Занятие «Семьей дорожить – счастливым быть»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Белова  Елена Александровна
В МБДОУ «Детский сад № 132» с приоритетным осуществлением деятельности по направлению социально-личностного развития детей кроме основной образовательной программы уже несколько лет апробируется программа «Истоки». Она имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Ежегодно в программе «Истоки» изучается цикл занятий, посвященных семье: знанию членов семьи, своих фамилий, добрым отношениям в семье, любви и заботе в кругу семьи и т.д. Занятие «Семьей дорожить – счастливым быть» рассчитано на детей 5-6 лет и их родителей (не меньше 8-ми человек) и проводится для одной группы, которая занимается по программе «Истоки» третий год. В данном занятии раскрываются понятия «уважение», «любовь к родителям», «послушание», что непосредственно связано с традиционными ценностями православной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие - диалог

«СЕМЬЕЙ ДОРОЖИТЬ – СЧАСТЛИВЫМ БЫТЬ»

Тематика: духовно-нравственное воспитание в семье

Автор:

Белова Елена Александровна,

Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 132» с приоритетным  осуществлением деятельности по направлению социально-личностного развития детей г. Дзержинска

Нижегородской области

2015 г.

Конспект занятия

Форма занятия: занятие-диалог.

Дидактическое обеспечение:

Технологии и методики: Игровые, наглядные, коммуникативные, ресурсный круг.

Дидактическое оснащение и оборудование: фланелеграф, картинки дружной семьи, выставка сказок и рассказов о семье, дидактические карточки - пазлы с изображениями помощи в семье, дидактический материал для разбивки детей на 4 подгруппы (солнышки, цветочки, ягодки, деревья).

Ход занятия

Мотивационно-ориентировочная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие, моя дружная семья!

Что такое семья? Вам скажу по секрету - 
Это папа и мама всех дороже на свете!

Это с ними прогулки, поездки на дачу,
Это брат и сестра, вместе с нами удача.

Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты,
Но конечно люблю их совсем не за это!

Что такое семья? Вот оно мое счастье!
Где я нужен всегда, где добро и участие,

Где меня понимают, ждут в любую погоду.
Вас люблю я сильней с каждым днем год за годом!

(Во время стиха воспитатель показывает на картинку на фланелеграфе «Дружная семья»)

Ребята, как вы думаете, о чем мы продолжим наши замечательные занятия?

Дети: о семье.

Воспитатель: Конечно. И поговорим мы с вами о заботе, уважении и послушании в семье. То есть наше занятие будет о семейных отношениях.

Но прежде, чем мы продолжим, я предлагаю всем встать и выбрать любую картинку, которая вам понравится.

(На одном из столов заранее подготовлены для детей картинки: солнышки, цветочки, ягодки, деревья. Детей в группе 24, т.е. каждой картинки должно быть по 6 штук, чтобы разделить детей на 4 подгруппы. Дети выбирают для себя любую картинку. Воспитатель с одинаковыми выбранными картинками усаживает детей за отдельный стол. К каждой подгруппе присоединяются не менее 2 родителей).

Основная часть.

Воспитатель: У вас на столах лежат по две пословицы. Вместе с родителями попробуйте их объяснить и прийти к выводу, какие отношения должны быть в семье:

- В недружной семье добра не бывает.

- Семья - опора счастья.

- В хорошей семье хорошие дети растут.

- В семье, где любовь и совет, там и горя нет.

- Семья сильна, когда над ней крыша одна.

- Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

- Родителей чти - не собьешься с истинного пути.

- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

(В каждой подгруппе родитель зачитывает по пословице. Затем каждый ребенок по очереди пробует высказывать свое мнение, как он эту пословицу понимает. После всех обсуждений, родители помогают детям подвести к выводу, что в семье должны быть добрые, дружные, отзывчивые отношения, должны присутствовать уважение, помощь друг другу и т.д. Один ребенок от группы озвучивает сделанные выводы).

Воспитатель: Все вы справились с заданием, какие вы молодцы! Скажите, пожалуйста, вы помогаете своим родным: родителям, бабушке, дедушке, братьям и сестрам?

Дети: Да.

Воспитатель:  Я предлагаю поиграть  в игру. Для этого нужно выйти всем из-за стола. Сейчас ваши родители будут называть, как вы можете помогать в семье, а вы это будете изображать.

Дидактическая игра: «Помощники». Родители заранее продумывают добрые дела, которые могут выполнять дети. Если родители затрудняются  с озвучиванием добрых поступков, воспитатель заранее им показывает на карточке заготовленные предложения.

- В дружной семье ребята помогают маме мыть посуду.

- В дружной семье ребята помогают папе прибить гвозди.

- В дружной семье ребята помогают братьям и сестрам собирать игрушки.

- В дружной семье ребята помогают бабушке поливать цветы.

- В дружной семье ребята помогают дедушке подмести пол.

-  В дружной семье ребята помогают стряпать пироги.

- В дружной семье ребята помогают вытереть пыль.

- В дружной семье ребята помогают постирать.

- В дружной семье, когда родители устали, ребята ведут себя тихо как мышки. (Дети на носочках тихонько проходят к своим стульям).

Воспитатель: Как я рада, что у вашей семьи растут такие замечательные помощники! Давайте продолжим наше увлекательное занятие.

