"Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений"
консультация

Регина Илдаровна Миниазданова

Предварительный просмотр:

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи. Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.  развитие слухового внимания и фонематического слуха;

Основными задачами логоритмического воздействия являются:  развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;  развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;  воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;  воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;  развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;  формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;  формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.  Занятия по логоритмике проводятся совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).  Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.  Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

 Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.  Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы: Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. Музыкальные и музыкально- ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально- артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных. Чистоговорки для автоматизации и Коррекция звукопроизношения,дифференциации звуков, фонопедические упражнения. укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей. В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь. Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь мне тоже необходима помощь музыкального руководителя. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими. В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать. Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие педагога и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации. В практическую работу по использованию логоритмики включились все воспитатели нашего детского сада. При совместной работе творческой группы воспитателей и музыкального руководителя в разработке тематического планирование были выбраны темы занятий. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр. При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:  развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства  формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на ритма и фонематического восприятия; формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания  развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц  развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций  развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики При разработке любого логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого- педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое. Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Выступление на тему

«Использование ИКТ на логоритмических занятиях»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Использование ИКТ на логоритмических занятиях»

Использование  информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного; задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную  и др.

Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, движение, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

Использование мультимедийных технологий на логоритмических занятиях даёт ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.

Внедрение ИКТ в образовательную деятельность позволит:

- организовать нетрадиционный подход к воспитанию;

- преодолеть интеллектуальную пассивность детей;

- создать устойчивую мотивацию и потребность дошкольников в активном

  познании мира, совершенствование их интеллектуальных и творческих

  способностей.

- повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

- обогатить и преобразовать  развивающую предметную среду.

Обучение дошкольников, имеющих речевые нарушения достаточно сложный и длительный процесс. Для повышения эффективности работы педагоги используют современные методики, стараются разнообразить работу новыми методами и приемами. Многие из нас, имея огромный стаж и опыт работы, когда, казалось бы, уже все знаешь и умеешь, находятся в постоянном поиске идей, изюминок, педагогических находок.
Мы творим, изобретаем, ищем и… находим…

Логопедическая ритмика - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:
• учить согласовывать речь с ритмом и движениями;
• развивать артикуляционную моторику для формирования правильного звукопроизношения;
• формировать речевое дыхания;
• развивать слуховое внимания и фонематический слух;
• развивать звуковой, тембровый, динамический слух, чувство ритма;
• развивать общую и мелкую моторику, кинестетические ощущения, пространственную организацию движений;
• формировать умение слышать характер музыки;
• совершенствовать слухо-зрительно-двигательной координацию;
• воспитывать умения чувствовать и выражать эмоции

В процессе выполнения логоритмических упражнений у детей задействованы одновременно несколько анализаторов:
- Дети слышат музыку, чувствуют ее тембр, ритм, характер.
- Проговаривают текст песенок, попевок.
- Выполняют движения пальчиками и общие двигательные упражнения
И мы подключаем к этому процессу еще и зрительный анализатор



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Мастер-класс на тему

«Логоритмика как современная образовательная технология при формировании речи у детей дошкольного возраста»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Логоритмика как современная образовательная технология при формировании речи у детей дошкольного возраста»

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это технология,  которая вклюсает  в  себя  средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение.

        Действительно,  в  последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Если обратиться к истокам появления логоритмики, то нужно сказать, что изначально создатель знаменитого метода ритмического воспитания Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950), внедряя свою  новую методику, стремился сломать  укоренившиеся устои музыкального воспитания, выступал, своего рода, новатором в системе воспитания и развития творческой музыкальной личности. Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, это увлекательная игра, в   которой ни взрослые, ни дети, не чувствуют усталости. Постепенно ритм у Далькроза перерастает своё «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности. Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель - помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, - превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовать мир и создать «нового человека»,  способный менять его психику и физику.

В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи (Г. А. Волкова, Н. А. Рычкова, Г. Р. Шашкина и др., М. Ю. Картушина).

