Педагогический проект ОО «Познавательное развитие» Тема: «Роль игрушки в период адаптации детей раннего возраста» возрастная группа: вторая группа раннего развития
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Габдуллина Зинфира Минниахметовна

Педагогический проект по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_kursy.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

 

Педагогический проект

ОО «Познавательное развитие»

Тема: «Роль игрушки в период адаптации детей раннего возраста»

возрастная группа: вторая группа раннего развития

                                                                                             Выполнил: воспитатель

                                                                                             Габдуллина Зинфира

                                                                                             Минниахметовна

                                                                                             стаж педагогической                                                                      

                                                                                             работы: 9 лет        

                                                                                             имеющаяся категория:

                                                                                               первая

           

                                                                                   

                                                   

 

Введение

          В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

         Игра – один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

          Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты) ; игрушки - «орудия труда» (совочек, молоток, отвертка, щетка для подметания, игрушечки грабли с лопаткой - одним словом, игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых) ; игрушки — забавы; театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов. Крупногабаритные игрушки, с которыми ребенок играет не на столе, не на ковре или диване, а на просторной площадке двора или в большом зале для игр (самокаты, детские педальные автомобили, трактора, большие легко трансформирующиеся конструкции для строительства во дворе способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребенка движениям и ориентировке в пространстве.

             Изучая материалы ФГОС, мы пришли к выводу, что главная задача Стандарта для дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Это одна из фундаментальных вещей, связанных с полноценным проживанием детьми этапа дошкольного возраста. Важно не то, чему научили ребёнка, а то, мог ли он полноценно прожить этот возраст. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия.

      В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры и проблемы влияния игрушки на психику ребёнка такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Г. В. Плеханов, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. С. Макаренко, М. М. Бахтин, В. А. Сухомлинский, Е. А. Коссаковская, Д. В. Менджерицкая и др. Основные требования к руководству игрой детей дошкольного возраста раскрываются и в трудах Н.М. Аксариной, Ф.А. Фрадкиной, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной и др.

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – "радость творческая", "радость победы".

      Игрушка – неизменный спутник ребёнка с самого рождения. Еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

       В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко,- "материальная основа" игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребенок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Актуальность проекта.

     Впервые поступая в детский сад, дети сталкиваются с проблемой социальной и психологической адаптации в новой обстановке и в новом коллективе. В течение ограниченного периода (из того берется сроки проекта) ребенок должен полностью изменить свой привычный ритм жизни, круг общения, взаимоотношения со взрослыми, научиться жить в детском коллективе.

      Перед педагогом стоит нелегкая задача - подобрать к каждому ребенку свой «ключик», выстроить с ребенком доверительные отношения.

      Я работаю с детьми второй группы раннего возраста, т.е. группа является адаптационной. Адаптация у многих детей проходит сложно. А в этом периоде игрушка играет особую роль, тем более, если она любимая.

     Зная, что предметно-игровая деятельность является основой для развития личности ребенка, я решила использовать произведения А. Барто для полноценного развития детей раннего возраста.

     Наблюдая за детьми в этот сложный период, я заметила, что при чтении сборника стихотворений А. Барто «Игрушки» дети быстро успокаиваются, запоминают строчки из стихотворения, пытаются повторять движения, а при внесении игрушек они начинают обследовать её, показывать части тела.

При беседе с родителями я выявила, что у многих дома есть любимая игрушка. И эта игрушка - зайка. Чтобы дети чувствовали тепло дома, я остановилась на игрушке «Зайка», одела его и превратила в хозяина группы.

Вид проекта: исследовательско – творческий, познавательный.

Участники проекта: дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.

Цель: восстанавливать эмоциональные и физические силы ребенка раннего возраста в период адаптации.

      Проблема: мы полагаем, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам будет успешным, если:

• создать условия психологической защищённости, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми;

• предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей;

• развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной активности к игрушкам;

• использовать методы педагогической интеграции;

• положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам.

В соответствии с поставленной целью и проблемой нами определены следующие задачи проекта.

Для детей: обеспечить чувство комфорта, уюта, защищенности; способствовать формированию эмоционально  положительного климата в группе;     способствовать формированию навыков внимательного рассматривания игрушки, обогащению словарного запаса, развитию навыков фразовой и связной речи;       способствовать развитию игровой и познавательно-исследовательской деятельности;  воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней.

Для педагога: поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться; повысить свой профессиональный уровень, найти эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.

Для родителей: повысить педагогическую компетентность в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Ожидаемые результаты.

Для детей: дети легко адаптируются к условиям детского сада; будут проявлять интерес к исследованию различных игрушек, бережно относиться к игрушкам.

