Вовлечение воспитанников и их родителей в мероприятия ДОУ по формированию навыков и привычек здорового образа жизни.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Осипова Айгуль Руслановна

В данной статье описывается опыт просветительской и практической работы по пропаганде и формированию у детей дошкольного возраста и их родителей навыков и привычек здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vovlechenie_vospitannikov_i_roditeley.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение воспитанников и их родителей в мероприятия ДОУ по формированию навыков и привычек здорового образа жизни.

«Здоровье – бесценный дар,

потеряв его в молодости,

не найдешь до самой старости»

(народная мудрость)

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человекаФормирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых задач в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характеротношение к себе и окружающим.

Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации. Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо совершенствование и применение новых методов и приемов, здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи.

Проблема:

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного возраста ухудшилось: снизилось количество детей абсолютно здоровых (с 23.2% до 15,1%); увеличилось число детей, имеющих различные отклонения состояния здоровья (с 67,6% до 69%) и хронические заболевания (с 15.9% до 17.3%)

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и ни для кого не секрет, что основной компонент данных качеств – здоровье. К сожалению, опрос семей воспитанников показал, что в домашних условиях отработанная в детском саду система не всегда поддерживается, рекомендации педагогов и медиков часто игнорируются. В выходные и праздничные дни, во время каникул и отпусков многие родители предпочитают отдых за просмотром компьютера или телевизора, забывая о духовной близости «родитель – ребенок». Ведь именно в семье, в кругу близких людей закладываются основы здоровья, воспитывается интерес к двигательной активности, склонности к конкретным видам спорта.

Цель: создать детско-взрослое сообщество, ориентированное на ценности здоровья и здоровый образ жизни.

Задачи:

• Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям.

• Повышать активность родителей в совместной деятельности по укреплению здоровья и совершенствованию физической подготовленности детей.

• Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что у детей дошкольного возраста можно качественно повысить представления о культуре здоровья и здоровом образе жизни. Для этого необходимо организовать систему педагогической работы по приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни, основанную на принципах: природосообразности, личностно-деятельностного подхода, разнообразия игровых методов и приемов.

Все начинается с семьи. Семья - это близкие и родные люди. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, уважению и заботе. В семье мы приобретаем первый жизненный опыт, который не всегда является положительным. Вряд ли найдутся такие родители, которых не интересует здоровье своего ребенка. Но точно есть такие, которые затрудняются в вопросах формирования здорового образа жизни и приобщения детей к физической культуре.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – детского сада и семьи. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», - гласит Закон РФ «Об образовании» (п. 1 ст. 18)

Таким образом, одной из главных задач в работе детского сада является организация совместной работы с родителями по формированию у детей устойчивого интереса к физической культуре, ценностного отношения к своему здоровью. Не вызывает сомнения, что оздоровление и укрепление здоровья детей может быть достигнуто лишь совместными координированными усилиями педагогов, медицинских работников, родителей и узких специалистов. Наш коллектив постоянно находится в поиске эффективных форм работы с родителями с целью вовлечения их в совместную деятельность.

Проведенное анкетирование по выявлению родительской роли в формировании у ребёнка навыков здорового образа жизни показало, что наиболее предпочитаемыми детьми видами деятельности во время пребывания дома являются:

• просмотр детских телевизионных передач и игры на компьютере (65%)

• занятия рисованием и лепкой (10%),

• прослушивание рассказов, сказок (5%),

• игры в спортивном уголке (15%),

• настольные игры (5%).

Большинство родителей (55%) испытывают потребность в информации о профилактике простудных заболеваний. Гораздо меньше их интересуют вопросы эмоционального здоровья детей (25%),  организации спортивных игр (5%), рационального питания (10%). Практически не востребованы вопросы организации активного отдыха в семье (5%).

В результате анкетирования была выявлена проблема: большинство родителей понимают необходимость укрепления здоровья своих детей, но почти ничего для этого не делают или не владеют необходимой информацией. На основании этого мы разделили родителей на 3 группы:

К I группе (23%) относятся родители, недооценивающие значение физического воспитания детей, не уделяющие должного внимания этому вопросу (в этом случае необходима индивидуальная работа).

II группа (62%) – разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает свободного времени или у них отсутствует желание заниматься ребёнком.

III группа (15 %) - взрослые, с удовольствием занимающиеся с детьми физкультурой, стремящиеся воспитать здорового ребёнка.