На ваших столах есть карточки-пазлы, которые нужно собрать. На них изображены картинки с добрыми делами, которые вы можете делать в своей семье. Заодно и закрепим нашу предыдущую игру.

Дидактическая игра: «Собери картинку». На каждом столе по две картинки, таким образом, каждую картинку собирают три ребенка. Родители следят, как дети с уважением относятся друг другу. Когда картинки собраны, дети еще раз проговаривают, что на них изображено, и как можно помогать своей семье.

Воспитатель: Я вижу, как вы все задания выполняете правильно. Но у меня вопрос к родителям, как вы считаете, за вашим столом ребята дружно выполняли задание, с уважением друг к другу?

Родители: Да. Ребята уважительно относились друг к другу.

Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, что такое уважение? И нужно ли уважать старших?

Дети: Старших нужно уважать.

(Во время определения понятия, дети могут не ответить, что такое уважение. В этом случае подключаются родители и по очереди  объясняют данную социокультурную категорию. Например, уважение – это доброе отношение к другому человеку. Уважать, значит, не говорить плохих слов, не оскорблять, всегда помогать и т.д.).

Воспитатель: Ребята, а вы с уважением относитесь к своей семье?

Дети: Да. Мы всегда помогаем своим родителям, говорим им добрые слова.

Воспитатель: А слушаетесь ли вы своих родителей?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда следующее задание. На фланелеграфе изображены картинки из известных сказок. Каждая группа выберет себе по одной сказке и ответит, кто в этой сказке слушался или не слушался своих родных?

(На фланелеграфе изображено 4 сказки:

- «Гуси-лебеди»,

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

- «Аленький  цветочек»,

- «Царевна-лягушка».

Каждая группа совещается и выбирает по одной сказке, озвучивает свое решение. Воспитатель следит, чтобы выбранные сказки не повторялись. Дети под вниманием родителей, вспоминают эпизоды, в которых отражается послушание или неповиновение, озвучивают свои предположения.

Например, братец Иванушка не послушался свою сестрицу Аленушку и выпил из лужицы, в результате стал козленочком.

Девочка в сказке не послушалась своих родителей и оставила братца одного, в результате его унесли гуси-лебеди.

Младшая сестра в сказке «Аленький цветочек» всегда слушалась своего отца и уважала его.

Братья слушались своего отца: запустили стрелы, выполняли его задания.

Ответы могут быть разными, т.к. в сказках много примеров послушания и непослушания. Воспитатель может корректировать ответы по сказкам, наводить вопросами о данной категории по разным сюжетам.).

Воспитатель: Так здорово, что вы все дружно и правильно выполняете свои задания.

Рефлексивно-оценочная часть.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Я прошу вас взять стульчики и сесть в общий круг.

Сейчас каждый и ребенок, и взрослый попробует продолжить предложения о том, что он чувствует по отношению к своей семье:

- Я вижу… (как улыбаются мама, когда я ей помогаю и т.д.)

- Я слышу… (как играет мой брат или сестра и т.д.)

- Я чувствую… (как счастлива наша семья и т.д.).

Воспитатель: Я вижу, что у всех вас после занятия остались положительные эмоции. А теперь вспомните, про нашу книгу Добра. Сейчас родители нам помогут записать в нее, что е нужно сделать, чтобы в семье всегда был мир и лад. А вы, ребята помогайте, вспомните, какие задания мы выполняли сегодня и на чем акцентировали внимание.

(Дети по кругу произносят предложения, а родители записывают их в книгу Добра.

Пример,

- нужно уважать старших,

- нужно с любовью относиться к своей семье,

- нужно всегда слушаться родителей, чтобы с тобой ничего не случилось и т.д.)

Воспитатель: Спасибо всем, до новых встреч!!!

Список литературы:

1. Благодарное слово: Книга для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Книга 5 / под ред. И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008. – 32 с.

2. Радость послушания: Книга для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Книга 2 / под ред. И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009. – 38 с.

3. Истоковедение. Том 5. – изд.-е 4-е, доп. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009. – 224 с.

Электронные ресурсы:

Пословицы и поговорки о семье. – Режим доступа: http://www.kragi2.narod.ru/Family/text.htm

Что такое семья?: Стих. – Режим доступа: http://mamamasi.ru/forum/viewtopic.php?f=72&t=3959


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему: «Семьей дорожить, счастливым быть»

Конспект интегрированной  НОД в  подготовительной  группе  на тему: «Семьей дорожить, счастливым быть»...

Презентация к занятию «Семьей дорожить, счастливым быть»

Презентация к занятию «Семьей дорожить, счастливым быть»...

Новости "Семьей дорожить, счастливым быть!"

Воспитывать любовб и уважение у детей к своей семье....

«Семьей дорожить, счастливым быть».

Занятие "Семьей дорожить - счастливым быть" рассчитано для детей подготовительной группы. В данном занятии раскрываются понятия "уважение", "любовь к родителям"....

Лэпбук "Семьей дорожить - счастливым быть!"

Организация образовательной деятельности в семье с использованием инновационных технологий....

Родительское собрание "Семьей дорожить - счастливым быть"

Родительское собрание "Семьей дорожить - счастливым быть". Цель родительского собрания: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по вопросу в...

Тема "Семьей дорожить-счастливым быть"

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Семьёй дорожить - счастливым быть»...