Итак,  любые ритмические движения (хлопки, прыжки, притопы, махи руками и т.д.) активизируют деятельность мозга человека.

 Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет ряд важных функций. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями,  положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие  слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может воспринимать  информацию на слух или глазами, позднее читать и писать.

С помощью лоритмики, логоритмических игр и упражнений мы активизируем работу обоих полушарий головного мозга, в частности запускаем и развиваем речь ребёнка, учим контролировать свое тело, координировать его движения, что в дальнейшем благотворно скажется на его обучении в школе.

Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика может включаться в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Занятия  включают в себя: пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Доступность  игр подтверждает возможность их  применения не  только  специалистами дошкольных учреждений (музыкальными руководителями, логопедами), но и воспитателями, что в свою очередь, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на  использование новых технологий в  своей практике.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Выступление на тему

«Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»

Почему – ЛОГОРИТМИКА? 

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

укрепление мышц артикуляционного аппарата;

развитие фонематического восприятия;

расширение лексического запаса;

развитие слухового внимания и двигательной памяти;

совершенствование общей и мелкой моторики;

выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

творческой фантазии и воображения.

В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Занятия проводятся фронтально, продолжительностью от 20 до 35 минут, в зависимости от возраста детей. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Выступление на тему

«Музыка как средство воспитания толерантности у детей дошкольного возраста»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Музыка как средство воспитания толерантности у детей дошкольного возраста»

Толерантность – одна из составляющих общей культуры человека. Поэтому воспитание толерантности является важной задачей современной педагогики.

Искусство и музыка как один из его видов играют очень большую роль в воспитании культурного, гармонично развитого человека, в формировании его внутренней толерантности. Искусство способствует проявлению лучших качеств человека – доброты, бескорыстия, способности к сопереживанию, благородства.

Выдающийся филолог, культуролог и искусствовед Д.С. Лихачев (1906 – 1999) в «Письмах о добром и прекрасном» утверждает, что «самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты». Человек, который способен понимать искусство, «становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее» – так как «награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить» .

Музыка позволяет человеку лучше почувствовать его переживания, начать лучше понимать самого себя и окружающих, свое прошлое и настоящее. Это понимание тесно связано с процессом общения. Все важнейшие чувства – любовь, радость, гнев, печаль, восторг – находят выражение в отношениях с другими людьми. В процессе общения человек приучается смотреть на себя глазами другого человека.

Музыка открывает возможность общения для людей, помогает наладить духовный контакт через сопереживание. Очень важно, чтобы встреча человека с настоящей Музыкой произошла как можно раньше – уже в младшем дошкольном и даже раннем возрасте. Поэтому на музыкальных занятиях в детских дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять большое внимание слушанию музыки.

Уже в ясельной группе детского сада дети знакомятся с такими классическими произведениями как «Зимнее утро» из «Детского альбома»
П. Чайковского, «Куры и петухи», «Слон» из «Карнавала животных»
К. Сен-Санса и другими, слушают народную музыку.

В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в психике ребенка, которые заключаются в возникновении представлений. В отличие от детей раннего возраста (1-3 года), для которых наибольшее значение имеет ситуация непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми и т. д.), ребенок младшего дошкольного возраста уже способен отвлечься от этой ситуации.

Развитие эмоциональной сферы ребенка открывает новые возможности для восприятия литературных произведений, прежде всего сказки, и музыки. Переживания дошкольников отличаются исключительной яркостью, живостью и непосредственностью.

В младшей группе дети эмоционально реагируют на пьесу «Мама» из «Детского альбома» П. Чайковского. Спокойная музыка вызывает у них ощущение радости, покоя, любви, гармонизирует их эмоциональное состояние.

