Консультация для родителей "Учимся системно мыслить"
консультация

Осипова Наталья Вениаминовна

Основной  инструмент  формирования мыслительных операций системного характера ТРИЗ – педагогика считает алгоритм, основанный на так называемом «системном операторе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_myslit_sistemno.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога МАДОУ детский сад

«Снегурочка» Осиповой Н.В. на родительском собрании

Учимся мыслить системно!

Думать объемно, учитывая все, без исключения, составляющие предмета анализа, могут далеко не все взрослые. Что уж говорить о детворе. В итоге, какие-то моменты остаются упущенными, и наше представление о вещах становится неполным, а значит и не до конца корректным, объективным.

Расстроились? Спешу вас успокоить — эту досадную оплошность всегда можно исправить! Особенно если речь идет опять же о детях, которым свойственно впитывать новую информацию с молниеносной скоростью. Главное — грамотно ее подать.

Подчеркивая принципиальную важность всеобъемлющего системного мышления, советский исследователь, создатель методики ТРИЗ, Генрих Альтшуллер, разработал концепцию системного оператора.

Она была призвана восполнить недостаток нашего мышления, дав людям возможность мыслить на десятки шагов вперед, выявляя тонкие причинно-следственные связи и закономерности вещей. По мнению ученого, только в этом случае мы сможем преобразовывать мир, не опасаясь разрушительных последствий своих не до конца обдуманных решений и действий.

Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

  • Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.
  • Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.
  • Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
  • Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?
  • Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?
  • Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Кроме этого, Альтшуллер выделяет такое понятие, как «антисистема». Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе. Это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему.

система триз

Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:

  • Система. Кошка.
  • Подсистема. Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т.д.
  • Надсистема. Домашние животные.
  • Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка, которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.
  • Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, толстая, смешная, любимая.
  • Будущее. Кошка будет расти, учиться новому. Она постепенно состариться. Так же как и люди.
  • Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки бояться воды, хотя плавать и умеют.

Или другой пример:

  • Система. Спелый помидор.
  • Подсистема. Кожица, мягкая серединка, семечки.
  • Надсистема. Растения. Овощи.
  • Прошлое. Был крошечной зеленой помидоркой, которая появилась на помидорном кусте.
  • Настоящее. Сейчас это спелый овощ ярко-красного цвета. Сладкий и сочный. Помидор очень полезен для здоровья.
  • Будущее. Мы его порежем на кусочки, смешаем с другими порезанными овощами и приготовим салат, который потом скушаем.
  • Антисистема. Помидоры боятся всяких жучков и червячков, которые пытаются их скушать еще на грядке.

 Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет деткам любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике каждый день.

А ведь применять ее можно где угодно! Купаете малыша? А почему бы не поговорить о том, откуда берется и куда девается вода из ванной? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб и молоко, другие продукты. Гуляете? Самое время подумать вместе с ребенком о цветах и травке, бабочках и птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна. И так далее. Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом чада и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.

Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.



Read more: 
http://my-day.pro/sistemnyy-operator-triz/#ixzz4pz1M0TnB