Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".
материал на тему

Бабенко Елена Андреевна

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания  ученых и практиков, как важный и  ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.  В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому  на климат внутри семьи влияет множество факторов:  и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические  перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь  под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть  свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять  психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей.Родителям особенно важно понять, какую роль  в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Стиль семейного воспитания.26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания  ученых и практиков, как важный и  ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.  В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семь и на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому  на климат внутри семьи влияет множество факторов:  и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические  перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь  под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть  свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять  психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью ю зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье е детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления.

Интересным  представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненным для ребёнка являются следующие ситуации:

- когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

- когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

- когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

- когда родители открыто или косвенно говорят ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

- когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять  переживания ребенка.

В одном  из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

«Семья-санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей.  В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливается реакция протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительно изменить ситуации.

«Семья-крепость». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально но. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во и многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. Это тип обычно приводит ребенка к постоянному внутри личностному конфликту, следователь но, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

«Семья-третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать  чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять  же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникает опасения за жизнь  и здоровье е родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

 Именно  в таких семьях получил  распространение синдром опасного общения с детьми, включающий в себя диапазон от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, - это поведение родителей, по отношению к ребенку сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы.

Родителям особенно важно понять, какую роль  в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Их  авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей и детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т. д.

В отличие от сформировавшейся личности ребенок дошкольник не владеет защитным механизмом, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать  установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки, по мнению Н.Л. Кряжвой, - это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить  себя и выжить в окружающем мире. Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость  - глупость.

Уметь  слушать  ребенка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознать, что в диалоге рождается доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь  способствует способности оценить  себя с позиции партнера. Взрослый  проецирует переживания ребенка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что стимулирует своеобразие припоминание хранимых в глубинах сознания воспоминаний о детстве, своих собственных переживаний. Только тогда, когда взрослый сам на мгновение становиться ребенком и смотрит на мир его глазами, создается ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребенка, осознается её значимость.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. В детском саду такие дети чувствуют себя особенно одинокими и покинутыми. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребенка, делиться своим опытом, давать  советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. При необходимости нужно поговорить  с воспитателями о трудностях пребывания в детском саду. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние обеспечить  ребенку любящий родитель.

Родительские директивы, оценки и установки.

Негативные установки

Последствия

Позитивные установки

1

2

3

- Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить!

Замкнутость, отчужденность, угодливость, льстивость.

-Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей!

-Горе ты мое!

Заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные взаимоотношения с родителями и окружающими, отчуждение.

-Радость  ты моя!

- Нытик! Плакса!

Внутренняя озлобленность, чрезмерное восприимчивость, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.

-Поплачь, станет легче.

- Ну что за ребенок! Все готов отдать!

Накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка.

- Молодец, делишься с друзьями!

-Не твоего ума дело!

Робость, отчужденность и конфликты в общении с родителями, эмоциональная отгороженность, замкнутость, задержка психического развития, нарушение самопознания и идентификации.

-А ты как думаешь?

-Одевайся теплее, замерзнешь и заболеешь!

Тревожность, страхи, мнительность.

- Закаляйся, будь здоров!

- Ты - копия своего папочки (мамочки)!

Неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями.

- Папа у нас замечательный!

- Мама у нас умница!

- Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к активности.

- Тебе надо попробовать еще раз, и все получиться!

- Не кричи так! Оглохнешь!

Повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная агрессия, конфликтность.

- А давай пошепчемся на ушко…

- Противная девчонка! Все они вредные и капризные! (для мальчиков)

- Негодник! Все мальчишки драчуны и хулиганы! (для девочек)

Осложнения меж полового общения, нарушения психосексуального развития.

- Все люди равны между собой, но как  они похожи, и это замечательно!

- Ты просто грязнуля и замарашка!

Страхи, небрежность  по отношению к себе и своему внешнему виду, неразборчивость в межличностных отношениях.

- Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен!

- Ты плохой – обижаешь маму! Вот уйду от тебя к другому (другой)!

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

_Ты самый любимый и я тебя никогда не брошу!

-Жизнь такая трудная.… Вырастешь, тогда поймешь!

Безволие, трусость, подозрительность, пессимизм, неумение преодолевать  самые незначительные препятствия.

- Все будет хорошо, ведь жизнь   так прекрасна!

Уйди с глаз моих, не маячь, пройди, займись  чем-нибудь!

Озлобленность, скрытость, отчужденность.

- Давай с тобой разберемся вместе, иди ко мне!

- Не ешь много сладкого, а то растолстеешь, и тебя никто любить не будет!

Нарушение образа «Я» комплекс неполноценности, неуверенность, застенчивость, нарушение взаимоотношений, подозрительность.

- Кушай на здоровье!

- В этом мире можно надеяться только на себя – все вокруг обманщики!

Подозрительность, страхи, нарушение межличностных конфликтов, тревожность, страхи.

- на свете много добрых людей, которые готовы прийти на помощь!

- Ну, в кого ты такой?! Настоящий гадкий утенок!

Застенчивость, нарушение образа «Я», трудности в общении, заниженная самооценка, неверие в собственные силы и способности.

- Как ты мне нравишься!

- Чего ты своевольничаешь?! Надо у взрослых разрешения спрашивать!

Робость, безынициативность, безволие, тревожность, зависимость от чужого мнения.

- Ты какой молодец, можешь и сам все сделать!

- Да подожди ты! Вечно ты не вовремя!

Скрытость, отчужденность, излишняя самостоятельность, снижение порога дозволенного, повышение психоэмоционального напряжения.

-Если хочешь, я могу тебе помочь.

-  Никогда не сноси обиды, давай сдачу!

Агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность, ощущение вседозволенности.

- Люди всегда могут найти общий язык и договориться друг с другом!

(На основе  классификации Н.Л. Кряжевой)