Познавательно-речевое развитие дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Ерохина Евгения Викторовна

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

• Ухудшение состояния здоровья детей;

• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:

1) о предметах и явлениях;

2) о правилах языка, на котором это сообщение передается.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия неэффективны.

Отличительные особенности занятий познавательного цикла у педагогов нашего детского сада:

Интеграция содержания;

Использование информационных технологий;

Использование проблемных ситуаций, проблемных вопросов;

Исследовательский метод.

Воспитатели широко используют разнообразные дидактические, словесные и речевые игры и упражнения, словотворчество и игры на развитие творческого воображения («Плохо- хорошо», «Перевёртыши» и др., речевые логические задачи и т. д.

В помощь воспитателям разработаны методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, в которых используется методика разбора практических ситуаций. В старшем дошкольном возрасте широко используются компьютерные игры.

Целью учебных занятий является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, методы обучения опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.

Интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности должна стать познавательная игротека. Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть.

Контекстами для занятий познавательного цикла выступают доступные и интересные дошкольникам «типы исследования»:

Опыты (экспериментирование) ;

Коллекционирование (классификационная работа) ;

Путешествие по карте.

Первые два «типа исследования» присутствуют в свободной самостоятельной деятельности наших старших дошкольников. Для детского экспериментирования в старших и подготовительных группах созданы специальные «познавательные» зоны, в которые входят : мини-лаборатории с магнитами, песком глиной, бумагой разного качества. В методическом кабинете собран практический материал для простых детских опытов и экспериментов.

В течение трех лет педагоги ДОУ используют в работе проектный метод. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться у изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проектов предполагает яркий эмоциональный выход в виде презентаций и праздников («Кошки», «Птичья столовая», «Путешествие по Солнечной системе», «Семь чудес света») .

Для успешного познавательно-речевого развития дошкольников активно используются различные конкурсы. В практике нашего детского сада оказались очень плодотворными и интересными конкурсы, проводимые совместно с родителями («Дары Золотой Осени», «Лучший новогодний букет», «Детский карнавальный костюм») .

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

1. эмоциональный комфорт (положительные эмоции) ;

2. демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант) ;

3. достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия) ;

4. большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.

Итак, чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Мы стремимся к тому, чтобы, благодаря содержательному общению и обучению у детей сформировался образ мира, обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивалась диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Литература:

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д, 2004.

Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности....

Консультация для воспитателей на тему «Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников

Воспитатель, Хорлунова Н. В.Консультация для воспитателейна тему:«Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников» Познавательно-речевое развитие дошкольни...

Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...

Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5-7 лет) по методу Сториттелинг

Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познаватель...

Познавательно - речевая деятельность для дошкольников второй младшей группы и их родителей «Много мебели в квартире».

В данном материале я использую чистоговорку, по которой провожу беседу; дидактические игры "Что лишнее, назови", "Назови одним словом"; словесная игра "Доскажи словечко"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...