"Раннее развитие. Стоит ли торопиться?"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В статье представлены различные аспекты и последствия форсирования развития ребенка родителями. Под форсированием развития понимается стремление родителей ускорить развитие ребенка за счет более раннего его перехода на последующую возрастную стадию развития (то есть приобретения ребенком знаний, умений, навыков и личностных качеств, более свойственных детям старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раннее развитие: стоит ли торопиться?

Аннотация. В статье представлены различные аспекты и последствия форсирования развития ребенка родителями. Под форсированием развития понимается стремление родителя ускорить развитие ребенка за счет более раннего его перехода на последующую возрастную стадию развития (то есть приобретения ребенком знаний, умений, навыков и личностных качеств, более свойственных детям старшего возраста).

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка всесторонне развитым: здоровым, смышленым, талантливым, уверенным в себе… Этот список можно продолжать бесконечно. Но каждый ребенок – дитя своего времени, и, в соответствии с веяниями настоящего момента, современный ребенок испытывает на себе ярко выраженное стремление родителей ускорить его развитие. Любящие мамы и папы всерьез озабочены тем, чтобы целый ряд способностей появился у ребенка как можно раньше. Многие обучают своих малышей чтению, письму, иностранному языку, математике начиная с 1,5-2 лет, полагая, что именно эти возможности свидетельствуют об успешном его развитии.

На первый взгляд это кажется логичным: чем раньше начнешь, тем больше успеешь узнать, выучить и запомнить. Ведь маленькие дети так восприимчивы, им так легко научиться всему новому, и у них так много свободного времени. Однако, на самом деле, указанная логика не столь однозначна. Психологические исследования убеждают нас в том, что раннее овладение ребенком учебными умениями не гарантирует его будущей успешности ни в школьном  обучении, ни в профессиональном становлении. Еще в первой половине прошлого века ученые обозначили четкую грань между знаниями и умениями ребенка, то есть темы навыками, которым стремиться обучить его взрослый, и способностью к самостоятельному анализу, поиску решения в новой, неизведанной еще ситуации. Именно эта способность познавать, открывать новое характеризует интеллект человека, именно ее развитие обеспечивает возможность не просто знать и уметь, но мыслить и понимать.

Очень хочется развенчать популярную сейчас тактику «работы на опережение». Такое стремление часто просто не приносит ребенку никакой пользы, а, иногда наносит ощутимый вред его развитию.

Хорошо известно, что каждое представление об окружающем мире обретает смысл только тогда, когда оно соотноситься с другими, связывается с ними логически, составляя целостную непротиворечивую систему (картину Мира). Становление такой системы требует от ребенка кропотливой работы, к которой, не обладая еще приемами логического анализа, он не способен до старшего дошкольного возраста. В связи с этим, избыточное количество информации об окружающем мире не успевает анализироваться и образует хаотическое накопление его памяти. Такая информация не может использоваться целенаправленно, что делает ее бесполезной. С учетом этого, усилия взрослого должны быть направлены не на расширения кругозора малыша, а на развитие его способности сравнивать, выделять общее и различное, открывать связь одних явлений с другими.

Еще одним доводом против чрезмерного стремления родителей форсировать развитие ребенка является то, что достижения дошкольников в освоении целого ряда учебных знаний и умений (чтение, знание цифр, словарный запас в иностранном языке и т.д.) очень быстро утрачиваются, забываются, и не дают никаких преимуществ в освоении школьной программы. Почему? Все просто – этим знаниям нет места в повседневной жизни маленького ребенка, он не может ими воспользоваться, ему некуда их применить.

Анализ поведения и эмоционального состояния дошкольников, прошедших «школу раннего развития», позволяет говорить о их большей тревожности и напряженности по сравнению с другими детьми. Повышенные требования к ребенку могут сказаться на формировании его самооценки. Малыш растет в ситуации, когда близкие взрослые ждут от него успешности в выполнении множества учебных заданий. У него появляется ощущение, что он дорог и любим родителями только в связи с этим успехом.

