Самостоятельная художественно – речевая деятельность ребёнка в семье.
консультация на тему

Головкова Галина Николаевна

 

   Понятие речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора,

ознакомление с простейшими литературными терминами,

Рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.

    Самостоятельная художественно – речевая деятельность детей, формируемая в детском саду, становится ещё более разнообразной, богатой, если она находит закрепление и развитие в семье.

Использование литературы – наиболее доступное средство художественного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная художественно – речевая деятельность ребёнка в семье.

    Понятие речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора,

ознакомление с простейшими литературными терминами,

Рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.

    Самостоятельная художественно – речевая деятельность детей, формируемая в детском саду, становится ещё более разнообразной, богатой, если она находит закрепление и развитие в семье.

Использование литературы – наиболее доступное средство художественного воспитания.

    Анализ художественных впечатлений, получаемых детьми в семье, показал, что они охотно смотрят фильмы, начиная от экранизации народных и авторских сказок, фильмов о животных, о жизни детей до кинолент, не адресованных им. Это вызывает эмоциональную перегрузку.

Эмоциональная перегрузка тормозит художественное развитие. Ребёнок смотрит много фильмов, но рассказывает неохотно, вяло, невыразительно. Следовательно, дело не в количестве, а в умелом, целенаправленном руководстве взрослого.

    Книги, литературно – настольные игры, записи литературных произведений, закрепляют у ребёнка умение слушать, воспринимать выразительное художественное чтение мастеров слова, развивают сообразительность, приучают к логичности.

Но в некоторых семьях у детей нет своего игрового, книжного уголка. Книг много, но покупаются они бессистемно, многие не имеют художественной ценности, не соответствуют возрастным интересам ребёнка.

    Для маленьких детей подбирают короткие сказки: «Репка»; «Колобок», отличающиеся конкретностью, наглядностью, они понятны и интересны малышам.

    По мере роста ребёнка должен меняться книжный репертуар. Сказки даются более сложные по содержанию: «Царевна – лягушка»; сказки Пушкина; Жуковского.

Сказка возбуждает творческое воображение, через сказку знакомят с яркостью родного языка.

    С пятого года жизни детям читают поэтические тексты, рассказы

Е. Чарушина, Н. Сладкова, В. Бианки, которые дают знания о природном мире, развивают наблюдательность, учат любить природу.

Важно также правильно преподнести книгу, для этого побеседовать с ребёнком, обратиться к его личному опыту.

Не перегружайте ребёнка: малышам читают по 10-15 минут, старшим дошкольникам – по 20-30 минут в день.

    Очень полезны словесные литературные игры.

Например, загадывание загадок. Эта игра развивает сообразительность, находчивость, обогащает речь.

Гуляя с ребёнком, обращайте внимание на окружающее, пусть ребёнок найдёт отгадку вокруг себя.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

В игру можно внести соревнование: кто больше загадает загадок о цветах, кто придумает свою загадку.

Аналогичная игра: «Кто больше знает считалок, поговорок, пословиц», развивает умение кратко, чётко, ясно и образно выражать свои мысли.

Для обогащения словарного запаса рекомендуется использовать родителям игры: «Скажи наоборот»; «Придумай рифму»; «Придумай определение к заданному слову» и другие.

Эти игры можно сочетать с движениями.

Например, играя с ребёнком в мяч, мы предлагаем ему: «Кто больше придумает определений к слову мяч?» Начинает взрослый, бросая мяч и говоря: «Мяч звонкий». Ребёнок ловит мяч и говорит: «Мяч озорной». (Непослушный, весёлый и т. д.)

Слова противоположные по значению: весёлый – грустный и т. д.

Смысл этих игр – научить быстро реагировать на слова, чувствовать смысловые оттенки слов.

    Хорошо развивает поэтический слух ребёнка, тренирует память поочерёдное чтение со взрослым стихотворений, отрывков из поэтической сказки.

    Полезны небольшие викторины: отгадать, как называется сказка, кто её написал; угадать, из какого стихотворения прочитана строчка; назвать предмет или событие, явление, которому посвящена потешка, стихотворение. Например, читают

В летний солнечный денёк

Золотой расцвёл цветок,

На высокой тонкой ножке

Всё дремал он у дорожки.

А проснулся - улыбнулся,-

Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише, ветер луговой.

Ребёнок по названным признакам угадывает, о каком цветке речь.

    У детей велико чувство подражания, поэтому, слушая и запоминая стихотворение, сказку, они стремятся воспроизводить их, повторяя взрослых, подражая им интонационно. В связи с этим очень важно давать детям образцы правильной литературной речи, образной, эмоционально окрашенной.

Образец слова мастеров художественного слова, с которыми дети знакомятся, слушая кассеты. Пластинки, стимулируют стремление детей выразительно читать и рассказывать.

    Используя игры, не перегружайте детей. Известно, что если нового слишком много, оно не воспринимается, так как устаёт мозг, ослабевает внимание, теряется цель. И очень важно выбрать правильную дозу информации и формы её преподнесения.

Игры для детей и родителей

  1. Составь рифму

Взрослый называет слово и вместе с ребёнком придумывает к нему рифму. Например:

Погремушка – мушка, пушка,

И подружка - хохотушка,

И старушка – говорушка,

И кукушка, и лягушка,

И, наверное, колотушка,

     Тушка, сушка, хрюшка, брюшко,

И, конечно же, ватрушка…

Вот такая вот петрушка!

2. Игра – загадка.

Предложить  детям слова, сказав: «Каждое из этих слов могло бы стать птицей, если бы не потеряло хвост. Какой? Догадайтесь сами».

Слова: снег (снегирь), сор, заря, соло, чай, сок, гол.

  1. Колючие слова.

Назвать колючие слова: кактус, ёж, гвоздь, пила, иголка, комар, укол, пчела и другие.

  1. Слово на ладошке.

Предложить детям назвать слова, находя их, например:

На небе (солнце, туча, птица…)

На носу (очки, свет, веснушки, тень…)

А какие слова можно вынуть из борща?

Какие слова в самолёте летают?

А в кармане есть слова?

А на полу?

На потолке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор – один из нетрадиционных подходов в работе с дошкольниками по самостоятельной художественно-речевой деятельности

Одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к де...

Самостоятельная художественно – речевая деятельность ребёнка в семье. консультация

  Понятие речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора,ознакомление с простейшими литературными т...

Организация самостоятельной художественно эстетической деятельности в ДОУ и семье.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунк...

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».

В ФГОС (п.1.4.) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы являет...