Что такое адаптация ребенка к условиям ДОУ? Особенности прохождения адаптационного периода детьми.
статья на тему

материалы для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_adaptatsiya_rebenka_k_usloviyam_dou.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Что такое адаптация ребенка к условиям ДОУ?

Особенности прохождения адаптационного

периода детьми.

Адаптация ребенка к пребыванию в детском дошкольном учреждении – сложный процесс, и чем младше ребенок, тем она труднее. Условия нахождения в детском коллективе значительно отличаются от домашних. Такое изменение окружающей среды и образа жизни является большой нагрузкой  для детского организма, ведет к ломке сложившегося в соответствии с жизнью в семье динамического стереотипа и возникновению эмоционального стресса. Вследствие этого происходят многие функциональные отклонения в деятельности органов и систем организма ребенка, снижаются его защитные силы и сопротивляемость.

Приспособление к новым условиям – процесс длительный. В лучшем случае его продолжительность достигает одного-полутора месяцев. В первые дни и даже недели ребенку в детском коллективе очень трудно. Его пугает новая обстановка, большое количество сверстников, незнакомые взрослые и, главное, отсутствие рядом мамы, с которой у малыша связано чувство постоянной защищенности. Поэтому неудивительно, что он плачет, ему хочется домой к маме. Его плач – это не каприз, а проявление испытываемых ребенком страха и дискомфорта. Если же ребенок не плачет, то это может служить признаком, как успешного привыкания, так и признаком сдерживаемых напряжения, тоски, страха. И от этого ему не легче, а может быть даже и труднее. Ему страстно хочется поскорее уйти домой, оказаться в привычной обстановке.

Адаптация к условиям пребывания в ДОУ у разных детей протекает неодинаково, что, в основном, зависит от особенностей нервной системы, анамнеза и т.д.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Ребенок постоянно находится на грани стресса или даже в полной мере переживает его.  Если выраженность стресса минимальна, то  в скором времени пройдут все негативные проявления адаптационного процесса. И это будет признаком легкой или же благоприятной адаптации.

Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, показатель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша.

Проявляется  адаптация в идее разных невротических реакций,  говорящих о значительном психоэмоциональном напряжении. Для того чтобы более детально и объективно судить об этом есть целый ряд показателей, характеризующих особенности поведения и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося к условиям пребывания в ДОУ:

Отрицательные эмоции  - как правило, встречаются в основном у каждого ребенка, впервые проходящего адаптацию.

Обычно проявления различны: от едва заметных до глубокой депрессии. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции различной палитрой плача: от эпизодичного хныканья до непрекращающегося потока слез. Но чаще встречается приступообразный плач, свидетельствующий о том, что негативные эмоции временами оттесняются положительными, хотя бы на время. Это проявление ориентировочной реакции – когда ребенок все же проявляет интерес к новому. Хныканье может продолжаться долго как протест против расставания с родителями.

Страх – обычный спутник отрицательных эмоций. Впервые оставшись в детском саду, ребенок боится всего: неизвестной обстановки, встречи с незнакомыми  детьми и воспитателями, а главное, что его не забудут или не захотят взять из детского сада. Малыш боится. Очень часто взрослые невольно провоцируют это чувство. И этот сильнейший страх – источник стресса, а его приступы могут послужить спусковым механизмом стрессовых реакций.

Гнев. В период адаптации ребенок легко возбуждается и очень раним, настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и порождаемая им агрессия, способны вспыхнуть в любой момент, даже, если по мнению окружающих, для этого нет ни малейшего повода. Объектом гнева могут стать и взрослые, и дети – ребенок может выражать свою агрессию вербально (крик, слезы, оскорбления, угрозы), кулаками, топанием ног и т.д.

Положительные эмоции – выступают противовесом всем отрицательным эмоциям. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются вовсе или немного возникают в те моменты, когда ребенок может переживает ориентировочные реакции на что-то новое. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше и чаще проявляются положительные  эмоции, возвещающие о переходе адаптационного периода из негативного в позитивный.

Социальные контакты. Обычно к 3 годам дети уже с удовольствием общаются с другими людьми. При этом коммуникабельность (умение знакомиться, находить «общее дело», умение поддерживать общении) являются тем положительным багажом, который поможет ребенку успешно адаптироваться в детском саду. Однако в первые дни пребывания в ДОУ у многих детей эти умения и навыки «утрачиваются» - они становятся замкнуты, необщительны, начинают избегать контактов. Временами в малышах вспыхивает надежда на помощь взрослых – и ребенок просит позвонить маме, отвести его домой или жалуется как ему плохо. Постепенно осваивая пространство группы, привыкая к воспитателям и их помощникам, знакомясь с другими детьми,  малыш «восстанавливает» свои коммуникативные навыки и это является важным шагом к завершению процесса адаптации.

