Главные вкладки

    "Роль игры в период адаптации детей раннего возраста."
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

    Александрова Светлана Юльяновна

    Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.

    Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение, проявление заботы и внимания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.

    От правильно организованного периода адаптации к детскому саду зависит состояние малыша не только в момент привыкания, но и в дальнейшем.

    Задача взрослых – сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия.

    В возрасте 1,5 - 3 лет у ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст – наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам разбирать или собирать пирамидку, задавать первые вопросы: «почему?», «куда?». И это далеко не все. Необходимое развитие в это время малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра. И взрослые должны помнить, что добиваться желаемого от малыша можно через предложение «давай поиграем!».

    Игра помогает малышам не только познакомиться с новыми условиями, но и познакомиться с окружающим миром, художественной литературой, изобразительной деятельностью. В игре же происходит и развитие речи.

    Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.
             

    Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет

    Покружимся. Материал. Два игрушечных мишки.
    Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает второго мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
    Я кружусь, кружусь, кружусь, 
    А потом остановлюсь.
    Быстро, быстро покружусь, 
    Тихо, тихо покружусь,
    Я кружусь, кружусь, кружусь 
    И на землю. Повалюсь.

    ^ Прячем мишку. Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

    ^ Солнышко и дождик. Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.


    Поезд. Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. 
    Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

    ^ Хоровод с куклой (проводится с 2-3 детьми). Материал. Кукла средних размеров.
    Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М Красева). 
    Вариант: игра проводится с мишкой.

    ^ Догонялки (проводится с 2-3 детьми). Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки». 
    Вариант: игра проводится с мишкой.

    ^ Солнечные зайчики. Материал. Маленькое зеркальце.
    Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
    Солнечные зайчики. 
    Играют на стене.
    Помани их пальчиком, 
    пусть бегут к тебе!
    По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
    Игру можно повторить 2-3 раза.

    ^ Игра с собачкой. Материал. Игрушечная собачка.
    Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
    Гав-гав! Кто там?
    Это песик в гости к нам.
    Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу!
    Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

    ^ Покатаемся на лошадке. Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, то можно посадить ребенка на колени).
    Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок тихо повторяет: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослы добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание – громко и четко.
    Игра развивает речевую активность.

    ^ Вместе с мишкой. Материал. Игрушечный медвежонок.
    Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравиться пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.
    Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.

    ^ Игра с куклой. Материал. Кукла.
    Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, ноги, живот и т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.

    ^ Собираем игрушки. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля их на место убираем».

    Дети 2-х 3-х летнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

    ^ Передай колокольчик. Материал. Колокольчик.
    Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

    Зайка. Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
    Зайка, зайка, что с тобой?
    Ты сидишь совсем больной.
    Ты не хочешь поиграть.
    С нами вместе поплясать
    Зайка, зайка, попляши 
    И другого отыщи.
    После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

    Позови. Материал. Мяч.
    Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
    Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

    Еле-еле. Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:
    Еле-еле, еле-еле
    Завертелись карусели, А потом, а потом
    Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите,
    Карусель остановите. Раз и два, раз и два,
    Вот и кончилась игра! 
    В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

    ^ Мы топаем ногами. Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст так медленно, с расстановкой, давая возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
    Мы топаем ногами,
    Мы хлопаем руками,
    Киваем головой.
    Мы руки поднимаем,
    Мы руки опускаем,
    Мы руки подаем.
    (Дети берутся за руки, образуя круг)
    Мы бегаем кругом.
    Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

    Мяч. Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

    Огуречик, огуречик … Ход игры. На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: Огуречик, огуречик,
    Не ходи на тот конечик,
    Там мышка живет, 
    Тебе хвостик отгрызет.
    При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

    ^ Игра «Ласковое имя»

    Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребёнка.

    Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребёнка, стоящего в центре круга.


    ^ Игра «Передай мяч»

    Цель: учить детей взаимодействовать со сверстниками.

    Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребёнку, называя его по имени («На, Петя!»).

    Игра эмоционально поддерживается взрослыми.

    ^ Игра «Наше солнце»

    Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

    Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучи солнца, при этом взрослый называет имена детей, чью ладошку обрисовывает.

    ^ Игра «Догони мяч»

    Цель: учить детей отзываться на своё имя, «болеть» за сверстника.

    Дети и воспитатель стоят за чертой, нарисованной на асфальте. Воспитатель катит мяч из-за черты вперёд и называет имя ребёнка, который бежит за мячом, догоняет его и приносит воспитателю. Остальные дети хлопают в ладоши и «поддерживают» бегущего, выкрикивая его имя.

     ^ Игра «ПРVЖИНКИ»

    Цель: способствовать запоминанию имён сверстников, выполнению движений в соответствии с текстом.