Поиск эффективных способов решения данной проблемы предусматривает повышение роли родителей первой и второй групп в оздоровлении детей, приобщения их к здоровому образу жизни. Для это требуется:

1) Проведение групповых консультаций, бесед, основная цель которых – информировать о развитии двигательных навыков, активном влиянии воспитания на развитие физических качеств.

2) Предоставление родителям педагогической литературы необходимого содержания.

3) Привлечение родителей к подготовке и проведению совместных спортивных мероприятий.

Третья группа родителей – это помощники педагога и активные участники спортивно-оздоровительных мероприятий.

С учетом разделения родителей на группы, нами были определены основные направления работы.

Во-первых, для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной, развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются все необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, разнообразным инвентарём: гантели, гимнастические ролики, фитболы, массажные мячи, обручи и другое. Достаточный выбор инвентаря позволяет включать в работу сразу большую группу детей, вызывает интерес и обеспечивает высокую моторную плотность тренировок, которая составляет в младших группах 70-80%, в старших – 80-90%. В групповых комнатах есть физкультурные уголки, с оборудованием для подвижных и спортивных игр, гимнастики после сна.

Во-вторых, разработаны формы тесного взаимодействия с родителями:

- в детском саду: непосредственная образовательная деятельность - открытая для посещений родителями; развлечения и праздники, участие во Всероссийских массовых мероприятиях «Кросс наций», и «Лыжня России», в городской спартакиаде дошкольников.

- в семье по рекомендациям педагога: подвижные игры, игровые упражнения, комплексы упражнений по профилактике плоскостопия у детей; активный отдых всей семьёй.

Чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительные деловые контакты со всеми взрослыми – воспитателями, родителями, специалистами детского сада, участвующими в процессе воспитания. Эта работа предполагает несколько этапов.

Первый этап – подготовительный (ознакомительный)- заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о ДОУ, которое посещает их ребенок. С этой целью мы организуем Дни открытых дверей, встречи с родителями будущих воспитанников.

Второй этап – просветительский – повышение педагогической грамотности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, ознакомления их с основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду.

- подбор методических рекомендаций по созданию здоровьесберегающей среды: «Как вырастить здорового ребёнка», «Спортивный уголок дома», «Игры перед сном».

- распространение лучшего опыта семейного воспитания: конкурс «Молодая семья года», создание «Азбуки здоровья семьи», выпуск семейных газет.

- подбор литературы по ЗОЖ: организация выставки книг, размещение рекомендаций в родительском уголке.

Третий этап – совместно-деятельностный:

формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми;

- подчеркивание роли отца в воспитании детей: проведение конкурса «Папа может, папа может всё, что угодно», оформление выставки работ «Мой папа – мастер на все руки», фотовыставки «Мой папа – самый лучший». Конкурс рисунков «Папина профессия», организация совместной деятельности с детьми в детском саду: строительство кормушек, скворечников для птиц.

- проведение совместных физкультурно-оздоровительных праздников и развлечений: «День здоровья»«Богатырские забавы», «День защиты детей».

- активное участие в конкурсах, организованных учреждением: проведение конкурса на лучший летний участок, конкурс «Зимняя сказка своими руками»«Новогодняя игрушка нашей семьи»«Мама, папа, я – здоровая семья».

- тиражирование положительного опыта семейного воспитания в формировании ЗОЖ и участия в совместной проектной деятельности по здоровьесбережению детей: реализованы детские проекты воспитанников «Моя спортивная жизнь»«Моя спортивная семья»«Здоровая семья – счастливая семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни

успешное формирование потребностей детей к здоровому образу жизни во многом зависит от целенаправленной систематической работы в триаде ребёнок – педагог – родитель...

Формирование навыков и привычек здорового образа жизни

ИЗВЕСТНО, ЧТО ПРИВЫЧКИ ФОРМИРУЮТСЯ С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА РЕБЕНКА....

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Консультация для родителей «Формирование у детей привычек здорового образа жизни»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи:- Сформировать представление у родителей о необходимости соблюдения ЗОЖ.-О...

Консультация для родителей «Раннее формирование у детей привычек здорового образа жизни (ЗОЖ)»

Консультация для родителей, педагогов ДОУ «Раннее формирование у детей привычек здорового образа жизни (ЗОЖ)»....

Консультация для родителей «Формирование у детей привычек здорового образа жизни»

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей...

Беседа для родителей по теме: "Формирование у детей привычек здорового образа жизни"

Беседа с родителями на тему: «Формирование у детей привычек здорового образа жизни» Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она...