Домашнее задание на закрепление звуков Л и Ль в подготовительной логопедической группе
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Хыдырова Валентина Владимировна

В статье представлены упражнения на правильную артикуляцию звуков Л и Ль. Так же даны упражнения и игры на закрепление данных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_zvuk_l.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

                             Домашнее задание детей

                               подготовительной

                           логопедической группы

                    «Закрепление звуков Л и Ль»

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Правильная артикуляция звука «Л»:

- губы открыты

- зубы разомкнуты

- кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

- воздушная струя умеренная и теплая

- звук «Л» звонкий

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Правильная артикуляция

 

звука Л и Ль (Ль мягкий дан пунктирной линией)

         Произнесение звука в слогах, словах и фразах

ЛА-ЛА-ЛА   ЛО-ЛО-ЛО   ЛУ-ЛУ-ЛУ   ЛЫ-ЛЫ-Ы

АЛ-АЛ-АЛ   ОЛ-ЛО-ЛО   УЛ-УЛ-УЛ   ЫЛ-ИЛ-ЕЛ-Л

ЛАК     ЛАМА     ПАЛАТКА     САЛАТ     ПИЛА

ЛОБ     ЛОТО     САЛО      ХОЛОДНЫЙ    ВЕСЕЛО

ЛУК    ЛУНА     ТУЛУП     ПАЛУБА     ЛУКАВЫЙ

ЛЫКО   АЛЫЙ   СМЕЛЫЙ   ЛЫСЫЙ   ЦЕЛЫЙ

СЛА-СЛО-СЛУ-СЛЫ

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ   ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ  ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ

ТЮЛЯ   ПУЛЯ   ЛЕС   ЛЕНТА   ПОЛЮС

МОЛЬ   СОЛЬ   КИЛЬКА   ШПИЛЬКА

ЛА-ЛЯ   АЛ-АЛЬ   ВЛА-ВЛЯ   ЛУ-ЛЮ

УЛ-УЛЬ   ЫЛ-ИЛЬ   КЛА-КЛЯ   СЛА-СЛЯ

 

Нина вымыла полы.

Дима обулся и улыбнулся.

Вася надел халат и сделал салат.

Придумать слова с звуком Л:

……………………………………………………………

……………………………………………………………

……………………………………………………………

Слова с звуком Ль:

……………………………………………………………

……………………………………………………………

……………………………………………………………

     Загадка

Как взялась кума за дело,          

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб   (Пила)

 (в квадратике нарисовать

отгадку)

Сочинялки: Придумать слово в рифму и повторить всё стихотворение.   Чётко произносить звук (л)  Нарисовать отгадку.

ЛА-ЛА-ЛА, вкусный мёд несёт…

ЛУ-ЛУ-ЛУ, мы увидели ….

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, испугались мы ….

Закрасить букву нужным цветом, назвать и раскрасить картинки.

 (гласные звуки закрашиваем красным цветом, согласные твердые - синим, согласные мягкие – зеленым)

                    Проговорить слоги и слова

Ла-ла-ла

Лапа       Ландыш       Пила

Лак         Ластик           Дела

Лавка    Лапка             Школа

Лайка    Ласточка       Халат

Лама      Мила             Палатка

Ладонь  Сила              Ласка

        Повторить предложения

Мила надела халат. Лампа упала. Мила ела салат. Лайка лает на котёнка. У котёнка одна лапка белая. Мила подняла лампу.  Нина купила ластик. Таня прочитала: «Эта школа новая и светлая». Ласточка поймала бабочку.

       Помочь Володе выбрать, слова со звуком Л. Раскрасить картинки, в названиях которых есть звук Л   

                   Выучить:

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но всё мышке было мало