« Семейные традиции и праздники славян»
консультация (подготовительная группа) на тему

Шарова Ирина Юрьевна

Сообщение для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_roditeley.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Детский сад № 65».

Сообщение для родителей  

« Семейные традиции и праздники славян»

                                                                                   Подготовили :Сирцева Л . В .

                                                                                   Музыкальный руководитель

                                                                                   первой квалификационной

                                                                                   категории ;

                                                                                   ШароваИ . Ю . Воспитатель

                                                                                   подготовительной группы.

Нижегородская область

г. Дзержинск , 2015

Крестьянские семьи – основная часть населения Руси . Семья – это родной дом , где полагается начало жизни , а дом в старину считался священным местом – символом защиты от бед и тепла родного очага .

Родовые ( семейные) отношения строились на народных и православных традициях . Человек не существовал сам по себе , он принадлежал роду  (семье). Родство передавалось от отца к сыну при создании нового хозяйства.

( т.е.велось по отцовской линии).Каждый должен иметь семью , чтобы продлить род :  чем больше детей , тем богаче род .  Дети принадлежали к роду родителей , но дочь , выходя замуж , переходила в род мужа , т.е. выходила из своего рода , тогда и зародился обычай брать фамилию мужа ,

Ведь фамилия – зто знак рода .

Семейные традиции – принятые в семье нормы поведения , обычаи и взгляды, которые передавались из поколения в поколение , от старших к младшим , отражая нравственные ценности семьи . ( уважение к старшим , стремление не запятнать имя отцов и дедов , трудом упрочить авторитет рода) . Поддержание добрых взаимоотношений в семье считалось более важным , чем материальное благополучие , это проявляется и в традициях:

Накрывание стола скатертью , общая трапеза , чаепитие , помощь старшим, -

Об этом же свидетельствует и пословица : « В семье лад , так не нужен и клад» . Традиции семьи сближали дальнюю и близкую родню , а дети приобретали жизненный опыт .

Семьи были большие , в них было пять , семь и более человек детей .Дети считались основным богатством семьи , ими гордились , говорили :  «Образцовая семья – многодетная семья» . Предки считали : « Семья сильна , когда над ней крыша одна» , - поэтому обычно несколько поколений жили вместе .Обстановка избы была простой – это соответствовало образу жизни крестьян , случайных предметов не было . Входя в избу ,надо было сначала поклониться хозяевам , показать уважение . Печь занимала пол – избы , с ней был связан весь быт и вся жизнь крестьян . Правый от печки угол назывался

« бабий кут» ( закуток) , здесь стояла прялка ; самое почетное место в доме называлось « красный угол» , - он находился там , где висели иконы .

Обряд , связанный с рождением ребенка назывался « родины» . Появление ребенка в семье было радостным событием , ему пели родинную песню , в нем для родных отражался весь мир.

               Великий дар – единожды родиться ,

              Вдохнуть ,

              Раскрыть глаза –

              И на века

              Увиденному миру удивиться ,

              Где дом и поле , роща и река …

                                                                           В .Мухин .

Первым по традиции , ребенка на руки брал отец . Он укутывал его в косматый тулуп , чтобы дитя в жизни не испытывало нужду . Первое купание также сопровождалось особым обрядом : в ушат сводой клали уголек из печи,  зернышки , денежку – привыкай новый человек к домашнему очагу , будь всегда сыт и благополучен . Первая одежда тоже особая : родительская рубаха – для девочки материна , для мальчика – отцова . Приговаривали :       « Расти хорошим человеком  , будь похож на отца с матерью , будь здоров и любим в семье» . И первая постелька особая : там кусочек хлеба с солью – знак доброго расположения . Так человек входил в жизнь семьи . На люльках рисовали сцены трудовой жизни , приговаривая : « Бойся – перебойся пустого времени» .

В русской семье некрещенный ребенок казался беззащитным перед огромным миром , в который он приходил . Родители приобщали его к христианству , совершая обряд крещения – оно знаменовало духовное рождение .

Большое значение придавали выбору имени ребенка . Имя – великая ценность и равно благословению родителей  , которое « в воде не тонет , в огне не горит , в земле не гниет» . Обычно священник давал ребенку имя святого  , память которого праздновалась в этот день , что обеспечивало ребенку небесное покровительство хранящего его ангела – заступника .

В крестьянской семье взаимоотношения детей и родителей строились на любви и ласке . Традицией являлась колыбельная – песнь матери , которую ребенок слышал с первых дней жизни . Каждое слово в песне – заветное , это напутствие ребенку на жизнь передавалось из рода в род . Колыбельная для мальчика :

                …Будешь в поле пахарек .

                На лужочке – косарек ,

                В темном лесе – лесничок .

                В синем море – рыбачок .

                Будешь рыбку ловить ,

               Да родителей кормить .

Наши предки называли женщину « берегиня» - она хранит домашний очаг и детей от бед . Образ матери формировался с первых дней жизни ребенка : колыбельные , спетые матерью , рассказанные ею сказки , поговорки , выпеченный ее руками хлеб , вышитая скатерть , ее поведение имели огромную нравственную ценность – приобщение к родной культуре , стремление дать ребенку жизненные ориентиры задолго до того , как он будет осваивать мир самостоятельно .

Семья знакомила детей с фольклором с младенческого возраста , взрослые пели песни и постоянно приговаривали , старики тешили ребят прибаутками :

Стучит . бренчит  по улице  ,

            Фома едет на курице ,

            Тимошка на кошке –

            По кривой дорожке .

