Адаптация детей к условиям ДОУ в раннем возрасте.
статья (младшая группа) по теме

Калабина Ирина Юрьевна

- Что же такое адаптация?

- Степени адаптации.

- Причины тяжелой адаптации.

- Как готовить ребенка к поступлению в ДОУ?

- Первые посещения в ДОУ.

- Как лучше прощаться?

- Фразы, ухудшающие ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.1.adaptatsiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Ранний возраст является наиболее уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период  разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у ребенка негативные эмоции и страхи.

Адаптация бывает легкая, быстрая и почти безболезненная, а бывает – тяжелая. Какой она будет у вашего ребенка, зависит от многих

факторов, начиная с условий протекания беременности и заканчивая особенностями центральной нервной системы ребенка и стиля воспитания принятого в семье.

Различают 4 степени адаптации ребенка к ДОУ:

- При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течении 1-2 недель. Преобладает спокойное эмоциональное состояние. Малыш смотрит в глаза взрослому, может обратиться с вопросом или попросить о помощи, играет рядом с другими детьми. Придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение.

редняя адаптация длится около 20-40 дней. В этот период эмоциональное состояние ребенка нестабильно. Проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации при поддержке взрослого, наблюдая за его привлекательными действиями, либо с помощью применения  телесных ощущений. На замечания и поощрения реагирует адекватно, но может нарушать установленные правила и нормы поведения.

- Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивные действия, он бурно выражает свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывает предлагаемые ему игрушки, или наоборот, тихо плачет, крепко прижимая любимую игрушку, подавленное и напряженное состояние. Длится от 2 до 6 месяцев.

-  Очень тяжелая адаптация длится от полугода и более. Тогда встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в саду.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:

- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;

- наличие у ребенка своеобразных привычек;

- неумение занять себя игрушкой;

- несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;

- отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться взрослыми при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Как же готовить родителям ребенка к поступлению в ДОУ:

- Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским учреждением.

- Отправлять малыша в детский сад, лишь при условии, что он здоров.

- Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.

- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.

- Повысить роль закаливающих мероприятий.

- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

--  самостоятельно садиться на стул;

--  самостоятельно пить из чашки;

--  пользоваться ложкой;

-- активно участвовать в одевании, умывании.

- Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

- Настраивать малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

- Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего..

- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание.

- Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

- Все время говорить ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим!

Родителям необходимо в первые посещения ребенком ДОУ:

- Не оставлять ребенка на целый день (в течении первого месяца достаточно 2 – 3 часов). 

- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. 

- Уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости, сократить просмотр телевизионных передач.

-  Проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьям, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах. 

- Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

        Ребенок плачет. Как лучше прощаться:

Малыш плачет, потому что слезы - единственный способ, которым он может показать, что БЕСПОКОИТСЯ.

- Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в событие дня).

- Скажите ребенку честно, куда и зачем вы идете (например: «Я иду в магазин за покупками»  или «Я иду на работу»). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда вы идете, достаточно хорошее, а дело - полезное.

-  Скажите малышу, когда вы вернетесь (например: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь»). Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.

- Расскажите, с кем он останется, а главное, что будет делать: «Ты будешь с воспитателем (имя воспитателя) и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать».

- Не сулите ребенку ничего за то, что он вас отпускает, но если попросит вас что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите об этом. Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени что-нибудь (конфетку, печенье, яблоко), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него, вы о нем помните и готовитесь к встрече.

        Фразы, которые ухудшают ситуацию:

- «Ты же сам говорил (говорила), что хочешь в детский сад (с детками играть), почему ты теперь не хочешь оставаться?»

- «Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку (куклу)!»

- «Ну, пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!»

- «Ты же большой мальчик (девочка)! Как тебе не стыдно плакать!»

- «Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!»

Важно помнить, что эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ делать какие-то дела. Мамы могут сказать такие слова, просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он - помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.

        Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет за период 2013-2015гг воспитателя группы раннего развития «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за 2013 – 2015 г. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....

Мониторинг адаптации детей 2-3 лет Группы раннего возраста №3 «Звездочка» 2016 – 2017 учебный год.

№Ф.И. ребенкаГруппа адаптацииТяжелая Средняя Легкая 1Голотовская Камиллат  2Клашевич Сергей  л3Козак Димат  4Кондрицкая Марина с 5Моголивец Женя с...

Технология адаптации детей к условиям ДОУ (младший дошкольный возраст)

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым условием развития личности ребенка, особенностями социа...

Презентация "Адаптация к условиям ДОО в раннем возрасте"

На этой страничке представлены презентация и консультация для родителей на тему :"Адаптация к условиям ДОО в раннем возрасте"https://drive.google.com/open?id=1FgwzCgEeTj9x493d34O7Kwy6lT_sLjU...

ПРОЕКТ "Цикл интегрированных досугов «ВРЕМЕНА ГОДА» по экологическому воспитанию детей раннего возраста в период адаптации детей к условиям ДОУ"

Одна из базовых ценностей ФГОС  является физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Эта ценность в детском саду является приоритетной, особенно в адаптаци...

Методическая разработка «Адаптация детей через игру в группе раннего возраста»

Методическая разработка «Адаптация детей через игру в группе раннего возраста»Литвинова Анна Владимировна .ВоспитательМетодическая разработка  «Адаптация детей через игру в...