Воспитание игрой.
консультация на тему

Кашканова Татьяна Петровна

Рекомендации родителям по вопросам:  как же  руководить детскими играми,  как влиять на их сюжеты и содержание?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_povliyat_na_igru.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Кашканова Т.П.

Воспитатель ГБДОУ д/с № 135

Воспитание игрой

Игра – путь детей к познанию мира,

 в котором они живут и который призван изменить.

М. Горький.

Все дети любят разнообразные игры. Играют в детстве и порой в юности. Игры переходят из поколения в поколение, а порой дети сами их придумывают. Игр на свете так много, что не каждый человек в состоянии запомнить хотя бы десятую их часть. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Нормальное развитие ребенка складывается под влиянием воспитания, в процессе которого ребенок овладевает социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями. Воспитание и обучение на каждом возрастном этапе приводят не только к усвоению детьми определенных знаний и умений, но и к развитию способностей, позволяющих в дальнейшем овладеть новыми, более сложными знаниями, умениями и навыками.

Для того чтобы воспитание было по-настоящему развивающим, необходимо максимально использовать активность самого ребенка, опираться на такие виды деятельности, которые наиболее полно выражают его отношения к окружающему миру. Стремление к подражанию взрослым создает благоприятные условия для возникновения изобразительной игры, в которой дети воспроизводят наблюдаемые ими действия взрослых, используя при этом предметы-заместители (гладят кубиком, кормят куклу палочкой и т.п.).

Умение заменять в игре одни предметы другими, видеть в линиях на бумаге или постройке из кубиков обозначение реальных вещей – большое приобретение в умственном развитии, начало пути, ведущего к пониманию и использованию букв, цифр, математических символов, нотных знаков. Приобретается способность решать простейшие задачи в уме, без практических проб. Играя, ребенок не просто подражает поведению взрослых – он берет на себя ту или иную роль, сам превращается в «папу», «маму», «шофера» и ведет себя в соответствии со своими представлениями об их действиях. В формирующейся сюжетно-ролевой игре – основном виде деятельности дошкольника – проявляется огромный интерес ребенка к миру взрослых, которые начинают выступать для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.

В таких играх складывается «детское общество» - система взаимоотношений между детьми, их взаимных привязанностей, симпатий и антипатий, что способствует развитию у ребенка общественных качеств личности, и в первую очередь коллективизма. При правильном воспитании через игру у ребенка можно активно пробудить интерес и желание школьному обучению, к наукам и искусству. По мере взросления увеличиваются возможности самостоятельного мышления детей, способности рассуждать и делать правильные выводы.

Через игру эмоциональная жизнь детей становится богаче и разнообразнее. Даже новые знания и умения лучше усваиваются детьми в форме игры, а также развивают его творческую инициативу. Играм-занятиям отводится важнейшая роль в умственном воспитании. Для того чтобы эта деятельность протекла с наибольшей пользой для умственного развития детей, необходимо только правильно подобрать ассортимент игрушек в соответствии с возрастом детей и задачами их умственного воспитания, но и организовать восприятие ребенка, привлечь к игрушкам его внимание.

Как повлиять на игру?

Как же руководить детскими играми? Как влиять на их сюжеты и содержание?
Прежде всего, непосредственное влияние на содержание детских игр оказывают семейные отношения и характер жизни семьи. Жизнь семьи и отношения старших и младших в этой семье, отношение к своим обязанностям являются для детей примером, который находит отражение в играх. Но сюжеты игр не должны исчерпываться только семейными отношениями. Для расширения сюжетов детских игр и обогащения их содержания важнейшее значение имеет знакомство детей с окружающей жизнью.


Не всякое знакомство с окружающей ребенка действительностью будет оказывать влияние на сюжеты и содержание его игр. Можно, например, повести ребенка в зоопарк, где показать ему различных зверей и рассказать об их жизни и повадках; или в саду показать ребенку различные деревья, кустарники, плоды; или сравнить трамвай и троллейбус и установить, что трамвай идет по рельсам, а троллейбусу рельсы не нужны; или на лугу, в огороде, в поле познакомить ребенка с огородными и полевыми растениями. Все это, конечно, необходимо ребенку. Однако такое знакомство с окружающим миром не окажет воздействия на детскую игру. Дело в том, что ребенок не узнал главного: Что делает человек, в чем состоит его труд. Поэтому главным при ознакомлении ребенка с действительностью должен быть человек, его труд и отношения людей в труде. Во время прогулок, в магазине, в трамвае, в метро, на колхозном дворе, в огороде, в саду, на поле, на реке всегда следует обращать внимание детей на людей и их труд, на отношение людей друг к другу, к своему труду, к предметам и орудиям своего труда.