В средней группе дети продолжают знакомиться с «Детским альбомом»

П. Чайковского. Пьеса «Болезнь куклы» развивает сопереживание – дети сочувствуют больной кукле. Слушая пьесу «Новая кукла», дети чувствуют радость девочки и сопереживают этой радости.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с другими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского – «Старинной французской песенкой», «Неаполитанской песенкой», «Итальянской песенкой», «Немецкой песенкой». Дети узнают народные мелодии этих стран. Например, в пьесе «Старинная французская песенка» звучит подлинная французская народная мелодия.

Надо отметить, что на практике слушание музыки проводится довольно редко. Аргументом к этому служит недостаток времени, необходимость подготовки к праздникам. Но необходимо все же находить время и для этого вида музыкальной деятельности. С помощью слушания мы решаем важнейшую задачу музыкальной педагогики – воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Человек, способный эмоционально реагировать на музыкальное произведение, будет и в общении с другими людьми проявлять отзывчивость, доброту, сопереживание.

Дети знакомятся с культурой других стран, а это очень важно для воспитания толерантности. Когда мы знакомим детей с культурой других стран, других народов, мы формируем у них уважительное отношение к этой культуре, к людям разных народов, разных национальностей.

При этом важно, конечно, воспитывать и уважительное отношение, любовь к своей стране, изучать ее культуру. В настоящее время возрождается интерес к народным традициям, обычаям, праздникам. Приобщение детей к культурным традициям своего народа способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Презентация проекта на тему

«Музыкально-дидактические игры для детей с ОВЗ»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Музыкально-дидактические игры для детей с ОВЗ»

Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми с особыми возможностями здоровья. Как правило у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы.

Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты и т. п.).

В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально — сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Только со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

В чём же ценность дидактических игр и пособий в работе с детьми с ОВЗ?

А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор был сделан на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительного методов музыкального воспитания.

Цель работы определила и поставила следующие задачи:

-Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы    

 их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;

-Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования

 музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности;

-Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать

 его в учебно-педагогическом процессе.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые в образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Между музыкально-дидактическими пособиями и играми много общего. И те и другие направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувств, т.е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры должны быть красочно оформлены. В процессе пения они помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. Игры желательно проводить перед пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности, столь необходимой именно в пении.

Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

1 этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

2 этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

3 этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.

4 этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры с пособиями.

 «Дружные бабочки»

Педагог раздает детям бабочек парного цвета. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. Рука с бабочкой как бы порхает вверху. По смене музыкального сопровождения каждый ребенок должен найти себе пару-бабочку такого же цвета.

«Собери свой кружок».

Педагог раздает детям бабочек 3-4 цветов. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. По смене музыкального сопровождения дети должны собраться в кружки по цвету. Поощряются дети, сумевшие собраться первыми и построить ровный круг.

«Цветочная поляна»

Педагог раздает девочкам бабочек, а мальчикам цветочки или листики. Под веселую музыку дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. Рука с бабочкой как бы порхает вверху. По смене музыкального сопровождения каждая девочка должна найти своей бабочке цветочек для отдыха.

 «День рождения бабочки»

Дети стоят в кругу, педагог-ведущий в центре. Под спокойную часть музыки дети подзывающими движениями стараются подозвать к себе бабочку в руках воспитателя. Педагог выбирает одного из детей и выводит его в середину. Они вместе танцуют танец, а дети хлопаю им под музыку.

«Кто внимательный?»

Дети с бабочками в руках идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движение. Снова звучит акцент в музыке, идущий впереди опускается на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не встанут на одно колено. Затем это упражнение дети проделывают в обратном порядке, пока все не встанут с колена и не образуется вновь цепочка.

«День и ночь»

Дети свободно располагаются по всему пространству зала. Звучит музыкальное сопровождение характеризующее ночь-колыбельная и день-полька. Дети выполняют соответствующие танцевальные движения под веселую музыку и приседают на корточки (бабочки спят) под колыбельную.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Представление на тему

«Особенности проведения логоритмических занятий»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Особенности проведения логоритмических занятий»

Основной формой работы по музыкальному воспитанию являются музыкальные занятия.

