Рекомендации для родителей. Пальчиковые игры
консультация (старшая группа) на тему

Плотникова Светлана Юрьевна

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Это игры, в которых заставляют активно работать кисти рук ребенка, при этом движение их пальцев сопровождается короткими ритмичными стишками или нерифмованным диалогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc532.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Это игры, в которых заставляют активно работать кисти рук ребенка, при этом движение их пальцев сопровождается короткими ритмичными стишками или нерифмованным диалогом. В них играли как взрослые с младенцами, так и более старшие дети, пяти — семи лет. Мать, бабушка, старшая сестренка, посадив малыша на колени, загибала или разгибала его пальчики, покачивала их, двигала кистью, поглаживала ручку у запястья, щекотала ладошку, приговаривая забавный стишок. Иногда в игру включались не только кисти руки, но и все тело ребенка, малыша подкидывали, поворачивали, прижимали к груди, щекотали. Такие действия учили его чувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо, осознавать себя в системе телесных координат, узнавать свое тело. Кроме того, ребенок получал радость от тесного контакта с матерью, удовольствие от общения взрослым, любящим его человеком.

Игры детей, вышедших из младенческого возраста, были более сложными. Они требовала от них не только хорошего владения пальцами, кистью руки, но и внимания, сообразительности, наблюдательности.

«Ласточка, перепелочка»

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо ласково взрослый произносит: «Ласточка» — и одновременно пальцами правой руки проводит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем с тем же словом поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача ребенка — как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как «перепелка» была «поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой малыша.

 «Киселек»

Бабушка кисель варила

На горушечке,

Правая рука «помешивает кисель».

Кончики пальцев правой и левой рука соединяются, руки расходятся под углом.

В черепушечке

Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушку.

Для Андрюшечки

Летел, летел соколок

Ладонь правой руки ложится на грудь.

Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.

Через бабушкин порог.

Скрещенные ладони помахивают, как крылья.

Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил,

Вот и нету киселька

В черепушечке

У старушечки

На горушечке.

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!»

Не плачь, бабка, не рыдай!

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя

В-о-от столько!

Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.

Руки разводятся в стороны.

Руки снова показывают горшокчерепушечку.

Руки вновь показывают горку.

Руки вытирают слезы.

Указательный палец правой руки грозит «бабке».

Правая рука вновь «помешивает кисель».

Руки расходятся широко в стороны.

«Банька».

Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом — «выстроена банька».

Ребенок проводит указательным пальцем между  пальцами взрослого, прося:

«Пустив баньку!»

«Не протопил еще», — отвечает взрослый.

Другой палец малыша пытaетcя попасть в щель между другими пальцами взрослого:

«Пустив баньку!»

«Мыльца нет». (См. рис. a).

Так пooчepeднo кaждый пальчик малышa «просится в баньку» — взрослый может ответить: «Водичка холодна» или «Веничка нет». Наконец взрослый зовет: «Ну, иди!»

Maлыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдеpнyть его, до тогo, как взрослый, зажав палец, ладонями, начнет его тереть, приговаривая:

«Жарко, жарко, жарко!» (См. рис. 6).

Рис. а.

 Рис. 6.

«Барашка купишь?»

Взрослый заплетает пaльцы один за другой — средний за указательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный. Протягивает руку к малышу: «Барашка купишь?»

Ребенок пытaетcя схватить руку взрослого; если не успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом: «Ой, пропал!» Если, напротив, замешкается взрослый (а это бывает часто — самым маленьким, конечно, подыгрывают) и ребенок «поймает 6арашка», наступает его очередь заплетать пальцы и становиться «продавцом».

Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке (безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный за средний). Тогда уже продают не 6арашка, a петушка.

При игре детей постарше происходит такой диалог:

  • Баpашкa купишь?
  • A сколько просишь?
  • Сто.
  • Много будет. Дам дecять.
  • Девяносто!
  • Пятнадцать!

Торговля продолжается; наконец «покупатель» быстpo произносит: «Беру!» — и пытaeтcя схватить барашка. «Продавец», чтобы не проиграть, должен успеть развести пальцы со словами: «Так пропал!»

Игра способствует развитию гибкости пальцев, тренирует скорость реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет: Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста".

Развивать речь и мелкую моторику при помощи пальчиковых игр при совместной игровой деятельности ребенка с родителями....

Практические рекомендации родителям "Пальчиковые игры"

Очень важно в дошкольном возрасте уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребенка. Развитию интеллекта и речи малыша способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков. Пальчиковые игры...

Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры - эффективное средство развития детей раннего возраста"

Рекомендации для родителей"Пальчиковые игры - эффективное средство развития детей раннего возраста"...

Методические рекомендации по теме Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет

Методические рекомендации по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет...

Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры"

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче тво...