Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей.
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей.

Подготовила: воспитатель МКДОУ

д/с №16 г.Новосибирск

Иванова Марина Викторовна

Сегодня у большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады родители приносят туфли на липучках, курточки на замках-молниях, сапоги (ботинки) на замочках, чтобы детям было проще одеваться и раздеваться. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени и чем раньше взрослые (родители, воспитатели) начнут работать с детьми в этом направлении, тем быстрее и проще пройдет процесс развития мелкой моторики, а следовательно и развитие речевых навыков.

Одной из самых распространенных форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры") - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб активизировать умение работать руками?

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
  • запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки, делать кулачки мягкими и твёрдыми;
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе одними пальцами;
  • собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • завязывать узелки на шнурке, на верёвке;
  • застёгивать - расстёгивать пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой:
  • складывать матрёшек;
  • рисовать в воздухе;
  • мять руками поролоновые шарики, губки;
  • сжимать, наполненные водой, резиновые игрушки, спринцовки;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • плести, шить, вышивать;
  • делать аппликации (работать с бумагой, ножницами, клеем);
  • использовать различные приспособления (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
  • играть с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров);
  • играть в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками;
  • угадывать предметы с закрытыми глазами на ощупь.

Упражнения с пальцами рук описаны во многих литературных источниках и могут быть использованы для самостоятельных занятий родителями с детьми. Главным достоинством таких упражнений является их простота и универсальность, отсутствие каких либо специальных атрибутов для проведения и безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.

Для развития мелкой и крупной моторики также рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни:

  • переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку;
  • пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;
  • чистка зеркал, обуви;
  • уход за растениями в помещении и на улице;
  • подметание мытье пола;
  • разделение сыпучих веществ;
  • складывание салфеток;
  • чистка овощей и фруктов с использованием овощечистки;
  • мытье посуды.

Специалисты в детском саду (воспитатели, учителя-логопеды) используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей. Вот только родители должны помнить, что, только продолжая работать и дома со своими детьми, развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним. Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию«Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей»

   Цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мускулатуры пальцев рук; создать условия для развития мелкой моторики....

Статья:Развитие мелкой моторики и ее влияние на речь детей в дошкольном возрасте.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве...

Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи детей

1) Значение мелкой моторики в процессе формирования речи.2) История вопроса.3) Взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики рук и речевыми навыками детей.4) Влияние мелкой моторики на развитие в...

Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе.

laquo;Мо                  «Мои руки – мое золото».Чт               Что такое мелкая мо...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:  «Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...