«Мальчики и девочки. Два разных мира»
консультация на тему
Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики остается практически не изученной. В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны (И.Я.Каплунович, А.Л.Сиротюк).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malchiki_i_devochki.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мальчики и девочки. Два разных мира»
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитания и обучения детей. В наше время современный ребенок испытывает сильную психологическую нагрузку в связи с ранней социализацией. На него возлагают массу надежд, так как во всех образовательных учреждениях каждый ребенок проходит стандартное тестирование без учета его психофизиологии.
Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики остается практически не изученной. В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны (И.Я.Каплунович, А.Л.Сиротюк).
Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что по мнению исследователей (С. А. Марутян, Н. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки–нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т. А. Репина).
Первый крик ребенка…И первый радостно-тревожный вопрос мамы: «Кто у меня, мальчик или девочка?» Мы пытаемся загадать какого пола будет наш малыш, и понимаем, что от того, мальчик он или девочка, зависит, как сложится его, да и наша жизнь!
Родители, которые осчастливлены разнополыми детьми, понимают, насколько разное то тесто, из которого вылеплены их сын и дочка. Говоря научным языком, с того момента как одному досталась пара половых хромосом XY, а другой — XX, развитие детей пошло по разному пути. И чем старше возраст, тем больше различий между представителями женского и мужского пола.
Все это мы понимаем постепенно, а с самого начала знаем, что мальчики рождаются более крупными и тяжелыми, начнут говорить и ходить на пару-тройку месяцев позже девочек. Многочисленные исследования выявили отличия в развитии различных зон коры головного мозга мальчиков и девочек. Мозг мальчика и мозг девочки работает по-разному, благодаря чему восприятие мира, образ мыслей, предпочитаемые действия каждого представителя пола происходят по своему сценарию.
Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире.
Рассмотрим основные принципы развития детей в зависимости от половой принадлежности.
Мозг. Женский мозг развивается быстрее мужского: развитие мозга у младенцев в основном ярко выражено в правом полушарии, а затем постепенно переходит в левое – у девочек этот переход происходит раньше, поэтому они чаще используют левое полушарие. Клетки и кровообращение головного мозга мальчиков функционально смещены в правое полушарие, поэтому мальчики проявляют тенденции лучшего развития определенных областей правого полушария.
Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую.
Вербальные способности, речь. В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане “забивают” мальчиков, их речь как письменная, так и устная, развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас. У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам.
К 18 мес. девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики приобретают такой словарный запас лишь к 22 мес.
Слух. Мальчики дошкольного возраста обладают более острым слухом. Девочки более чувствительны к шуму, прикосновениям.
Зрение. У девочек преобладает ближнее зрение, чем обосновываются девчоночьи игры в кукол, с тряпочками и бусинками. Мальчики больше используют дальнее зрение, поэтому играют в догонялки, метают предметы вдаль и т.д.
Восприятие пространства. Девочкам достаточно небольшого уголка для игр.
Мальчикам же для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.
Память. У девочек лучше функционирует память: они могут хранить большой объем случайной информации. Мальчики прекрасно запоминают только ту информацию, звенья которой имеют логическую связь или особую важность.
Одаренность. Исключительная одаренность чаще встречается среди мальчиков, так как диапазон умственных способностей у мальчиков шире, чем у девочек: от самых низких до самых высоких показателей на условной шкале способностей.
Многие психологи отмечают, что чем одареннее девочка, тем ближе она по своим социально-психологическим характеристикам к одаренным мальчикам. В отличие от сверстниц с обычными способностями, одаренные девочки, как правило, вовлечены в очень широкий круг занятий, включая традиционно приписываемые мальчикам, - активные игры, спорт. Им нравятся игрушки и игры для мальчиков, которые в большей степени поощряют развитие независимости и исследовательского подхода к решению задач, лучшее понимание пространственных отношений, чем традиционные игрушки для девочек.
Таким образом, если девочка растет в условиях свободы от жесткого навязывания со стороны окружающих ее половой роли, то такое развитие способствует формированию способностей, традиционно приписываемых мужскому типу мышления.
Оценка деятельности. Мальчики воспринимают оценку конкретных действий, которые они совершили. Девочкам важнее, какое впечатление они произвели на окружающих теми или иными поступками. Данные выводы можно использовать как для похвалы, так и для чтения нотаций. Говорите мальчику конкретно, коротко и ясно, что Вам понравилось или не понравилось в его поступке. С девочкой можно поговорить подольше, объяснить ей, почему ее действия правильные или не правильные, как воспринимают ее поступок близкие люди.
