Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Годынская Наталья Викторовна

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».                                                                   В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx282.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендация для родителей

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».                                                                   В. А. Сухомлинский

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

                                                        "Пальчиковые игры"

Детям очень нравятся пальчиковые игры. Пальчиковая игра - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.

Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр.

1. Перед началом упражнений дети должны разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

2. Перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

3. Обязательна демонстрация упражнения педагогом.

4. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, детей, точным переключение с одного движения на другое.

5. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц, чтобы приносили детям радость.

6. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз с начало одной рукой потом другой, а после двумя руками вместе.

7. Указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов, при необходимости отдельным детям оказывается помощь.

8. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

hello_html_m22be1640.jpg

Внимание!

Никогда не принуждайте детей! Попытайтесь разобраться в причинах отказа.

Комплексы пальчиковой гимнастики

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).

2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз, два, три»)

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук «дети бегут наперегонки»).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;  то же упражнение выполнять пальцами левой руки;  те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки).

7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие).

8.  Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

Потешка:
Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

Гимнастика для пальчиков:

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки, то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук)

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)

6. Оса (выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;  то же левой рукой; то же двумя руками)

7. Имитация игры на пианино

8. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.

Потешка:
Сидит белка на тележке,          Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди

Продает она орешки,                пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Пальчиковая гимнастика

1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)

5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)

6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)

7. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно

8. «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Потешка:
Этот пальчик — дедушка,    
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем,

Этот пальчик — бабушка,   слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого Этот пальчик — папочка,             пальца.

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Пальчиковая гимнастика

1. Замок (на счет «раз» — ладони вместе, а насчет «два» — пальцы соединяются в замок)

2. Лиса и заяц (лиса крадется — все пальцы медленно шагают по столу вперед;

заяц убегает — перебирая пальцами, быстро движутся назад)

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)

6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы   другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются

Потешка:
Этот пальчик хочет спать,          Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с

Этот пальчик — прыг в кровать!  текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой

Этот пальчик прикорнул,          руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу,

Этот пальчик уж заснул.            разогнуть все пальчики.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Пальчиковая гимнастика

8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)

Потешка:
Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это — мама,

Это — я,

Это — бабушка моя,

Это — папа,

Это — дед.

И у нас разлада нет.

Пальчиковая гимнастика

1. Показывать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять. Показывать отдельно только один большой палец

2.  Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу

3.  Махать в воздухе только пальцами

4.  Кистями рук делать “фонарики”

5. Хлопать в ладоши тихо и громко, в различном темпе

6. Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались)

7. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев

8. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).

Потешка:
Первый пальчик — подержи, (хватаете за большой пальчик)

Второй пальчик — покажи,

Третий пальчик— постучи,

Третий пальчик — поиграй,

Пятый тоже не зевай,

Всей четверке помогай.

Массировать каждый пальчик

Массаж рук

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

3. Упражнение «Сорока-белобока»

4.  Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7. Интенсивное растирание каждого пальца

8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и

фронтально-тыльных сторон

9. «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их  одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

10. «Пальчики здороваются»

11. Повторить первое упражнение.

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.  «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

 «Твои пальчики»
Этот пальчик — самый большой.

Самый веселый, самый смешной!  (Показываете ребенку большой палец и потираете его.)

Этот пальчик — указательный.

Он солидный и внимательный.   (Указываете на что-нибудь указательным пальцем.)

Этот пальчик средний,

Ни первый, ни последний.      (Отгибаете средний палец.)

Этот пальчик — безымянный,

Он не любит каши манной.    (Согните безымянный палец, как будто он не хочет каши.)

Самый маленький — мизинчик,

Любит бегать в магазинчик! (Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей « Игры на развитие творческого воображения».

Рекомендации для воспитателей « Игры   на   развитие   творческого   воображения»: подобраны игры, которые воспитатели могут использовать в своей работе....

Рекомендации для родителей «Играй всегда, играй везде!»

    В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что – то развлекательное, свойственное тем людям, которые не могут заниматься серьезным делом, а это, прежде вс...

Рекомендации для родителей. Играем по системе ТРИЗ дома. Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле ...

Рекомендации для родителей "Играем с мамой в речевые игры"

Вашему вниманию представлена подборка игр  на развитие чувства ритма. эмоциональной сферы и координации движений....

Рекомендации для родителей «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»

Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действи...

Рекомендации «В какие игры играть с ребенком с РАС?»

Наша цель - дать ребенку понять, что мы не мешаем ему играть (как обычно бывает), от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это треб...

Рекомендация для родителей "Играем дома. Народные подвижные игры"

Русская народная подвижная игра – это незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, ловкости, сноровки, развития мышления, смекалки, ценных морально-волевых ...