Для педагога: повысится профессиональный уровень; будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.

Для родителей: выстраивание доверительных взаимоотношений с родителями; совместными усилиями с родителями сделать жизнь воспитанников в ДОУ более насыщенной и интересной.

Работа с родителями.

  • Консультация на тему «Играем с ребенком дома».
  • Сочинение на тему  «Любимая игрушка моего ребенка».
  • Родительское собрание на тему «Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Способы их преодоления».

Работа с педагогами

1. Консультация педагога - психолога на тему «Адаптация детей в ДОУ».

Этапы реализации проекта:

      I этап - подготовительный -1 неделя сентября;

      II этап - основной -2-3 недели сентября;

      III этап – заключительный - 4 неделя сентября.

Интеграция ОО:

- «Речевое развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Физическое развитие».

План реализации проекта

Этапы, сроки

Виды деятельности

Тема

Цель

Подготовительный

Игровая ситуация

Наша группа

Познакомить с групповой комнатой и другими помещениями.

Беседа с родителями

Любимая игрушка малыша

Выяснить у родителей есть ли у ребенка любимая игрушка.

Игровая ситуация

Наши игрушки

Познакомить детей с игрушками в игровом уголке.

Консультация с родителями

Играем с ребенком дома

Способствовать формированию у родителей взаимоотношений с детьми в процессе игры.

Беседа

«В гости к нам пришел Зайчишка, длинноухий шалунишка…»

Познакомить детей с зайцем. Рассматривание зайки.       Способствовать активизации словаря. Способствовать развитию у детей доброго отношения и любви к животным.

ООД

А. Барто «Зайку бросила хозяйка»

Познакомить с содержанием стихотворения А. Барто «Зайка», способствовать развитию памяти;

Основной этап

ООД

«Спрячь зайку. Большой и маленький зайчики»

Побуждать детей к конструированию, способствовать формированию навыка у детей строить из различных фигур стену, ставить один кубик (брусок или кирпичик) на другой;  способствовать формированию навыков у детей различать предметы по величине; упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением.

 Гимнастика для глаз  

«Заяц»

Снятие утомления с глаз.

Самомассаж

«Жил-был зайка»

Способствовать формированию у детей навыка делать самомассаж.

Утренняя гимнастика

Игра-зарядка «Заячья зарядка».

Способствовать формированию навыка у детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; способствовать обучению подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать в соответствии с текстом. Доставить детям радость.

Зарядка после дневного сна

«Лесная зарядка»

Вызвать у детей положительных эмоций после пробуждения.

Чтение. Знакомство с произведениями о зайчике.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»,

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»,

Е. Чарушин «Заяц»,

Г. Ладонщиков «На поляне»,

М. Клокова «Зайчик»,

О. Беляевская «Кто это?»,

К. Журавлев «Солнечный зайчик» и др.

Загадки о зайце.

Способствовать воспитанию любви и формированию доброго чуткого отношения к животным (зайцу) через чтение детской литературы. Способствовать развитию умения находить книги о зайце по обложке и иллюстрации.

Пальчиковые игры

«Зайка», «Зайчик», «Зайчики», «Зайка и охотник»

Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, чувство ритма.

 Физкультурные минутки

«Зайка» (3 игры), «Охотники и зайцы»

Способствовать  развитию мелкой моторики рук и двигательной активности.

Подвижные игры

«Зайцы и волк», «Солнечный зайчик», «Зайка беленький сидит», «Морковка для зайчика», «Медведь и добрые зайчата», «Солнечные зайчики», «Аккуратные зайчата».

Способствовать выполнению   имитационных движений и звукоподражаний.

Хороводные игры

«Зайка», «Заинька, выйди в сад…», «Зайка серый…», «Заинька»

Способствовать формированию у детей навыков водить хоровод.

Дидактические игры

«Помоги зайчику», «Угости зайку», «Мы – помощники», «Найди такую же картинку», «Парные картинки».

Способствовать формированию у детей навыков играть соблюдая правила игры.  

Самостоятельная деятельность детей.

Игровая ситуация «Встреча гостей».

В совместной игре с воспитателем дети закрепляют представления о взаимоотношениях в семье.

Мозаика «Картинка для Зайчика».

Способствовать развитию логического мышления, памяти.

Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением зайцев.

Способствовать развитию внимания, речи, обогащению словаря.

Игра - развлечение

 «Подари подарок»

Способствовать развитию коммуникативных качеств.

Заключительный этап

ООД

В гостях у зайки.

