Консультация для родителей. Что надо знать о мелкой моторике.
консультация (средняя группа) на тему

Ведьмак Евгения Ивановна

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditele1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Что надо знать о мелкой моторике.

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Развивая мелкую моторику у детей, вы развиваете интеллект ребенка и совершенствуете точность его движений. Все занятия с ребенком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат любить все исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребенка. Для развития моторики прекрасно подходит лепка и массаж рук.Лепить можно из мягкого пластилина, мокрой глины и кусочка теста. Например, вы готовите на кухне, дайте ребенку кусочек теста, пусть для начала лепит колобок или другие фигурки: деревья, грибы, овощи. Такие игры помогут вам с пользой занять ребенка, когда вы заняты готовкой. Позже можно лепить из пластилина более сложные детали, самолетик, вертолетик, машинку и др. Развивайте мелкую моторику у детей, помогая собирать пирамидку, пазлы, занимаясь с крупами в тазике, переливая водичку из одного стаканчика в другой, изучая различные материалы: наждачная бумага, атласная ленточка, мех, пластмасса и т.д.

Очень полезная процедура – массаж рук. Берем орехи со скорлупой, кладем на стол, и предлагаем малышу покатать их по столу ладошками. Покажите, как можно спрятать орех в крупе, и потом найти его. Можно спрятать орех в миске с горохом, дети любят ковыряться в мелких предметах.

Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.

Работа по тренировке тонких движений пальцев рук может начинаться очень рано: с 3- , 4-месячного возраста ребенка. Вначале — это только массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев младенца. С 7—8 месяцев уже вполне возможна и активная тренировка: ребенка можно обучать перебирать сначала крупные, затем все более мелкие яркие предметы. В конце первого — начале второго года ребенку становятся доступны многие игры: с вкладышами, нанизывание колец пирамид, упражнения и игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи.

В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание развитию мелких групп мышц у детей. Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях (лепка, рисование, конструирование и т. д.). Большую роль играют физкультурные занятия, так как они представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля и многое другое). Навыки, приобретенные на занятиях, не всегда получают подкрепление в быту. Они как бы оторваны от реальной жизненной ситуации и, следовательно, недостаточно полноценно воспринимаются ребенком (основываясь на критериях мыслительной деятельности данного возраста). Для повышения эффективности занятий по развитию мелкой моторики, а так же с целью достижения более высоких результатов необходимо родителям использовать методы и приемы, применяемые на занятиях в домашних условиях. С этой целью можно рекомендовать предлагаемые в данной программе игры-опыты и игры-эксперименты, с помощью которых ребенок познает окружающий мир, получает необходимый сенсорный опыт, развивает мелкие группы мышц, а самое главное — ребенок обучается в общении с родителями и через родителей!

Потешки для развития мелкой моторики

Аккуратно расправляйте пальчики малыша и массируйте их, начиная с мизинца и заканчивая большим пальчиком и наоборот.Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папа,Этот пальчик — мама,Ну, а этот пальчик — я.Это вся моя семья! Впоследствии можно учить ребенка самостоятельно поочередно загибать пальчики. А под слова последней строчки «Это вся моя семья!» учить сгибать и разгибать все пять пальчиков на руке. 

cорока

Сорока, сорока, сорока-белобокаКашку варила, детишек кормила.(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

Этому дала,

Этому дала,Этому дала,

Этому дала.(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала:

Ты воды не носил,Дров не рубил,

Каши не варил- Ничего тебе нет!(мизинец не загибается)

ладушки-Ладушки, ладушки!

Где были?-У бабушки.-Что ели?-Кашку.-Что пили?-Бражку.Кашку поели,

Бражку попили.(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

Шу-у-у…полетели!На головку сели,

Петушком запели.Ку-ка-ре-ку!(поднимают руки вверх и опускают на голову)

варежка

Маша варежку надела:

(сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела?Нету пальчика, пропал,В свой домишко не попал».

(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:»Поглядите-ка, нашла!

(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь — и найдешь,Здравствуй, пальчик, как живешь?»

(сжать пальцы в кулачок)

замок

На двери висит замок.(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.(расцепить пальцы)

Комплексы по самомассажу и массажу

Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

 Растирание ладони

 «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

 

 «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

 

 «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем няне (маме) помогать.

 

 Растирание пальцев

 

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём» -

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)

  «Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец),

растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

 «Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!»

 

 

«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница,

Быстро мука мелется.

 «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

 

 «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили.

 

 «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

 

  «Вот все пальцы на виду!

Бух! – теперь их не найду»

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

 

 «Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу»

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"

Консультации для родителей не должны вызывать зевоту и поглядывание на часы. Предложенный материал можно и не использовать целиком, а сделать краткую выборку теоретического материала. А вот анкету про...

Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"

Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"...

Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи".

Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи"....

Консультация для родителей "Что надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду?"

Консультация для родителей "Что надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду?". Была разраотана для родителей младших групп, дети которых только поступили в детский сад. В презентации досту...

Консультация для родителей "Что надо знать о своем ребенке?"

Консультация для родителей дошкольников...

Консультация для родителей «Что надо знать о своем ребенке?»

Надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать ос...

Что надо знать о мелкой моторике?

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...