Социализация. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность. Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости.
Взаимоотношениями между людьми больше интересуются девочки, которые склонны к копированию взрослых в своих играх, к сотрудничеству между собой. В то время как мальчики ориентированы на получение информации и освоение новых территорий.
У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.).
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они как правило прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни.
Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы “принцессами” и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот. У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. Все, о чем говорил взрослый, присутствует: и фигурные окна, и фонтаны, и деревья, и необычные цветовые решения. У мальчиков почти каждый рисунок – новое, неожиданное принципиальное решение: дом – космический корабль, дом, стоящий на трех слонах, дом, обвитый огромной лианой с огромными прекрасными цветами (и это тоже мальчики!) и так далее.
“В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, – говорит психиатр Майкл Карр-Грегг– девочки, когда их просят нарисовать рисунок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют существительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы”.
Игра. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство.
Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
Более подробно остановимся на развитии мышления мальчиков и девочек.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки обладают разными особенностями мышления, которые сохраняются на протяжении всей жизни. Девочки склонны мыслить шаблонами, уделяя внимание деталям. Мальчики более способны на нестандартные идеи, ассоциативное и пространственное мышление у них также развито несколько лучше. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее).
Детство для человека – это пора развития основных психических функций. В этот период у ребенка формируется психологический пол его личности. Участие в формировании психологического пола личности принимают, родители и ближайшее окружение ребенка. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному и поэтому формируют у них разные потребности, интересы и, как следствие, разные особенности мышления.
Мальчики и девочки начинают думать по-разному уже в дошкольный период. На формирование преобладающего способа мышления ребенка оказывают влияние:
1. Особенности общения. Многочисленные наблюдения показывают, что взрослые по-разному разговаривают с сыном и дочкой, используя различные жесты и мимику.
2. Способы поведения в игре. Игры девочек – они раскладывают перед собой свои “богатства” – кукол, посудку, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве. Им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков другие: они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое.
3. Детская литература и телевидение. Психологи утверждают, что половые различая в усвоении учебного материала влияют и на успехи, которых дети добиваются в обучении.
Мы сравнили результаты психологического обследования подготовительных групп по определению готовности детей к обучению в школе по методике Л.А.Ясюковой на конец учебного года (3 выпуска-50 мальчиков и 50 девочек).
Посмотрели результаты мальчиков и девочек, и вот что у нас получилось: почти по всем показателям, хоть и не намного, но девочки опережают мальчиков.
У мальчиков результат лучше в линейном визуальном мышлении, образном мышлении и речевом развитии (Приложение 1).
Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы и опираясь на результаты, полученные в ходе исследования, мы считаем что очень важно обращать внимание воспитателей и родителей на половые различия в воспитании, обучении детей. Для родителей была создана памятка “Величие небольших различий”.
Памятка для родителей
«Величие небольших различий»
- Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
- Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
- Непереусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
- Старайтесь, давая задания мальчикам включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
- Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
- Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.
- Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…». А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: «Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?...»
- Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним — неверно и бесполезно
- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Для педагогов были составлены рекомендации при формировании интеллектуальной готовности девочек и мальчиков к обучению в школе
Рекомендации для педагогов
при формировании интеллектуальной готовности мальчиков к обучению в школе
- Опираться следует на творческий характер игровых заданий, на визуально-пространственные способности, психическую активность, которая активизирует работу всех психических функций.
- Особое внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики рук.
- В процессе ежедневного взаимодействия и на занятиях важно стимулировать речевую активность мальчиков, просить их проговаривать свои действия, описывать увиденное, делиться впечатлениями, составлять рассказы.
- Для развития вербальной грамотности мальчиков требуется дополнительное время для выражения мысли, поэтому практикуется 60 – секундное ожидание ответа после задания или вопроса.
- У мальчиков хуже развит объем кратковременной слуховой памяти, поэтому в программу подготовки к обучению к школе необходимо включать задания на ее развитие, использовать игровые упражнения, заучивать стихи, песни, тексты ролей в спектаклях, пословицы и поговорки.
- Мальчики склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах действия тех или иных устройств, а то и привносить в них свои изменения, при организации занятий необходимо это учитывать и предоставлять мальчикам время для данной деятельности.