Помочь вспомнить стихи А. Барто из цикла «Игрушки». Дать возможность рассказать стихи полностью, способствовать развитию памяти, отработать правильное звукопроизноше-ние, способствовать воспитанию бережного отношения к игрушкам.

Альбом сочинений

«Любимая игрушка моего ребенка»

Приближение родителей с воспитателем с целью раскрыть внутренний мир ребёнка .

Родительское собрание

«Итоги адаптации детей к условиям детского сада»

 Анализ итога адаптации и ознакомление с целью и задачами дальнейшей образовательно-воспитательной работы в ДОУ совместно с родителями.

                                      Подготовительный этап

     На I этапе мы начали свою работу со знакомства с детьми и их родителями. В первый день они познакомились с нашей группой. Показали, где какие комнаты находятся. Экскурсию начали с приемной. Каждому выделили индивидуальный шкафчик с определенной картинкой, чтоб они легко запомнили.     Знакомство продолжалось в групповой комнате. Показали игровые зоны. Даша, Рианна, Ильяс активно начали игровую деятельность. Нарядные куклы и большие машины сразу привлекли внимание детей. Экскурсию продолжили в спальне. Затем показали туалетную комнату и находящиеся там предметы обихода. У каждого ребенка индивидуальный горшок и полотенце.

  В   первую неделю провела анкетирование родителей. Потом с родителями провела беседу – консультацию на тему «Как я играю дома». И выявили что на каком-то периоде жизни у малышей любимой игрушкой был «Зайяц». После обсуждений по совету родителей на период адаптации я выбрала игрушку «Зайку» и сделала хозяином группы. И у меня появилась идея создать проект на тему «Роль игрушки в период адаптации детей раннего возраста». Со своими мыслями я поделилась с методистом и вместе составили план проекта и определили цели и задачи.

Основной этап

      На II этапе, свою работу я начала со знакомства детей с зайцем. Мы рассматривали картинки зайцев, определились, где они живут, чем питаются. Играли в игру «Зайчик, зайчик, где твой хвост?». А второй день я начала с внесения игрушки «Зайка». Мы его обследовали, показали части тела и читали стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка». Потом это стихотворение обыгрывали. Детям стало жалко зайки. Они предложили оставить зайку в нашей группе. И называли его Степашкой. А на другой день к нашей зайке прибежал маленький зайчонок. Он испугался лисы. Мы   построили из кирпичиков и кубиков стену и спрятали их за стену.

  Каждое утро у нас начиналось с зарядки с зайкой Степашкой. И чтоб мы не уставали в течение дня время от времени делали физкультурные минутки, играли в пальчиковые игры. Дальше мы продолжали знакомство с произведениями о зайчике. Читали русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Лиса, заяц, петух», рассматривали иллюстрации, обыгрывали ситуации, смотрели по ноутбуку мультфильмы по этим сказкам. Так же читали стихотворения, отгадывали загадки про зайца. Играли в подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Морковка для зайчика», «Медведь и добрые зайчата».  По мере привыкания к детскому саду они начали играть в дидактические игры. Я объяснила им как играть, что делать, они усвоили правила и играли в таких играх как «Угости зайку», «Найди такую же картинку», «Собери зайчика». И вот в течение месяца во время адаптации каждый день зайка с нами вместе умывался, завтракал, обедал, на занятиях сидел, спать ложился, играл и даже на прогулку ходил.

Заключительный этап

      На III этапе провела итоговое занятие – развлечение на тему «В гостях у зайки» по сборнику стихотворений А. Барто «Игрушки». Дети рассказывали стихотворения, прокатили кота в машине, утешали Танечку, погладили шерстку у лошадки и покачались на ней, на самолете полетели, мишку пожалели и лапу пришили.

Родители написали сочинение на тему «Любимая игрушка моего   ребёнка».

В конце сентября провели родительское собрание на тему «Итоги адаптации детей к условиям детского сада»

 

 Итоги проекта:

      1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую).

      2. Адаптация прошла успешно;

     3. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками.

      4. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог.

      5. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Перспектива на будущее: разработать в дальнейшем план проекта “Любимые игрушки”. Проект оказался актуальным, так как именно любимая игрушка «Зайка» помог в короткое время адаптироваться к детскому саду. Этот проект поможет нам расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Литература:

1. Л. В. Белкина. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. 2006г.

2. Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования: Учебно-методическое пособие/ пол редакцией Л. Н. Павловой. - М.: «Обруч», 2013г.

3. Е. А. Косаковская. «Игрушка в жизни ребенка».2005г.

4. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2011г.

5. А. Барто «Игрушки» 2000г.

6. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.

7. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004г.

8. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.

9. Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г.

10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёло- вой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г.