Развитие мелкой моторики
консультация на тему

Исаева (Ишутченко) Наталья Владимировна

В статье даны некоторые рекомендации, как и без особых усилий дома развивать с ребёнком моторику рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika_ruk.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторики рук

     Кто такой логопед? Логопед – это специалист, исправляющий нарушения речи. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом он учиться правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием. Очень часто бывает так, ребёнок плохо говорит, в семье ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Острее всего встаёт вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. С первого дня пребывания в школе ребёнку приходиться широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

      Речь ребёнка в младшем дошкольном возрасте, легче исправляется, чем у детей учеников, так как к неправильному произношению, добавляются проблемы с письмом и чтением. Если ребёнок в 4 года плохо говорит, то имеет смысл проконсультироваться у специалиста. Логопед может посмотреть ребёнка и сказать, почему ребёнок не говорит? Возможно  это в силу возраста, наследственности, а возможно нужна будет консультация и лечение врачей: сурдолога, отоларинголога, невропатолога. А возможно он даст рекомендации  с которыми родители вполне справятся.

      Вот некоторые советы, которые помогут родителям и их детям:

     Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

      Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и  с пользой провести время.

Игры на кухне

  1. Когда вы начинаете готовить кашу или суп предложите ребёнку помочь вам перебрать крупу для приготовления. Можно добавить элемент соревнования, когда у вас будет две одинаковые тарелочки с крупой – и кто быстрее и аккуратнее переберёт.
  2.  Если вы собрались, что-то испечь из теста – то это тоже отличный материал, для развития моторики, делайте печенье, рогалики, пряники, пироги и т.д. и пусть ребёнок вам помогает. Поверьте это доставит удовольствие и вам и ребёнку.
  3. Увлекательными могут быть игры с солёным тестом (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!
  4. Если вы что-то готовите из яиц, то скорлупа послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина (можно попросить ребёнка сделать заранее)– это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.
  5. Попросите его помочь приготовить ужин – пусть он вымоет овощи для супа, достанет необходимую посуду. Здесь и моторика  и развитие речи и общение с ребёнком.
  6. Также можно предложить ребёнку вымыть посуду, предоставив ему пластмассовые или железные предметы, то есть те которые он не сможет разбить и пораниться.

Игры в комнате

1 Если вы любите вязать, предложите ребёнку перемотать клубочек ниток - например из одного клубка в другой.

2 Предложите ребёнку шнурок и пусть он завязывает на нём узелки. Можете посоревноваться – завязывая на время – (ну например, пока идёт реклама), кто больше успеет навязать узелков.

3 Поиграйте с ребёнком в мозаику – здесь и моторика и закрепление цвета.

4 Предложите ребёнку бисер или бусины  - пусть соберёт для вас бусы, браслет, колечко, как ему хочется или можно по вашей просьбе – одень две бусины красные, а теперь одну жёлтую и т.д.

5 Можно дать ребёнку конструктор лего – где много мелких деталей, (поэтому желательно, чтобы ребёнок играл под присмотром взрослых!) из конструктора можно очень много разных игрушек собрать, а потом их обыграть. От конструктора не мараются руки и его очень легко убрать при необходимости. Им можно играть как за столом, так и на полу.

6  Можно предложить ребёнку пазлы – он тоже будет собирать их с удовольствием, особенно если вы это будете делать вместе.

Игры в ванной

1 Можно предложить ребёнку разобрать бельё по цвету, для стирки.

2 Возможно ваш ребёнок захотел бы немного постирать – дайте ему такую возможность – наберите в таз воды, дайте детское мыло и пусть он стирает носовые платочки, носочки, какие - то салфетки, или кукольную одежду. Пусть поласкает, жмёт, крутит – отжимает, для его рук полезно будет всё.

Не бойтесь - если ребёнок замарается, намокнет или испачкается – ведь это всё идёт на благо ребёнка – на его развитие. Для вас как родителей – развитие здорового, грамотного и в дальнейшем успешного человека - самое важное.

Пусть это всего лишь игры – но поскольку ведущая деятельность ребёнка дошкольника это игра – то и развивать ребёнка на этом этапе жизни надо через игру.

Успехов вам дорогие родители – вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...