Познавательная деятельность. Ребенок по своей природе – маленький исследователь. Но на фоне стрессовых реакций она снижается или угасает совсем. В три года познавательная деятельность в первую очередь связана с игрой. Но на первых порах пребывания в детском саду дети, оставшись без мамы, часто не интересуются игрушками и не вступают в игры. И лишь когда стресс пойдет на убыль ребенок начнет осваивать новое жизненное пространство и сможет начать играть.

Социальные навыки. Под влиянием стресса ребенок может измениться настолько, что «растеряет» почти все раннее усвоенные навыки самообслуживания. Это не должно вызывать насмешек или недовольства взрослых – педагогов, родителей. По мере адаптации к условиям организованного коллектива происходит постепенное восстановление «утраченного» и, за одно, усвоение нового – замечено, что в коллективе дети обучаются быстрее. Поэтому взрослым необходимо набрать терпения и помочь ребенку пережить это трудное для него время.

Особенности речи.  У некоторых малышей на фоне переживаемого стресса изменяется и речь. Словарный запас резко уменьшается: «исчезают» прилагательные, часть существительных, употребляются младенческие слова-обозначения. Предложения из многосложных превращаются в односложные. Такая речь – итог тяжелого протекания адаптации. При легкой адаптации – она или не изменяется  совсем, или описанные изменения незначительны. Однако, в любом случае, пополнение активного словарного запаса затруднено.

Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Но при этом нельзя путать его активность, измененную в связи с переживаемым стрессом, с активностью, присущей темпераменту ребенка. Для того чтобы помочь ребенку справиться с перевозбуждением дома можно использовать спокойные игры, расслабляющий массаж, водные процедуры, травяные сборы в саше и отвары (если нет медицинских противопоказаний).

Сон. Ярким показателем здоровья или нездоровья ребенка является спокойный сон. К сожалению, сон в это период жизни ребенка изменяется – есть трудности с засыпанием и пробуждением, сон беспокойный (ребенок мечется по постели, крутится), часто поверхностный, может прерываться всхлипыванием, бормотанием, поисками мамы и т.д. Малыш может отказываться от сна, особенно в детском саду. Такие негативные проявления также постепенно сокращаются и исчезают совсем по мере адаптации.

Аппетит. Обычно, чем тяжелее протекает адаптация, тем хуже аппетит у ребенка. Реже бывает, когда свои неудовлетворенные потребности дети пытаются «заесть». Нормализация повышенного или пониженного аппетита, сигнализируют о том, что  отрицательные проявления адаптационного процесса снижаются и что все другие перечисленные выше показатели в скором времени тоже нормализуются.

Ребенок растет, развивается и снижение веса не должно быть. Снижение веса ведет к повышению утомляемости, что сказывается на общем состоянии здоровья ребенка. Однако на фоне стресса ребенок может похудеть, но адаптировавшись, он не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет поправляться.

Болезни. Во время адаптационного процесса у ребенка может внезапно , без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об «адаптационных свечах». Такие свечи лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода. Стресс, переживаемый ребенком, сопровождается рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивает все его уровни – от обмена веществ до поведенческих проявлений.  Стресс разрушает защитные барьеры, изменяет протекание ряда важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья: страдает реактивность, снижается сопротивляемость организма. Добавляется влияние перекрестных инфекций (В любой группе детей обязательно есть и группа вирусов, к каждому из которых их носитель устойчив, а другой ребенок— нет. Для того чтобы в ослабленном организме эта инфекция начала развиваться достаточно нескольких дней.) Как следствие срыв адаптации – все начинается заново. Т.о. запускается механизм разлука – страх – стресс – срыв - болезнь. И так может продолжаться до бесконечности…

Для того чтобы остановить этот «бег по кругу» родителям необходимо:

  •  четко выполнять рекомендации специалистов: врачей, педагогов;
  •  учитывать наличие в анамнезе ребенка «факторов риска»;
  •  длительная предварительная подготовка и ребенка, и родителей к началу посещения детского сада;
  • понимать родителями тех проблем, которые предстоит решить их ребенку;
  • сотрудничать с педагогами, чтобы «цена успеха» была как можно меньше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"

В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.  Указаны поведенческие реакции ...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ...

Родительское собрание "Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ"

Конспект родительского собрания "Секреты успешной адаптации ребенка к условим ДОУ"...

Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому садуОшибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка...

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было успешным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий объединение усилий всех специалистов дошкольного учреждения ...