Многие традиции были связаны с признаками взросления ребенка . Первый молочный зуб подносили к мышиной норке и опускали туда , говоря :  «Мышка , мышка , возьми зубик , дай новый , крепкий да здоровый».

Когда ребенку исполнялся год , крестная срезала ему первые прядки волос .

Их хранили на протяжении всей жизни за именной иконой .

С пяти – шести лет положение детей в семье менялось , их последовательно вовлекали в трудовую жизнь семьи , у ребенка появлялись первые настоящие орудия труда , его учили помогать в доме , поле , огороде . Все трудились с детства , не перекладывая  свои обязанности на других , заботились друг о друге .

Предки жили на земле трудом , каждый выполнял определенную постоянную работу : кто из колодца воду носил , кто к печи дрова сухие подносил и т.д. В народе говорили : « Кошка да баба в избе , мужик да собака во дворе» , т.е. женщина вела хозяйство в доме , а мужчина во дворе . Дел было много и родителям трудно было управляться без помощников  , которыми становились дети . Говорили : « Чем больше рук , тем легче труд» .

Девочку воспитывали иначе , чем мальчика , ее приучали к женской работе , воспитывали трудолюбие , терпение и чуткость . Все праздники сопровождались подарками для девочек : ленточки на бантик , гребешок на косынку , платочек – в церковь ходить . С рождения девочке готовили приданое : делали сундучок , каждый год откладывая туда вещи .

Первые обязанности девочки – нянчить младших братьев и сестер , осваивать домашнюю работу: ухаживать за скотом , стряпать на семью , стирать , прясть ,ткать , вышивать . В десять лет девочка уже умела прясть  , на маленькой прялке и могла теперь пойти на первые посиделки , где обучалась не только мастерству , но и песням и пляскам . В народе говорили : « Не та родна дочь , что бежит от дома прочь , а та родна дочь , что на всякой работе видно» .

Мальчика воспитывали иначе , к нему относились как к продолжателю рода . С пяти лет мальчик работал в поле с родителями : погонял волов на пахоте , помогал боронить землю , сгребать сено , молотить . С шести лет он мог быть подпаском , с семи – двенадцати – пастухом . В семь – восемь лет мальчики уже могли управлять лошадью .Они отвозили родителям в поле еду , гоняли лошадей на водопой . В народе говорили , что воспитывать мальчиков надо так , чтобы они « в негушке не жили , лишка не проспали , ко всему были приучены» . Дети ходили за грибами и за ягодами в лес , старшие их учили ориентироваться на местности , бережно относиться к природе – не кричать в лесу , не ломать ветки , не разорять птичьи гнезда и т. д.

Дети с ранних лет понимали , что хвалят тех , кто трудится . Лентяев не любили , над ними смеялись :

                        Проснулась Ульяна не поздно , не рано .

                         До обеда проспала , встала , да обедать стала.

Наелась , поклонилась , да опять повалилась .

В семье все делали своими руками , умения передавались от поколения к поколению , любой труд был почетен : и взрослый , и детский . Взрослые в свободное время мастерили игрушки на забаву детям , игрушек было мало , но дети их берегли . Подрастая , они мастерили игрушки сами : мальчики вырезали зверей из чурок , девочки шиликукол . В народе считали , что без дела нет радости .

Духовное рождение у христиан считалось более значимым , чем телесное , поэтому день рождения забывался , а праздник именин отмечался в каждой семье . Именинник рассылал гостям пироги – своего рода приглашение в гости . Главное блюдо на празднике тоже пирог , в народе говорили : « Без блина не Масленица , без пирога не именины». Именины праздновали так : все садились за стол , подавали пирог с кашей и разламывали его над головой именинника , чем больше сыпалось каши , тем лучше .

Народ передавал жизненный опыт через фольклор , ремесла , игры , традиции , праздники , которые представляли систему правил поведения и взаимоотношений . Воспитание осуществлялось всем миром : любой мог сделать замечание ребенку , если тот нарушил правила поведения .

Из поколения в поколение передавалось то , что было важным в жизни :

Честно жить , не бросать друг друга в беде , уважать старших и др .Дети с ранних лет видели проявление искренности взрослых , подражали им . Воспитание в родном доме , в привычной обстановке среди утвари и одежды, украшенных оберегами с пожеланиями добра и благополучия , - все это давало человеку запас жизненной энергии , душевного здоровья .

Окружающий мир , родная природа , домашний очаг – все это мы называем дорогим словом « отечество» . Наше отечество испокон века хранили наши отцы , берегли его покой . Писатель В. Распутин говорил : « Правда в памяти.

У кого нет памяти , у того нет жизни» . Только зная свое прошлое , можно понять настоящее и строить планы на будущее .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Семейные традиции и праздники"

Конспект родительского собрания "Семейные традиции и праздники"...

Консультация для родителей "Семейные традиции и праздники"

В консультации говоритя о семейных традициях  и праздниках, которые ведутся исстари. Здесь рассказывается о традициях рождения ребенка и его воспитании,  которому уделялось большое внимание ...

Круглый стол на тему "Семейные традиции и праздники"

В ходе проведения круглого стола на тему «Семейные традиции и праздники» между педагогом и родителями создается ситуация открытого общения, где родители активно обсуждают затрагиваемые вопросы, а такж...

Семейные традиции и праздники.

Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в ...

Семья. Семейные традиции и праздники».

Семья. Семейные традиции и праздники...

Традиции и праздники славян: Масленица

Конспект НОД – досуга в средней группе по теме:«Масленица идет»Цель: Познакомить с историей происхождения русского народного праздника Масленица....