- В процессе ознакомления мальчиков, с художественными произведениями можно просить зарисовывать их возникающие ассоциации, данный приём способствует развитию внимания, воображения, слуховой памяти.
- Социально-моральное, интеллектуальное и речевое развитие мальчиков ускоряется в среде, которая предоставляет возможность выбора, движения и активности.
- Активизировать мыслительную деятельность мальчиков можно, давая им задания на поиск решения интеллектуальных задач. Для развития образных представлений большое значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкторов.
- Мальчикам показаны групповые формы работы с элементами соревновательности.
- Мальчиков интересует оценка только той работы, которая имеет для них значение.
- Нужно чаще поручать им выполнение ролей, требующих принятие каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль врача при игре в больницу, капитана корабля).
- Мальчики настойчивы, но всегда менее исполнительны и хуже себя контролируют, поэтому нужно воспитывать у мальчиков исполнительность и развивать умению контролировать себя.
Рекомендации для педагогов
при формировании интеллектуальной готовности девочек к обучению в школе
- Необходимо уделять значительное внимание развитию творческого мышления, поощрять у ребенка стремление к поиску, активизировать творческие способности, стимулировать развитие воображения.
- Следует развивать пространственные способности, умения воспринимать не только речевую, но и знаковую информацию.
- Активизировать мыслительную деятельность девочек можно следующими приемами: обсуждать различные варианты решения задания или задачи; знакомить с различными решениями одной и той же задачи, проблемы.
- Акцентировать внимание на развитии зрительной памяти, используя для этого настольно-печатные игры, дидактические игры типа «Что изменилось?»
- Также необходимо увеличить объем работы с числовым материалом, использовать счет, решение элементарных арифметических задач как во время занятий, также в игровой деятельности и на прогулках.
- Необходимо развитие эмоционально-волевой сферы.
- Для девочек очень важны положительные эмоции при обучении. Если девочку не похвалить за сделанную работу, она может потерять интерес к обучению. Похваливая, нужно побуждать девочку к дальнейшим действиям.
- Групповые формы работы с элементами соревновательности с девочками надо использовать осторожно, т. к. акцент на соревновательность может вызвать повышенную тревожность
- Для девочек желательно использовать групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь.
- Внимание и осмысление полученной в процессе обучения информации усиливается, если учебный материал подается эмоционально окрашено. Также необходимо учитывать то, что девочки схватывают новые знания легко, но затрудняются в соотнесении их с ранее имеющейся информацией. Поэтому необходима работа по закреплению и обобщению знаний и умений, полученных в процессе обучения.
При организации занятий по формированию интеллектуальной готовности детей к обучению в школе нужно учитывать уровень работоспособности детей разного пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам и строят занятие таким образом, чтобы самая трудная часть, материала пришлась на пик работоспособности. И ориентируются они по девочкам. Мальчики врабатываются долго и на педагога смотрят редко. К тому времени, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать, педагог же в это время снижает нагрузку, занятие входит в другую фазу. Ключевой для занятия материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.
Напоследок хотим сказать, что помимо полового признака, у каждого ребенка имеется ряд индивидуальных особенностей, согласно которым и происходит его развитие. Ни в коем случает нельзя поддаваться стереотипам, и, например, не заниматься с дочкой математикой, потому что «неженское это занятие». Каждый малыш уникален, пусть он проявит свои способности, а Вы поможете им развиться, независимо от его половой принадлежности. Также избегайте навязывания шаблонного воспитания женственности и мужественности: девушки должны быть пассивными и покладистыми, парни — никогда не плакать. Пусть лучше Ваши дети унаследуют женственность или мужественность из достойных примеров для подражания, находящихся прямо перед глазами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Мальчики и девочки два разных мира"
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...
Консультация для родителей "Мальчики и девочки - два разных мира"
В консультации затронуты вопросы гендерного воспитания, актуальные на современном этапе....
Мальчики и девочки - два разных мира
В статье дана характеристика основных гендерных особенностей детей дошкольного возраста....
Мальчики и девочки - два разных мира.
Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игр...
Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"
Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"...
Консультация "Мальчики и девочки два разных мира"
Консультация для родителей...
"Растим девочку". "Роль отца в жизни сына". " Мальчики и девочки два разных мира".
Этот материал можно использовать как консультации, рекомендации, а также для информационно-стендового материала для родителей. Темы посвящены гендерному воспитанию детей....