Вот вы едете с малышом в трамвае. Остановите внимание ребенка на том, что пассажиры платят за проезд, что уступают место старикам и женщинам. Спустились в метро — заметьте: как здесь чисто (никто не сорит); дежурный следит за тем, чтобы пассажиры вошли в вагон; по сигналу дежурного отправляется поезд. Попали на колхозную ферму — покажите, как ухаживают за животными. Будете в столовой — обратите внимание на то, как чисто на столах, как все аккуратно приготовлено для тех, кто придет сюда есть.
В общем, в основе знакомства с окружающей жизнью должно лежать выяснение социальной значимости труда; ребенок должен знать, что люди трудятся для блага всего общества, что каждый, трудясь, думает о людях, для которых он трудится: водитель — о пассажире, продавец — о покупателе, пекарь — о рабочем, который будет есть хлеб, а рабочий — о пекаре, который будет носить сделанные им ботинки, костюм или работать на сделанной им машине.
Не редки случаи, когда у детей складывается неправильное представление о труде родителей — будто бы он направлен исключительно на удовлетворение потребностей семьи, и в частности самого ребенка. В таких случаях дети думают, что смысл труда их родителей ограничен только покупкой для них игрушек, красивых вещей. Отсюда — опасность появления в характере у детей черточек эгоизма.
Детям в доступной для них форме необходимо раскрывать общественную сущность труда родителей. Наша жизнь насыщена примерами социалистического отношения к труду, к людям, к общественной собственности. Эти отношения и должны стать содержанием детских игр. Когда ребенок играет, родители должны следить, чтобы в игре отражались именно такие формы отношений.
Вернемся к тому маленькому мальчику, который, наигравшись в «лошадки», бросил палочку, на которой скакал. Такое отношение не должно остаться без внимания. Конечно, не надо делать ребенку замечания в виде окрика: «Поставь палку на место!» Такое замечание, даже если ребенок выполнит требование, не приведет к желаемому результату, не создаст у ребенка правильного отношения к «лошадке».
Уместнее в таком случае побудить малыша продолжить игру. «А вот лошадка устала. Надо ее покормить и напоить. Давай ее покормим», — говорит мать сыну. Она поднимает брошенную палочку-лошадку и просит сына принести для нее воды. Мальчик с охотой выполняет это поручение. Напоив «лошадку», он сам предлагает: «А теперь поставлю в конюшню и дам ей сена». «Лошадка» поставлена в стойло, накормлена, и только после этого ребенок занялся другой игрой. С тех пор мальчик никогда не бросает после игры свою палочку-лошадку, а ставит ее на место.
Вот девочка играет с куклой. Она долго возится с ней. Катает ее в игрушечной коляске, кормит, потом качает. Несколько раз возвращается к одним и тем же действиям с куклой. Наконец ей, по-видимому, кукла надоедает. Она бросает ее и принимается за кубики. Можно, конечно, пройти мимо этого и предоставить девочке возможность поиграть в кубики, а затем предложить убрать куклу на место. Но это было бы неправильно. Гораздо правильнее предложить девочке уложить куклу спать, а платьица ее постирать и погладить. Девочка с радостью примет это предложение, так как стирка и глажение — это новые для нее действия. Так у нее будет воспитываться правильное отношение к кукле, которая в данной игре изображала ребенка. Станут более содержательными сами действия девочки, а кроме того, она научится что-то делать для куклы — а как это важно в воспитании у ребенка правильного отношения к другим людям!
Конечно, вмешательство взрослого в детскую игру требует большого такта. Вмешиваться в детскую игру следует только в тех случаях, когда она представляется вам нежелательной, вредной в воспитательном отношении, или в тех случаях, когда ребенок уже исчерпал свои возможности, много раз повторяет одни и те же действия и игра начинает надоедать. Руководить детской творческой игрой лучше всего, играя вместе с ребенком. Дети очень любят и ценят совместные игры с родителями. Ребенок может изображать шофера, а мать или отец — пассажиров или контролеров... Впрочем, содержание таких совместных игр трудно предусмотреть. Почти во всякой игре взрослый может найти себе такую роль, которая даст возможность незаметно руководить игрой, обогащать ее содержание.

 

Как играют дети?

Важно не только, во что дети играют , но и как они играют. Поясним это на примере. Ребенок едет верхом на лошадке. Сам он преобразился в наездника, а лошадку изображает палочка. Он весело скачет на палочке, погоняя ее прутиком. Но вот ребенку надоело скакать, он бросает палочку и бежит к другому увлекшему его предмету. Что отобразил малыш в этой игре? Не просто то, что на лошади скачут. Здесь выразилось еще и отношение вообще человека к животному. Увы, в данном случае лошадка-палочка выступала только как предмет, на котором можно ездить верхом.