Поэтому, принимая во внимание особенности детей, имеющих речедвигательные нарушения, для устранения темпо-ритмических нарушений речи, моторного напряжения, скованности в движениях, дискоординации, рекомендуются музыкальные занятия, которые имеют логоритмическую направленность.

На логоритмических занятиях решаются следующие коррекционные задачи:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Совершенствование общей и мелкой моторики.

3. Развитие дыхания, координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата.       4. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание уверенности в своих силах.

5. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

        Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.

        Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

        Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности

[10; с. 5].

        

1.4. Основные требования к построению логоритмических занятий

        Занятия по логоритмике проводятся регулярно, на протяжении всего года, начиная со средней группы. Продолжительность занятий 20-30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утренние часы. Большинство авторов (Е.Кузнецова, А.Е. Воронова, М.Ю.Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Новая тема прорабатывается на протяжении 3 занятий с постепенной подачей изучаемого материала.

        Например, 1-е занятие: знакомство с новыми движениями  по подражанию взрослому, вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры.

        2-е занятие: внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений; совместно со взрослым дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождать речь движениями; отвечать на короткие вопросы по содержанию игры.

        3-е занятие: дети самостоятельно учатся воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения; передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры.

        Авторами, вышеперечисленных методик, рекомендуется обязательное использование схем, графиков, рисунков, т.е. зрительных опор, способствующих формированию и развитию слухо-зрительно-двигательной координации.

        Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

        Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним [11; с.2].  

                   В логоритмические занятия включаются:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание и память;

- счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и ритма;

- пение;

- упражнения в игре на музыкальных инструментах;

- самостоятельная музыкальная деятельность;

- игровая деятельность;

- упражнения для развития творческой инициативы;

- упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие;

- речедвигательные упражнения;

- танец и пантомима.

        Основным принципом построения всех перечисленных видов работы является  тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала.

           При выборе методических приемов, связанных с включением речевого материала в упражнения, учитывается то, что дети не имеют навыков речевой деятельности, «их умения в разных областях речевого развития стоят на неодинаковых уровнях, … отсюда необходимость сочетания приемов активизации речи в целом, разных  ее сторон (словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи)» [19; с.27].

        Структура занятия может не всегда включать все перечисленные элементы, они могут видоизменяться и варьироваться. Таким образом, предлагаемые выше теоретические и методические подходы могут быть использованы для решения выявленного нами противоречия.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Представление на тему

«Развитие речевой и двигательной активности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством коррекционной логопедической ритмики»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Развитие речевой и двигательной активности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством коррекционной логопедической ритмики»

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количество детей, имеющих нарушения речи. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребёнок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сенситивный период, который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений. Логоритмика хорошее средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника.

ЛОГОРИТМИКА – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, слова и движения, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников, открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.

В специализированных дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, этнотерапия, арттерапия и т. д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с акцентом на разные задания.

Главная форма работы – это индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить малыша говорить чисто, поскольку она объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение.

Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно - мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.

Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:

• развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие фонематического слуха;

• развитие пространственной организации движений;

• развитие общей и тонкой моторики, мимики;

• развитие физиологического и фонационного дыхания;

• формирование артикуляционной базы звуков;

• развитие чувства ритма;

• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

• развитие коммуникативных качеств.

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств – на занятиях по физической культуре. Развитие физических умений и

ритмических способностей идёт на протяжении всего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет, что готовит детей к возрастающим нагрузкам в школе.

У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой.

Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике.

Логоритмика состоим из следующих элементов:

логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);

чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;

упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;

упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Представление на тему

«Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях»

Музыка издавна считается важным средством формирования личности.

Творчество это деятельность, порождающая нечто новое, ценное, не только для данного человека, но и для других. Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать через активность ребенка, которая проявляется в различных видах деятельности.