Кроме того, опасность оказаться несостоятельным и потерять родительскую любовь может привести к нежеланию ребенка учиться. В настоящее время приходится говорить о чрезвычайно негативном последствии трансформации дошкольного детства – потере мотивации к учебе. Не так часто сейчас можно встретить дошкольника, который мечтает скорее почувствовать себя учеником. Чтобы вернуть привлекательность учебной ситуации для ребенка необходимо вспомнить, что дошкольное детство – это время игры!

Дошкольное детство – это чрезвычайно важный период, во много определяющий все последующее развитие личности. Именно в этом возрасте начинает формироваться отношение человека к самому себе и к другим людям, его неповторимый характер, его потребности и интересы. Но эти качества и особенности не могу быть сформированы и развиты во время обучения чтению и письму. Они формируются в свободной деятельности ребенка, там, где он может действовать самостоятельно, проявлять инициативу и выражать собственные желания и переживания. Игра является уникальным средством воспитания и развития дошкольника, и ее недостаток может пагубно отразиться на общем психическом, личностном и коммуникативном развитии детей.

При большой загруженности малыша «развивающими занятиями», постоянной спешке и разнообразии занятий, у ребенка действительно не остается времени и сил на игру.

Чем же так уникальна игра для дошкольника? В сюжетно-ролевой игре ребенок без последствий может делать то, что она еще пока не умеет в реальной жизни: подчиняться правилам, следовать инструкциям, узнавать желания и чувства партнера по игре и пытаться изменить в соответствии с этим свое поведение (а иначе с ним никто не будет играть!), много фантазировать и проявлять инициативу. Но магия игры в том, что от всего этого ребенок получает колоссальное удовольствие! Ему нравится то, что он делает, потому что это происходит добровольно. Поэтому игру в дошкольном возрасте не может заменить никакая другая деятельность.

Поэтому, говоря о форсировании развития дошкольника, самым главным представляется не то, что дети что-либо приобретают от такого преждевременного обучения, а то, что они теряют необыкновенно важные возможности, которые открывают перед ним детство. Стараясь всесторонне развить ребенка, родители не должны забывать, что он, прежде всего, ребенок. Не пытайтесь через силу заниматься тем, что не интересно ни вам, ни ребенку, но кажется таким важным – это не принесет пользы. Позвольте ребенку насладиться своим детством, а еще лучше наслаждайтесь вместе с ним. Это время и так быстро проходит, может быть не стоит его еще ускорять?

Жизнь непредсказуема, и с уверенностью никто не сможет сказать, какие знания будут важны через 15-20 лет. Но то, что самостоятельный, уверенный в себе, инициативный, ответственный человек, не боящийся общаться с другими людьми, будет иметь шанс стать счастливым и успешным – это совершенно точно. И никто не спросит, когда он научился читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пректная деятельность для раннего возраста: "Стоит в поле теремок, покатился колобок, выросла репка большая-пребольшая..."

Вашему вниманию предлагаю познакомиться с опытом по пректной деятельности на раннем возрасте. Проект опирается на театрализацию и организацию развивающей среды по раннему возрасту....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»

Развитие творческого воображения детей, подражание мимике и движениям героев сказки "Курочка Ряба". Развивитие мимической и интонационной выразительности. Умение распознавать цвета, соотноси...

Развиваем моторику с раннего детства. Стоит ли начинать уже сейчас?

     Ребенок которому недавно исполнился годик  не просто хватает предметы, он изучает их. Кроха начинает понимать различия формы и размера, осознает, чт...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «Стоит в поле теремок» Воспитатель Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в группе раннего возраста«Стоит в поле теремок»Воспитатель  Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропотки...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «Стоит в поле теремок»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в группе раннего возраста«Стоит в поле теремок»...

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...