Но вот другой ребенок, играющий в ту же игру — лошадки. Он скачет по комнате верхом на палочке и погоняет ее. Затем он подъезжает к углу комнаты, ставит свою «лошадку», идет в другой угол, берет там ведерко, подходит к «лошадке» и, подставляя ведерко к ее «голове», говорит: «На, пей, поработала, теперь попей». После того как палочка-лошадка «попила», мальчик кладет перед ней кубик, изображающий сено, поглаживает «лошадку» и уходит от нее со словами: «Ты отдохни, а я пойду на работу». В этой игре, сходной по сюжету с предыдущей, существенно важно то, что ребенок выразил в ней заботу о лошади, накормил и напоил ее, не бросил, а поставил ее на место — т. е. позаботился. Оба мальчика, взяв на себя роль наездника, отобразили в игре отношение его к лошади: в первом случае — безразличное, во втором — заботливое.
Понятно, что игра по-разному будет влиять на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении. Внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду — все это должно быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.
Развитие сюжетов детских игр идет так: от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и затем к играм с сюжетами, отражающими общественно-политические события. Это развитие связано с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта.
Однако многие сюжеты игр детей младшего и старшего дошкольного возраста одинаковы. И младшие и старшие дошкольники могут играть в «доктора», «метро», «войну», «колхоз», «семью», «театр», «магазин», «строительство». Психологи вводят поэтому еще и понятие «содержание игры» —это содержание может быть различным в играх с одинаковым сюжетом; оно зависит от того, что именно становится для ребенка главным в той деятельности взрослого, которая отражается в игре.

Так, содержание игры в «доктора» различно у малышей и старших дошкольников. У малышей главным содержанием такой игры является выслушивание, выстукивание «больного» и различные действия с трубкой, пинцетом или шприцем. Малыши подражают главным образом действиям взрослых людей с предметами. В среднем дошкольном возрасте дети воспроизводят уже отношения между доктором и сестрой, доктором и больным, т. е. переходят к изображению определенных отношений между людьми. Наконец, у старших дошкольников на первый план выходит отображение в игре заботы доктора о больном — собственно то, что и составляет главную функцию врача в обществе.
Таким образом, развивается и содержание ролевых игр. Сначала воспроизводятся действия взрослых с предметами, затем отношения между людьми. Наконец, в игре ребенок «схватывает» общественную сущность деятельности взрослых. В этом выражается все более глубокое знакомство ребенка с жизнью окружающих его взрослых людей. Таким образом, игра через свое содержание выводит ребенка за пределы узкосемейного круга.
Совершенно неправильно было бы думать, что развитие ролевой игры в дошкольном возрасте может происходить стихийно, что ребенок самостоятельно, без всякого руководства со стороны взрослых может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности. Специальные исследования и педагогический опыт передовых воспитателей показывают, что новое содержание должно быть внесено в игру взрослыми.
Знакомя детей с окружающей действительностью, раскрывая им в доступной для них форме общественные функции людей и общественные отношения между ними, взрослые тем самым способствуют развитию игры, ее содержания.
Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо обращается с «пассажирами», которых он «перевозит», не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушку, неряшливо обращается со своими игрушками, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем и отрицательные черты характера — эгоизм, неряшливость, упрямство.
Наоборот, если в игре ребенок ласков со своей куклой, всегда убирает игрушки, выполняет взятые на себя в игре обязанности и подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка в игре развивается" бережное отношение к вещам, трудолюбие, дисциплинированность, общительность и другие ценные качества. Вот почему далеко не безразлично, во что и как играют дети. Родители должны интересоваться играми своих детей, расширять их сюжеты и насыщать их содержанием.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Воспитание игрой»

Данная консультация пригодится в работе многим педагогам....

Опыт смейного воспитания "Играем в театр!"

Опыт семейного воспитания в нашей группе обобщался на родительских собраниях в виде презентаций.Семья Почечуевых поделилась опытом развития речи ребёнка через организацию домашнего театра.Артистами ст...

Статья "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника"

Статья о реализации проекта "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника",какие методы и формы можно применять в работе с детьми....

Консультация для родителей Воспитание игрой

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения ...

Мастер- класс по экологическому воспитанию: « Игры с перфокартами в экологическом воспитании дошкольников».

Перфокарта – многофункциональное пособие, но сегодня я представляю вашему вниманию "Перфокарты по экологии".Цель пособия: закрепление и уточнение знаний о живой природе, формирова...