычитанием, у них формируется понятие о делении на равные части. Дети запоминают последовательность дней недели, месяцев.

С развитием наглядно-образного мышления наглядно-действенное мышление вовсе не исчезает, оно выступает на первый план в тех случаях когда для преобразования реальной ситуации требуются практические действия или когда проблемная ситуация содержит незнакомые ребенку предметы, а поэтому не может быть проанализировано с помощью образов и представлений.F:\рамки\2.jpg

К концу дошкольного периода наглядно-образное мышление достигает весьма высокого уровня, опирается на использование моделей, схем, на словесно - зафиксированные образы, связи и отношения между предметами и явлениями.

Обе эти формы мышления: наглядно-действенная и наглядно-образное - в конце дошкольного возраста вступают между собой в весьма подвижные отношения. При решении практических задач ребенок легко переходит от практических действий к идеальным и обратно.

Параллельно с наглядно-образным мышлением развиваются в дошкольном возрасте и элементы логического мышления.

Это происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок начинает улавливать простейшие связи между явлениями и обобщает известные ему предметы. Постепенно операции сравнения и обобщения усложняются, ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, использовать операции квалификации, учится устанавливать такую связь, как рядоположенность, противоположность.

Однако следует отметить, что у ребенка в возрасте 5-6 лет мышление находится «в плену» его житейского опыта: ребенок еще пока не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Например, на вопрос о том, для чего нужна вода, дети чаще всего дают такой ответ: умывание и купание, поскольку эти операции научились делать самостоятельно. Те действия с водой, которые обычно выполняют взрослые (стирку, приготовление пищи, мытье посуды, передвижение по воде) и которые дети наблюдали много раз со стороны, обычно забывают.

F:\рамки\2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Учимся мыслить"

Чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо научить ребенка научить мыслить. Роль мышления в развитии речи огромна. Усвоение  знаний об окружающем мире и о себе,овладение нормами поведения, при...

Консультация для родителей «Учим детей логически мыслить»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач....

Консультация для родителей "Учимся системно мыслить"

Основной  инструмент  формирования мыслительных операций системного характера ТРИЗ – педагогика считает алгоритм, основанный на так называемом «системном операторе»....

«Учим детей логически мыслить» (Консультация для родителей )

Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Как известно...

«Учим детей логически мыслить»

Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение....

Образовательные задачи: - развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - наглядной опорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки; - формирование грамотной монологической и диалогической речи; - формирование умения логически мыслить, ср

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.Задачи:Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающ...