РОЛЬ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
консультация на тему

Мирхазова Нурзия Рашитовна

Проблема формирования нравственных качеств личности подрастающего поколения стояла перед педагогами всегда. В настоящее время эта проблема становится наиболее актуальной, так как в наши дни наблюдается снижение нравственности молодёжи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_i_roditeley.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

АНКЕТА

Фамилия, имя, отчество Мирхазова Нурзия Рашитовна

Место работы, должность  МБДОУ № 39, старший воспитатель     

Ученая степень, звание    Заслуженный учитель РТ 

Категория   высшая      

Адрес 423585, Республика Татарстан,  г.Нижнекамск, Химиков, 8, а-27

Телефон раб. 30-50-54

Телефон дом.  30-06-49         

Моб. тел.   8-906-330-70-90   

E-mail mirkhazova@mail.ru     

   

                                     

РОЛЬ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЕЙ

В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Н.Р. Мирхазова

старший воспитатель (методист) высшей категории

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 39»

г. Нижнекамска Республики Татарстан

Проблема формирования нравственных качеств личности подрастающего поколения стояла перед педагогами всегда. В настоящее время эта проблема становится наиболее актуальной, так как в наши дни наблюдается снижение нравственности молодёжи.

Выход книги А.З. Рахимова «Нравология» стал большим подарком для тех, кто занимается воспитательно-образовательной работой с подрастающим поколением, ибо она является большим помощником в решении задач нравственного воспитания. В ней впервые мы видим научный подход к решению этих проблем. В этой книге можно найти ответы на многие вопросы, которые возникают у педагогов в процессе нравственного воспитания, так как в ней отражены методы и основные факторы нравственного воспитания детей.

Я являюсь работником в области дошкольного образования, работаю старшим воспитателем в детском саду № 39 города Нижнекамска. Приоритетное направление в воспитательно-образовательной работе нашего коллектива – это формирование у детей положительных нравственно-волевых черт личности с внедрением в работу инновационных технологий. Мы широко используем в своей работе новые разработки в этой области воспитания, это такие, как: «Нравология», «Психодидактика», «Психология семьи» А.З. Рахимова; «Уроки нравственности», «Учение о нравственности» В.С. Казыханова.

Давайте посмотрим, где и когда начинается воспитание, появившегося на свет, ребенка? Конечно же, в семье. Семья – первая ячейка общества, в которой ребёнок получает свой первый опыт социализации. Общение ребёнка с родителями происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье ребёнок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых. Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Гуманные чувства, закладываемые семьёй, являются важной предпосылкой правильного развития ребенка с малых лет.

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности», говорил В.А. Сухомлинский.

В книге А.З. Рахимова «Нравология» в полном объёме раскрывается роль родителей в нравственном воспитании детей: роль матери, отца, дедушек и бабушек. Он пишет: «Если сами родители не имеют благовоспитанности и устойчивости нравов, то их поведение тут же становится примером для подражания, потому что дети ещё не способны к критическому восприятию поведения родителей, а наоборот, им доставляет удовольствие поступать так, как родители. Если даже родители требуют поступать правильно, дети последуют не за словесными наставлениями, а пойдут за наглядно-практическими действиями своих родителей» [3, с.391]. Многие родители понимают свою ответственность в правильном воспитании детей, но часто не знают методов правильного воздействия. Минимум педагогических знаний, имеющейся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Созданное А.З. Рахимовым учебное пособие «Психология семьи» является уникальным научным трудом, включающим в себя множество интересных проблем семьи. Его важное достоинство в том, что она призвана помочь в приобретении определенных знаний по вопросам семейной психологии, это пособие является большим помощником для воспитательно-образовательных учреждений в работе с семьей и родителями.

Единство целей воспитания и образования, стоящих перед государственными воспитательно-образовательными учреждениями и семьей, определяют тесную связь между ними.

Сегодня актуальной проблемой является раскрытие педагогического потенциала семьи, разработка стратегических направлений интеграции семьи и образовательных учреждений, внедрение тех механизмов в систему образования, которые принесли бы положительные результаты.

К сожалению, система педагогического просвещения за последние десятилетия практически развалилась. Большинство сегодняшних родителей мало внимания уделяют учебной и воспитательной работе, плохо понимают своих детей. Родительский состав молодеет, воспитан в иных традициях. Жизнь показывает, что родители нуждаются в психолого-педагогических знаниях, так как это помогает им лучше понять и узнать как своего ребёнка, так и окружающих его сверстников, установить взаимопонимание с учреждениями образования, что соответственно, будет способствовать установлению единого педагогического пространства. В связи с этим необходимо педагогическое просвещение родителей, которое способствовало бы повышению уровня их педагогической культуры.

Решая эти проблемы, мы, в детских дошкольных учреждениях огромное внимание уделяем работе с родителями. В своей работе мы используем как традиционные, так и новые, творческие формы работы с родителями.

Собрать родителей на какую-то поучительную лекцию не так-то просто. Поэтому вместо собрания или лекции устраиваем круглые столы, «Школы молодых мам», «Дни открытых дверей», праздники семьи, выставки работ руками родителей. На таких мероприятиях, где активными участниками являются сами родители, они охотно делятся своими знаниями друг с другом, рассказывают про свои проблемы, получают советы, консультации. В своей работе мы используем как активные, так и пассивные методы педагогического просвещения, это: педагогические консультации, беседы, семинары, тренинги, анкетирование родителей, анализ педагогических ситуаций, наглядную агитацию, выставки. Часто приглашаем родителей из многодетных семей для выступления перед молодыми родителями, где они делятся своим опытом воспитания детей в семье.

Материнское чувство является мощным фактором воспитания ребенка. Однако только мать, владеющая определёнными знаниями и умениями, действительно способна влиять на формирование личности ребёнка, «Матери должны пройти специальную подготовку по воспитанию детей, пишет А.З.Рахимов в книге «Нравология», потому что мать – есть первый учитель и воспитатель ребенка. Человек с молоком матери впитывает нормы нравственности, и они пройдут с ним до последнего вздоха». [3, с.388]. Это определяет одну из важных задач в работе детского сада с семьей: педагогическое просвещение матери, повышение общественного престижа материнства, авторитета матери в глазах детей. Воспитывая у детей любовь к матери, педагог решает несколько важных задач – формирует у детей чуткость, отзывчивость, ответственность.

Углубленная работа над темой «Воспитание любви к матери», позволила мне в 2008 году выпустить книгу с таким же названием. В этой книге я обобщила свой педагогический опыт работы в воспитании у детей любви к матери. В ней представлены перспективные планы, методические рекомендации, практический материал по работе над этой темой. Она может являться методическим пособием в деле воспитания у детей любви к матери, так как все представленные в книге конспекты занятий, сценарии семейных праздников, анкеты и тесты для родителей, ситуативные задачи, конкурсы были успешно использованы в работе с детьми и с семьей.

В нравственном воспитании детей важная роль принадлежит и отцу. Однако есть отцы, которые продолжают придерживаться мнения, что воспитание детей – исключительно материнская обязанность. Это отрицательно сказывается на семейных взаимоотношениях, а, следовательно, и на детях.

Разъяснять отцам их особую роль в формировании личности ребёнка, помогать им в овладении необходимыми педагогическими знаниями и навыками – такие задачи ставим мы в деле педагогического просвещения родителей.

Решая эти задачи, мы используем в своей работе такие методы педагогического просвещения, как: специальные педагогические консультации для пап, беседы, анкетирование, привлекаем их к участию в конкурсах игрушек – самоделок, в спортивных развлечениях. Кроме этого мы стараемся привлечь отцов к работе в составе родительского комитета. Это приобщает их к делам и заботам нашего детского сада, приближает к интересам детей, благотворно влияет на отношение других отцов к вопросам воспитания.

В нравственном воспитании детей велика роль и старших членов семьи: дедушек и бабушек. В семье старшие создают психологическую микросреду и определенный мир нравственных ценностей, которые могут быть усвоены внуками с раннего возраста. Важно, чтобы в таких семьях требования всех взрослых к воспитанию детей были едины. К сожалению, не всегда это так. Поэтому, мы считаем, важно вовлекать в разные роды педагогического просвещения не только мать и отца, но, по возможности, и старших членов семьи: проводить с ними беседы, привлекать их к участию в жизни детского сада, приглашать на праздники, конкурсы.

С другой стороны мы в детском саду стараемся прививать у детей уважение старости, желание оказывать помощь пожилым людям, проявлять заботу о них. С целью воспитания уважения к старшим, их почитания – В Дни пожилых людей и перед праздником Победы, в наш детский сад приглашаем бабушек и дедушек. Они рассказывают детям о тяжёлой жизни в годы войны. Дети показывают для них концерт, угощают их чаем, дарят цветы. Это стало традицией в нашем детском саду.

Семья изменяется вместе с развитием общества, она болит теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Поэтому сегодня актуальной проблемой является не только определение социальной роли семьи в обществе, но и раскрытие её педагогического потенциала, разработка стратегических направлений интеграции семьи и образовательных учреждений, внедрение тех механизмов в систему образования, которые принесли бы положительные результаты.

Список использованной литературы:

1. Казыханов В.С., Уроки нравственности. Метод. пос. – Набережные Челны, 2000. – 100с.

2. Казыханов В.С., Уроки нравственности. Метод. пос. – Нижнекамск, 2004. – 135с.

3. Рахимов А.З., Нравология. Метод. пос. – Казань, 2006. – 596с.

4. Рахимов А.З., Психодидактика. Метод. пос. – Уфа-Москва, 2003. – 377с.

5. Рахимов А.З., Психология семьи. Метод. пос. – Уфа, 2002. – 135с.

6. Усова Н.А., О некоторых традиционных формах проведения родительских собраний в учреждениях дополнительного образования. Метод. пос. – Набережные Челны, 2003. – 35с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания....

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жи...

Доклад «Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей» (выступление для родителей)

Дошкольный период  детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст - име...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

Воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Это поможет непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой будет формироват...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущую роль в становлении ребенка-дошкольника, как нормально развивающегося. так и имеющего ограниченные возможности здоровья, играет семья. велико значение семьи в формировании основ мировозрения,ус...

Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей.

Дошкольный возраст период детства= пора интенсивных накоплений духовных сил....

Доклад " Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей".

Дошкольный период детства- пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил....