Формирование навыков и привычек поведения
консультация (подготовительная группа) на тему

Еремеева Алевтина Васильевна

Взаимоотношения формируется на всех возрастных ступенях развития человека и в большей степени в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_povedeniya.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

       

Выполнила

Еремеева

Алевтина

Васильевна

г.Москва 2015 г.

 Взаимоотношения формируется на всех возрастных ступенях развития человека и в большей степени в дошкольном возрасте. К окружающему миру, к взрослым, товарищам у детей устанавливаются разнообразные отношения, которые проявляются в действиях, поступках, в поведении.                                          

     Формирование взаимоотношений детей тесно связано с воспитанием навыков и привычек поведения.  Отклонения от норм поведения вызывают конфликты, срывы во  взаимоотношениях.

     Что же такое  культура поведения?

«Истинно культурным человеком можно считать такого более или менее образованного человека, который обладает необходимыми навыками, позволяющими ему руководить своими желаниями, управлять своими эмоциональными побуждениями». Культура поведения раскрывает как отношения человека к другим людям, к коллективу, к себе в процессе различных видов деятельности и отдыха и соответствующие их формы поведения. Культура поведения детей дошкольного возраста состоит из перечисленных навыков: вежливости, умения считаться с интересами друзей, бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам, навыкам вежливой речи, чистоты и опрятности тела, одежды… А.В.Суровцева включает в это понятие интерес к книге, картине, музыке, песне. Сущность культурного  поведения детей является накопление нравственного и эмоционального опыта, выработки культурных навыков, привычек и потребностей.

Содержание культуры поведения детей дошкольного возраста

Личная гигиена, бытовая культура

Культура отношений к предметам окружающего мира

Культура отношений к взрослым и другим детям

Культура деятельности

Соблюдение чистоты тела, одежды, культура внешнего вида, движений;  культура самообслуживания (умывание, одевание, еда, сон, прогулка); аккуратность, внешние манеры

Бережное отношение к бытовым предметам; бережное отношение к игрушкам, книгам, результатам труда; бережное отношение к живой и неживой природе.

Вежливость, уважение,  внимание к взрослым,  детям, отзывчивость, предусмотрительность, доброжелательность;  культура речи.

Культура подготовки и участия в игровой, трудовой и учебной деятельности

     Чтобы ребенок овладел всем этим, необходима соответствующая организация его жизни и педагогического процесса в детском саду и семье. В младшем дошкольном возрасте ведущие – навыки личной гигиены и бытовой культуры.      В среднем дошкольном возрасте  ведущими являются навыки бережного отношения к предметам окружающего мира. Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь ведущие – навыки культуры отношения к взрослым и детям, навыки культуры деятельности. Основы культурного поведения, конечно, должны быть воспитаны в раннем возрасте. И следует считать недостатком воспитания детей четвертого и пятого года жизни, если у них нет стойких культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

Характерна для поведения детей седьмого года – культура отношения к взрослым и детям, определяющая социальные отношения.

Какие же условия необходимы для формирования привычек культурного поведения и их влияние на  взаимоотношения детей.                                                      Эти  условия таковы:

  • Культура окружающей среды (культура поведения взрослых в детском саду и семье; культура быта);
  • Наличие  в детском саду и семье  норм и правил поведения, регулирующих поступки, действия, взаимоотношения детей;
  • Целенаправленное формирование навыков и привычек культурного поведения:  сообщение детям знаний, правил и нравственных норм, усвоение их детьми; развитие  требований к выполнению правил и норм поведения; систематическое обучение навыкам и умениям культурного поведения во всех видах деятельности; упражнение в навыках и привычках поведения в обычной жизни, различных видах деятельности, специально организованных ситуациях;
  • Формирование внутренних потребностей в культурных проявлениях;
  • Единство подхода к детям в детском саду и семье.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

       Воспитание культуры поведения у дошкольника, как уже неоднократно подчеркивалось, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Вот почему столь важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. С этой целью используются общие и групповые родительские собрания, консультации, посещение педагогом семей своих воспитанников. Можно также организовывать «дни открытых дверей»- где происходит детальное ознакомление родителей с условиями жизни их ребенка в детском саду; оформление, в раздевальной комнате, стенда или ширмы, разделы которых в наглядной форме раскрывали бы общие вопросы воспитания культуры поведения — ее значение, сущность, необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК

В беседах с родителями воспитатель должен подробно и в доступной форме разъяснить, при каких условиях наиболее успешно формируются навыки и привычки.Для того чтобы ребенок овладел теми или иными...

Формирование навыков и привычек здорового образа жизни

ИЗВЕСТНО, ЧТО ПРИВЫЧКИ ФОРМИРУЮТСЯ С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА РЕБЕНКА....

Доклад к педсовету на тему «Формирование навыков и привычек поведения у детей дошкольного возраста».

Правильное воспитание детей - это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходи...

"Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" средняя группа

Годовая задача в средней группе "Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" ...

Семейный клуб "Формирование навыков и привычек у детей в семье"

Цель объединение усилий родителей и педагогов в вопросе формирования у детей культурно-гигиенических навыков....

Доклад на тему: «Формирование навыков и привычек поведения у детей дошкольного возраста».

Привычки - это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно....

Вовлечение воспитанников и их родителей в мероприятия ДОУ по формированию навыков и привычек здорового образа жизни.

В данной статье описывается опыт просветительской и практической работы по пропаганде и формированию у детей дошкольного возраста и их родителей навыков и привычек здорового образа жизни....