Способности- это свойства души человека, совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Творческие способности, это неразрывная связь с творческой деятельностью. Необходимым условием детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальный слух, чувство ритма. Дети приобретают необходимые навыки, умения, знания для того, что бы выразить свои собственные музыкальные впечатления.

К видам музыкальной деятельности относятся: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.


Что же нужно сделать, чтобы успешно развивать музыкальные творческие способности детей?

1.Научить ребенка воспринимать музыку, эмоционально реагировать и откликаться на нее. Уметь дать первичные навыки анализа.

2.Дать необходимые знания , умения и навыки. Некоторые из них осваиваются с легкостью, некоторые с трудом. Для того, чтобы музыкальное творчество развивалось успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления через восприятие музыки. Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, значит, они уже могут использовать опыт восприятия музыки и в творческих импровизациях.

3.Подтолкнуть ребенка к творческому переосмыслению знакомого материала. Ребенок имеет маленький музыкальный опыт, наша задача состоит в том, чтобы помочь увеличить этот опыт. Научить передавать вокальные, танцевальные и исполнительские образы, развивать воображение детей, давать слушать и исполнять детские песни, смотреть мультфильмы, сказки.

Например: если детям младшей группы можем предложить поплясать как зайцы, медведи или птички, то для ребят постарше задание усложняется: передать в танце настроение музыки: радость, печаль, восторг. Или например простое движение хлопки. Прохлопываем определенный ритм. Дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, а дети стараются повторить.

Для развития музыкального творчества необходимо создавать комфортные условия на занятиях. Материал должен быть интересен и доступен. Необходимо обращать внимание на малейшее проявление творчества. Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений, развития звуковысотного слуха.

Дети любят петь, в процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально- слуховых представлений. Для детей младшего возраста можно предлагать задания на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек транспорта, птиц в различном ритме и темпе. Ребенок дошкольник познавая язык музыкальной речи, начинает им осознано пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Полноценное исполнение танца возможно, если ребенок воспринимает и понимает характер музыки, что возможно только при наличии исполнительских навыков. Например хоровод для средней группы «Едем на тележке», где дети показывают и как поют птички, и как журчит ручеек, как скрипит та же тележка.

Танцы делятся на две группы: зафиксированные и свободные. К свободным танцам относятся пляски, хороводы и хороводные игры, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танца. Вначале педагог помогает выбирать танцевальные движения под музыку, затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки уже сами создают свою пляску.

Играя и танцуя, дети испытывают радость. Для развития музыкального танцевального творчества необходимо использовать разнообразные пластические этюды, например: « Тучи и облака», «Цветок».

Обучение игре на детских музыкальных инструментах дает ощущение радости и успеха. Оно включает в себя три музыкальные способности:

1 ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки;

2 чувство ритма, восприятие и воспроизведение музыки;

3 музыкальный слух.

Способность воспроизводить мелодию по слуху. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию слуха, усидчивости, вниманию и развивает моторику рук. Главный инструмент ребенка - он сам. Он с малолетства свободно пробует топать, хлопать, щелкать, шлепать и так далее.

Для озвучивания с помощью музыкальных инструментов могут применяться стихотворения, сказки, рассказы по картинам.

Например: стихотворение «Апрель» Маршак.

Апрель, апрель- звенит треугольник

На дворе звенит капель—глиссандо металлофон

На дорогах лужи—муз молоточки,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи - шуршание бумагой.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.— трещотки или веточки.

Стали птицы песни петь— свистулька.

И расцвел подснежник—колокольчик.

Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию произведения.

Необходимо отметить роль воспитателя в развитии личности ребенка, ведь он находится постоянно рядом. Дети вместе с воспитателем слушают фрагменты классической музыки. Самостоятельно, или под руководством музыкального руководителя проводят музыкальные досуги, разучивают песни, занимаются творческими играми и театральной деятельностью, повторяют фрагменты утренников. Воспитатель закрепляет и обогащает впечатления детей, работает над выразительностью и дикцией.

