Конспект консультация для родителей "Системный оператор"
консультация (средняя группа)

Малова Евгения Викторовна

Консультация для родителей по технологии ТРИЗ "Системный оператор" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_sistemnyy_operator.docx349.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Что такое системный оператор»

Системный оператор (СО)  это один из методов ТРИЗ. Основной целью ТРИЗ является развитие системного мышления и творческого воображения. Использование приема ТРИЗ  «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве.

Регулярное использование приема СО формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) .

 Системное мышление направлено на видение целого, а не его частей; связей между вещами, а не самих вещей; на выявление закономерностей изменения, а не определённых мгновенных состояний.

Для того чтобы дошкольник научился видеть объект во времени и пространстве, научился видеть связи объекта окружающим миром, необходимо использовать наглядность –это самый воспринимаемый, и логически ясный способ донести до дошкольника информацию.

Для этого используется таблица, разработанная советским изобретателем и  автором ТРИЗ Генрихом Альтшуллером , которая и называется системный оператор.

Как же работает системный оператор?

 По сути, системный оператор – это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нём заложены такие критерии анализа, как:

 ∙ Система – это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать (любой предмет, живое существо, природное или общественное явление).

 ∙ Подсистема – это то, что входит в систему (её составляющие части).

∙ Надсистема – это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

 ∙ Прошлое – это то, чем или кем был объект раньше, какими свойствами, возможностями, задачами он обладал.

∙ Настоящее – это то, что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

 ∙ Будущее – это то, что произойдёт с объектом через некоторое время. Через какое именно? Почему

                                   

На первом этапе обучения используются «урезанные варианты»: трехэкранка, пятиэкранка, горизонтальная трехэкранка.

 Работать начинаем с развития умения определять объект в пространстве (горизонтальная трехэкранка): что есть сейчас, какими свойствами обладает; что было с объектом в прошлом, какими свойствами обладал, что будет с объектом в будущем, как измениться объект, какие свойства приобретет. Т.е, по горизонтали отражается   изменения системы при переходе из прошлого в настоящее и будущее.

         

Вертикальная трёхэкранка  позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом.

Начиная со старшего дошкольного возраста идёт знакомство с пяти экранным «системным оператором». Далее начинается работа с полной версией «системного оператора» – девятью экранами. Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (природное явление, транспорт, одежда), выясняют историю возникновения. Детям представляется возможность представить объект в будущем. В данном возрасте дети учатся соблюдать правильную последовательность.

                                                                                                             

                                   

Для успешного запоминания «девятиэкранника» можно использовать стихотворение М. С. Гафутулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО… (подсистема объекта)

 Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

 ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри.

Таким образом, использование метода ТРИЗ «системный оператор» в работе с дошкольниками способствует:

 ∙ формированию у детей системного представления об окружающем мире;

∙ развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

 ∙ обогащению словаря, развитию творческой способности. Регулярное использование приёма «системный оператор» формирует у детей навыки системного анализа, системное многоэкранное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект консультация для родителей "Книга по возрасту"

И нельзя без сказок Нам прожить друзья....

Конспект НОД с использованием Системного оператора "Транспорт"

Совместная образовательная деятельность по усвоению образовательной области "Познание" с применением методов ТРИЗ...

Конспект консультации для родителей на тему "Как говорить детям о войне"

Данный материал был подготовлен к празднику "День победы". Так же разработана памятка с практическими советами для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в семь...

Конспект консультации для родителей. (Подготовительная группа) Тема: «Развитие речи наших детей»

Конспект консультации для родителей.(Подготовительная группа)Тема: «Развитие речи наших детей»Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Вступление. З...

Конспект консультации для родителей. (Подготовительная группа) Тема: «Развитие речи наших детей»

Конспект консультации для родителей.(Подготовительная группа)Тема: «Развитие речи наших детей»Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Вступление. З...

Конспект Консультации для родителей воспитанников по Правилам Дорожного движения "Родители, будьте осмотрительнее!"

Данный материал поможет педагогам  в формировании навыков безопасного поведения детей на дорогах и информировании родителей о важности данного вопроса....

Консультация для воспитателей «Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир. И мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку познать, что всё, что нас окру...