Звуки и буквы. Шпаргалка для родителей.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Журавель Елена Анатольевна

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, синтеза, начальный этап обучения грамоте в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpargalka_dlya_roditeley.pptx577.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация совместной деятельности взрослого и детей «Шпаргалка для родителей» С использованием информационно-коммуникативной технологии. Методом моделирования графические модели Образовательная область речевое развитие.

Слайд 2

Звуки и буквы Составитель: учитель-логопед ГБДОУ №81 Фрунзенского района Журавель Елена Анатольевна 2015 год

Слайд 3

Мы слышим и можем произнести Мы видим (читаем) и можем написать!! Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, синтеза, начальный этап обучения грамоте в дошкольном возрасте. В основе обучения грамоте - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, следует научить его слышать этот звук в слогах, в словах.

Слайд 4

Урок 1. Фонетика. Звук - это то, что мы слышим. Вокруг нас множество разных звуков: ключи звенят, пакет шуршит, рвут бумагу ; звуки издают животные и т.д. Звуки издают и люди. Звуки, которые издаются при помощи голоса, губ и языка называются звуками речи. Чтобы люди умели разговаривать, слова должны звучать по-разному. Звук по-древнегречески назывался phone , от которого и произошло название науки, изучающей звуки речи, закономерности их произношения и изменения. Это наука фонетика. Для обозначения звука в фонетике используется специальный значок - [ ]. С помощью фонетической записи передается действительное звучание речи.

Слайд 5

Урок 2. Гласные и согласные. Звуки речи могут состоять только из голоса, тогда они называются гласными. А могут состоять из шума или из шума и голоса и называются согласными . Гласные звуки состоят из голоса, поются, не встречают преграды, образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки на схемах обозначаются красным цветом (кружком). Ошибки взрослых. Случается .что взрослый просит малыша придумать слово на какую-нибудь букву, например, на Б( бэ ). Для ребенка, еще не умеющего читать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква - это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо знать, как оно пишется. Поэтому следует предлагать малышу придумать слово на какой-нибудь звук. 'Гак если вы хотите услышать от ребенка слова на звук (б), то и произнести его надо четко и коротко, без гласной "добавки".

Слайд 6

Урок 3. Звонкие и глухие согласные Если согласный звук состоит из голоса и шума, он называется звонким, если только из шума - глухим. Среди согласных существуют парные: [б]-[ п ], [в]-[ ф| , [г]-[к], [ д ]-[т], [ з ]-[с], [ж]-[ ш ]. Пары образуются так: если из звонкого согласного "вычесть" голос получается глухой согласный. Особенность звонких парных согласных состоит в том, что они не могут звучать на конце слова. В этом положении парный звонкий всегда заменяется парным глухим . Ошибки взрослых. Если вы предлагаете ребенку определить, на какой звук оканчивается слово "дуб", правильным ответом будет такой: звук [ п ]. О том, что в слове "дуб" на конце нужно писать букву б, ребенку станет известно только в начальной школе. Но к этому времени у него уже должно сформироваться представление о различии звука и буквы: Буквы мы видим и можем написать, прочитать и т.д., а звуки мы слышим и можем сами их произнести.

Слайд 7

Урок 4. Пары по твердости - мягкости Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими. Мягкость согласного в фонетической записи передается значком Например, [г]-[ г'| , [ ф ]-[ ф ']. Однако некоторые согласные звуки являются всегда твердыми и не имеют мягких пар: [ ш ], [ж], [ ц ], другие - всегда мягкими: [ й ], [ч], [ щ ]. Глухие согласные [ х ], [ х '], [ ц ], [ч] не имеют звонких пар. Согласные [м], [ м '], [ н ], |н '], [л], [ л '], [ р ], [ р '], [ й ] не имеют глухих пар. Они в любой позиции - даже в конце слова - звучат звонко и называются сонорными. Ошибки взрослых. Иногда можно услышать, как педагог спрашивает у ребенка: "С какого звука начинается слово "герой" ?" Тут же отвечает: "Со звука /г/". Это ошибка. В слове "герой" ясно слышится мягкий звук [г'] (именно поэтому после буквы “Г” пишется буква “Е” , которая обозначает мягкость предшествующего согласного. Важно научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, т.к. это дает ключ к использованию ь и букв я, ю , е, ё , служащих для обозначения мягкости согласных на письме.

Слайд 8

Урок 5. Что обозначают буквы русского алфавита. В русском языке 33 буквы. А звуков гораздо больше. Чем это объясняется? Просто не каждый звук обозначается буквой, и не каждая буква передает звук. Например, не обозначают звуки: буквы ь , ъ . Есть еще я, е, ю , ё . Это буквы-слоги. Они передают йотированные гласные, состоящие из двух звуков: мягкого согласного [ й ] и соответствующих гласных - [ йа ] (яма), [ йо ] (еж), [ йу ] (юла), [ йэ ] (ель). Буквы ч, щ обозначают всегда мягкие звуки [ч] и [ щ ], буквы ш ,ж, ц - всегда твердые звуки [ ш ], [ж], [ ц| , а буква м, например, в одних случаях будет звучать как [м] (мак), а в других как [м'](мир).

Слайд 9

Звуко-слоговой анализ Рекомендации и условные обозначения Место звука в слове. Любое слово можно условно разделить на три части: 1. начало слова (первый звук), 2. середина слова, 3. конец слова (последний звук). Например, слово улитка: - где слышим звук [У] ? - где слышим звук [А] ? - где слышим звук [И] ? Предлагая ребенку, например, определить место звука [о] в словах, выбирайте такие слова, в которых звук [о]находится под ударением - ослик, осы — т.к. в безударной позиции звук изменяется. Слово облака мы произносим как [облака], слово корова - [ корова ], слово окно - [ окно ].

Слайд 10

Слоги Слог -это один гласный звук или сочетание одного или нескольких согласных звуков с гласным. В слове столько слогов, сколько гласных звуков! Открытые слоги оканчиваются на гласный звук, закрытые - на согласный звук. Открытый слог: Закрытый слог:

Слайд 12

Предложение Предложения могут быть разными по интонации: повелительные, вопросительные и восклицательные. Попробуйте по-разному прочитать одно и то же предложение. Речь состоит из предложений .

Слайд 13

Три правила написания предложений: 1. Начало предложения всегда пишется с большой буквы! С большой буквы пишутся также имена и названия городов! 2. Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга!* 3. конце предложения ставится точка (или вопросительный знак, или восклицательный знак - в зависимости от интонации)! * Предлог - это маленькое слово (У, В, НАД, ПОД и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки и буквы. Памятка для родителей.

В памятке для родителей представлены основные сведения о звуках и буквах русского языка....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Шпаргалка для родителей "Место звука в слове"

Рекомендации для родителей по формированию у дошкольников фонематических представлений....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Живые звуки, или фонетика для дошкольников (шпаргалка для родителей)

Предлагаем вашему вниманию фонематические сказки для закрепления материала, на логопедических занятиях....

Шпаргалка для родителей «Звуки речи»

С целью довести до родителей необходимые понятия,  о том, как выполнять дома задания логопеда, каков порядок работы по изучению звука, что значит дать характеристику звука, что такое звуковой, сл...

"Шпаргалка для родителей" Звуки речи

quot;Шпаргалка для родителей"  Звуки речи....