В семье родители должны поддерживать интерес ребенка к музыке, используя технические средства: радио, телевидение, караоке и др. Водить детей на детские концерты в музыкальную школу, посещать театры и музыкальные зрелища. Родителям необходимо помнить, что где старшие любят музыку, поют, или играют на музыкальных инструментах, создается благоприятная среда для развития музыкальных творческих способностей.

Развитие творческих музыкальных способностей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка тесно связано с искусством, в частности с музыкой. По -этому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

Следовательно, роль педагога, заключается в том, чтобы сохранить, развить самобытность и индивидуальность музыкальных творческих способностей детей, а так же научить их исполнительству.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Выступление на тему

«Реализация содержания образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Реализация содержания образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание»

Художественно-эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Эстетическое воспитание — понятие очень широкое и является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить задачи систематического развития эстетического восприятия, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира. Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее. Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. «Пусть поезд, — писала Н. К. Крупская, — на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения». Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в одну из любимейших игр — в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссер К. С. Станиславский говорил актерам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей. Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему. Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний.

Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности Так, осваивая те или иные навыки художественной деятельности, ребенок использует их, внося свою, пусть маленькую лепту в украшение жизни семьи, детского сада, своих сверстников. В развитии художественно-творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус — понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать.

Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения — все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша. Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов. Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними.

Главными среди них являются:

1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

2. Чистота, простота, красота.

3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледножелтые нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают красочность окружающего.

4. Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку. Изображенные на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей. Это — труд людей, жизнь детского сада, пейзажи, натюрморты, жизнь птиц и животных, сказочный мир. Во всех группах могут быть использованы натюрморты, эстампы с изображением животных, картины со сказочной тематикой. Пейзажи рекомендуется использовать в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. В комнате следует иметь не более 2—3 картин. Хорошо, когда есть одна большая картина, особо привлекающая внимание детей, и две-три меньшего размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой, поэтому не следует помещать их слишком близко.

С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры. Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката... Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательными друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что понастоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах. Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, со своей улицы. С возрастом и накоплением знаний тематика ознакомления детей с достопримечательностями города, села расширяется. В старших группах детей знакомят со столицей нашей Родины Москвой. В процессе этой работы воспитатели дают детям представления о некоторых архитектурных особенностях построек и ансамблей, обращают внимание на своеобразие отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается в природный пейзаж. Эти впечатления дети отражают в строительных играх. Их постройки становятся все более сложными и красивыми. Отдельные здания, мосты, вокзалы начинают объединяться в творчестве детей в ансамбли улиц. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка. С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Высокую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки... каждая из них есть — поэма». Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык — музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом был убежден В. А. Сухомлинский. На праздниках в детском саду разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве. Праздники оказывают сильное впечатление на дошкольников, надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания. Высоки требования, предъявляемые к искусству для детей. Произведения, которые отбираются для дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными для понимания, отвечать задачам коммунистического воспитания. Художественный материал для каждой последующей возрастной группы постепенно усложняется в связи с углублением задач эстетического воспитания. Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие кассеты подойдут для слушания музыки, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Доклад на тему

«Роль музыки в речевом развитии дошкольников»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Роль музыки в речевом развитии дошкольников»

         

        Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера. Музыка в этом вопросе - незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

        Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей.

        На музыкальных  занятиях идёт  расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов,  фамилии, имена композиторов, характеристику музыки.

Элементарным воздействием на речевую сферу детей становится ее пассивное или активное  восприятие. Пассивное восприятие, имеющее активизирующий эффект, находит  себя в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей.  Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном  музыкальном произведении. Такая беседа может включать характеристику эмоционально-образного содержания произведения и позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке; способствует развитию связной речи.  Сопоставление музыки с собственным настроением содействует улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию его диалогической речи, обогащению и активизации словаря, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

        Наиболее эффективно работа над речью происходит в процессе пения. У детей  развивается дыхание, голос, формируется чувство ритма и темпа речи, улучшается дикция, координируется слух и голос.

        Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

        Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.


Роль пения в развитии речи:

Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.

Пение требует более четкой артикуляции со стороны, как педагога, так и детей.

Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.

Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга.


        Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

        В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией. Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.

        Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

        Таким образом,   музыкальное искусство оказывает ничем незаменимое воздействие на развитие речи дошкольников. Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкального искусства позволяет достичь наиболее качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития дошкольников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Презентация на тему

«Эффективность использования ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ с детьми с ОВЗ»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Эффективность использования ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ с детьми с ОВЗ»

В наше время использование информационно - компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение ИКТ помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти в режим ее функционирования и развития как открытой образовательной системы. Особую роль использование ИКТ отводят педагоги, работающие с детьми ОВЗ. В связи внедрением инклюзивного образования в дошкольных учреждениях, данные технологии помогают в работе педагогам с детьми особыми возможностями здоровья. Если обратиться к статистике, то еще 10 лет назад в ДОУ поступали дети: 30% с первой группой, 64% со второй группой здоровья и только 6% детей имеющие медицинские показатели по состоянию здоровья. В наше время процент здоровых детей составляет всего 10%, вторая группа 60%, и дети с ОВЗ – 20%. Сопутствующие диагнозы неутешительны: неврозы, глухота, ослабление зрения, ДЦП, неврология и т.д. Данные дети поступают в обычные группы ДОУ, и им очень тяжело адаптироваться тем условиям, в которых живут, растут, обучаются здоровые дети. Не только у особых детей, но и у здоровых отмечается ухудшение памяти, низкий уровень развития речи, слабая мышечная память, гиперактивность. Тем самым, использование информационно- компьютерных технологий способствует более эффективной организации среды и педагогического процесса. Мы рассматриваем, ИКТ как универсальное средство в работе дошкольного учреждения. Большая часть музыкальных руководителей не только в ДОУ, но и учителя музыки, полностью или частично переходят на использование информационно- компьютерных технологий. Что в свою очередь, приводит к сокращению времени на восприятие живой музыки, живого исполнительства. В дошкольных учреждениях, мы часто, слышим теперь фонограммы в любом качестве исполнения. Наряду с отрицательными сторонами использование ИКТ, отметим и важные – положительные стороны:

 - Наглядный материал и музыкальное произведение, или музыкальное сопровождение всегда можно найти в интернет ресурсах;

 - Интегрировать несколько видов деятельности на занятии;

 - Создавать презентации по разучиванию, закреплению музыкального материала.

 - Создание видео роликов по восприятию музыки.

 - Просмотр видео фильмов по тематикам;

 - Использовать презентации для развития чувства ритма, звуковысотного слуха и многое другое. Рассмотрим ряд преимуществ, использования информационно-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя с детьми ОВЗ. Детям с ослабленным зрением требуется определенный размер наглядного материала, который должен быть ярким, красочным, эстетичным и крупного размера. Такой наглядный материал очень сложно, а подчас и невозможно приобрести или найти. В таких случаях  спасает, конечно, интернет. Ведь известно, что наглядность играет большую роль в развитии наблюдательности, внимания, развития музыкальной речи, мышления дошкольника. Так же повышает усвоения детьми нового музыкального материала, т.к. задействованы все каналы восприятия дошкольника – зрительный, слуховой, эмоциональный. При работе над разучиванием песен, мы столкнулись с трудностью - дети плохо запоминают тексты. Искали разные приемы, которые способствовали быстрому запоминанию: просматривали видео ролики, учили слова с движениями, просматривали презентации – ассоциации с текстом песни, рисовали песню, обыгрывали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей"

Этот доклад был составлен по теме, которая меня очень заинтересовала. Надеюсь он будет полезен и вам....

Презентация Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии....

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений. Тема: "Чудеса времен года".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9165227","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"404"}}]]...

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Рекомендации по проведению занятий.Правила ,структура проведения занятий,...

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры....

Методическая разработка "Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений".

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активиз...