Главные вкладки

    Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.
    консультация на тему

    Поторочина Елена Валерьевна

    Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                      Консультация для родителей.
    Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.
        Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.
    На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
          Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью ю зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье е детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления.
    Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что
    наиболее болезненным для ребёнка являются следующие ситуации:
    - когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
    - когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
    - когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
    - когда родители открыто или косвенно говорят ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
    - когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.
               В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

                                                 «Семья-санаторий»

     Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливается реакция протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительно изменить ситуации.

                                                       «Семья-крепость»

    Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально но. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во и многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. Это тип обычно приводит ребенка к постоянному внутри личностному конфликту, следователь но, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
                                                        «Семья-третий лишний»

     В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникает опасения за жизнь и здоровье е родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими. 
              Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного общения с детьми, включающий в себя диапазон от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, - это поведение родителей, по отношению к ребенку сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы.
               Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей и детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т. д.
            В отличие от сформировавшейся личности ребенок дошкольник не владеет защитным механизмом, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
              Установки, по мнению Н.Л. Кряжвой, - это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость - глупость. 
           
    Уметь слушать ребенка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознать, что в диалоге рождается доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь способствует способности оценить себя с позиции партнера. Взрослый проецирует переживания ребенка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что стимулирует своеобразие припоминание хранимых в глубинах сознания воспоминаний о детстве, своих собственных переживаний. Только тогда, когда взрослый сам на мгновение становиться ребенком и смотрит на мир его глазами, создается ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребенка, осознается её значимость.
             Чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. В детском саду такие дети чувствуют себя особенно одинокими и покинутыми. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребенка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. При необходимости нужно поговорить с воспитателями о трудностях пребывания в детском саду. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние обеспечить ребенку любящий родитель. 
    Родительские директивы, оценки и установки.

    Негативные установки

    Последствия

    Позитивные установки

    - Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить!

    Замкнутость, отчужденность, угодливость, льстивость.

    -Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей!

    -Горе ты мое!

    Заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные взаимоотношения с родителями и окружающими, отчуждение.

    -Радость ты моя!

    - Нытик! Плакса!

    Внутренняя озлобленность, чрезмерное восприимчивость, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.

    -Поплачь, станет легче.

    - Ну что за ребенок! Все готов отдать!

    Накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка.

    - Молодец, делишься с друзьями!

    -Не твоего ума дело!

    Робость, отчужденность и конфликты в общении с родителями, эмоциональная отгороженность, замкнутость, задержка психического развития, нарушение самопознания и идентификации.

    -А ты как думаешь?

    -Одевайся теплее, замерзнешь и заболеешь!

    Тревожность, страхи, мнительность.

    - Закаляйся, будь здоров!

    - Ты - копия своего папочки (мамочки)!

    Неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями.

    - Папа у нас замечательный!
    - Мама у нас умница!

    - Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

    Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к активности.

    - Тебе надо попробовать еще раз, и все получиться!

    - Не кричи так! Оглохнешь!

    Повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная агрессия, конфликтность.

    - А давай пошепчемся на ушко…

    - Противная девчонка! Все они вредные и капризные! (для мальчиков)
    - Негодник! Все мальчишки драчуны и хулиганы! (для девочек)

    Осложнения меж полового общения, нарушения психосексуального развития.

    - Все люди равны между собой, но как они похожи, и это замечательно!

    - Ты просто грязнуля и замарашка!

    Страхи, небрежность по отношению к себе и своему внешнему виду, неразборчивость в межличностных отношениях.

    - Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен!

    - Ты плохой – обижаешь маму! Вот уйду от тебя к другому (другой)!

    Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

    -Ты самый любимый и я тебя никогда не брошу!

    -Жизнь такая трудная.… Вырастешь, тогда поймешь!

    Безволие, трусость, подозрительность, пессимизм, неумение преодолевать самые незначительные препятствия.

    - Все будет хорошо, ведь жизнь так прекрасна!

    Уйди с глаз моих, не маячь, пройди, займись чем-нибудь!

    Озлобленность, скрытость, отчужденность.

    - Давай с тобой разберемся вместе, иди ко мне!

    - Не ешь много сладкого, а то растолстеешь, и тебя никто любить не будет! -

    Нарушение образа «Я» комплекс неполноценности, неуверенность, застенчивость, нарушение взаимоотношений, подозрительность.

    Кушай на здоровье!

    - В этом мире можно надеяться только на себя – все вокруг обманщики!

    Подозрительность, страхи, нарушение межличностных конфликтов, тревожность, страхи.

     - На свете много добрых людей, которые готовы прийти на помощь!

    - Ну, в кого ты такой?! Настоящий гадкий утенок!

    Застенчивость, нарушение образа «Я», трудности в общении, заниженная самооценка, неверие в собственные силы и способности.

    - Как ты мне нравишься!

    - Чего ты своевольничаешь?! Надо у взрослых разрешения спрашивать!

    Робость, безынициативность, безволие, тревожность, зависимость от чужого мнения.

    - Ты какой молодец, можешь и сам все сделать!

    - Да подожди ты! Вечно ты не вовремя!

    Скрытость, отчужденность, излишняя самостоятельность, снижение порога дозволенного, повышение психоэмоционального напряжения.

    -Если хочешь, я могу тебе помочь.

    - Никогда не сноси обиды, давай сдачу!

    Агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность, ощущение вседозволенности.

    - Люди всегда могут найти общий язык и договориться друг с другом!


    (На основе классификации Н.Л. Кряжевой)


                 Принятие ребёнка взрослым, его чувств и особенностейсо всеми его проблемами и радостями, способствует формированию у него чувства собственного достоинстваспособности понимать себя и окружающих, учит с уважением относится к ним, развивает потребность в общении. Такое принятие является следствием, прежде всего искренней любви родителей и знания взрослыми личностных особенностей ребёнка.

    Таким образом, представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Привычки и поведение - фактор, оказывающий влияние на здоровье".

    Материал можно использовать в работе с родителями....

    Презентация консультации для педагогов на тему "Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника"

    Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье – это проблема педагогики, медицины или правоохранительных органов. Жизнь открыто заставляет людей задуматься над своим поведением. Презентационный ...

    Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".

    Дошкольный возраст является предметом пристального внимания  ученых и практиков, как важный и  ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.  В этот период происх...

    Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

    Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа....

    Консультации для родителей "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей."

    На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ...

    Родительское собрание "Круглый стол "Детско-родительские отношения как фактор, влияющий на эмоциональное благополучие детей "

    Родительское собрание  адресовано для родителей детей старшего дошкольного возраста. Форма проведения круглый стол с элементами тренинга....

    Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональную отзывчивость детей

    Эмоциональная отзывчивость -  это способность человека к сопереживанию другим людям, пониманию их внутреннего сосотояния. В условиях семьи складываются присущие только ей эмоционально-нравственны...