Консультация для воспитателей "Учимся мыслить"
консультация по развитию речи на тему

Бурдукова Елена Алексеевна

Чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо научить ребенка научить мыслить. Роль мышления в развитии речи огромна. Усвоение  знаний об окружающем мире и о себе,овладение нормами поведения, приобретение умений и навыков - связано с работой мышления. Необходимо учить ребенка навыкам логического запоминания, формировать умение класиифицировать.Необходимое средство мышления - это правильная речь. И поэтому своевременое овладение речью имеет важное значение для поноценного развития ребенка и  успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya-uchimsya_myslit.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей    

«УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ»

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

    Ребенок учится воспринимать, думать, говорить;  овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти.   Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.   Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит школьное обучение.

      Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.  Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя  дидактические  игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.   Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.  Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения.  На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления.  На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов. Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным. Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом назвать предметы”. Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.                                                                                                                           Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.  Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.  Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”- развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

    К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: “Вычислительная машина”, “Ход конем”, “Игры с обручами”, “Где, чей дом?”. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.                                                          Можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития. Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Учим детей логически мыслить»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач....

Консультация на тему: "Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека"

Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа.При воспитании у ребёнка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и пережи...

Консультация для воспитателя "Как влияет мысль человека на окружающий нас мир"

Мысли способны влиять на окружающий мир как положительно, так и отрицательно. Благотворно влиять на окружающий мир будут мысли о добрых намерениях, идущие от чистой души по отношению к другим.Человече...

Консультация для родителей "Как научить ребенка выражать свои мысли словами"

Владение словом - большое искусство. Для того, чтобы культурная речь ребенка стала его визитной карточкой, необходимо приложить немалые усилия....

Консультация для родителей "Учимся системно мыслить"

Основной  инструмент  формирования мыслительных операций системного характера ТРИЗ – педагогика считает алгоритм, основанный на так называемом «системном операторе»....

Консультация для родителей «Карандаш – продолжение мыслей»

Я рисую домик:Сверху — черепица,На окошке — кошка,Ей селедка снится.Птички на деревьях,Бабочки летают…Жаль, что на обояхМеста не хватает.И. Мим...