    Дети сидят на стульчиках. Воспитатель:

    Покачаемся на носках.

    Покачаемся немножко.

    Вот так, вот так!

    Воспитатель сгибает и разгибает колени, имитируя пружинку.

    Воспитатель: «Выходи, Машенька, попляши со мной».

    Берёт за руку ребёнка, выводит на середину комнаты, держит за две руки, вместе выполняют движение «пружинки». Затем приглашает «поплясать» других детей (каждого отдельно).

    Усложнение задания. Воспитатель говорит:

    Вот как детки хороши, пляшут, пляшут малыши.

    Выходят все дети и выполняют «пружинки».

    ^ Игра «На мяч, Таня»

    Цель: способствовать запоминанию и называнию имён детей группы, учить катать мяч, придавая ему определённое направление.

    Воспитатель и ребёнок садятся друг напротив друга. У воспитателя в руках мяч.

    Воспитатель катит мяч ребёнку - на! Просит малыша: «Маша, кати мяч ко мне»

    Ребёнок катит мяч воспитателю произнося: «На!»

    Усложнение задания: движение сопровождается словами: «На (имя ребёнка)!» Ребёнок говорит: «На (имя взрослого)!» Этот вариант игры может сопровождаться словами:

    Мячик по полу катаем.

    И друг друга называем.

    По мере усвоения игры дети играют парами.

    ^ Игра« Кого нет сегодня?»

    Цель: закреплять знание детьми имен своих ровесников из группы, развивать внимание, память.

    Утром после приёма детей в группу воспитатель рассаживает детей на коврик полукругом и спрашивает «Кого сегодня нет?» Более лёгкий вариант - дети рассаживаются за столики на свои места и осматриваются, выясняют, кто отсутствует.

    ^ Игра «Ладvшкu»

    Цель: способствовать запоминанию детьми друг друга (знакомству), установлению контакта с воспитателем; познакомить детей с потешкой.

    Воспитатель в платке (бабушка) читает потешку, сопровождая соответствующими движениями:

    «Ладушки, ладушки, Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, Детушкам давала:

    Маше два, Паше два,...

    Хлопки движение «пирожки»

    имитация движений

    (и т. д. перечисляя всех детей группы, каждому из них кладёт свои ладони на ладошки, как бы раздаёт оладушки).

    Всем дала! Дуйте, горячие оладушки!

    дуют.


    Игры с предметами

    Это игры, которые помогают отвлечь ребёнка от переживаний, сгладить негативные эмоции в период адаптации.

    ^ "ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ"

    Цели: учить ребенка выполнять действия - наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.

    Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).

    Методические рекомендации: педагог предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.


    ^ Игры с магнитом

    Цель: создание неожиданной, противоречивой ситуации.

    Взрослый кладёт на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговицы), а под листом или стулом незаметно для детей двигает руку с магнитом. Вместе с детьми воспитатель выражает крайнее удивление от того, что предметы бегают по бумаге. Пусть дети потрогают движущие предметы. Через некоторое время можно открыть секрет этого фокуса и дать малышам попробовать двигать предметы на стуле.

    ^ Игрvшкu с сюрпризом

    Цель: вызвать новые впечатления, увлечь малыша, развивать познавательную активность ребёнка.

    В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, которые при определённых действиях ребёнка (нажимания клавиш, кнопок, повороте рычага) приобретают новое свойство, «сюрприз»- выскакивает зайчик, раздаётся неожиданный звук, начинают мелькать картинки, крутиться колёсики. Это всякого рода «звуковые игрушки» (пульты, детские музыкальные центры), игрушки-головоломки, принцип работы которых ребёнок открывает сам в процессе манипулирования. Занятия с такими игрушками увлекают малышей, поэтому очень важно применять их период адаптации.

    ^ Погремушки из бутылок

    Необходимо приготовить несколько прозрачных пластиковых бутылок и наполнить их разными материалами: мелкими камушками, горохом, крахмалом, манкой, , песком, монетками и пр. Получатся очень интересные погремушки, издающие различные неожиданные звуки, и разные по внешнему виду и весу.

    ^ Щипцы и пинцеты

    В этой игре производится «выуживание» из «сухой» ёмкости предметов, изготовленных из ткани, мягких игрушек с помощью щипцов и пинцетов.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Игры в период адаптации детей раннего возраста»

    В статье указаны рекомендации о положительной адаптации через игру....

    Методическая разработка «Игры в период адаптации детей раннего возраста»

    Аннотация - в методической разработке представлены игры в период адаптации детей раннего возраста.Данная методическая разработка поможет решить проблему безболезненной адаптации детей раннего дошкольн...

    Методическая разработка "Игры в период адаптации детей раннего возраста».

    В данной методической разработке представлены игры, которые способствуют  успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Материал, представленный в данной ра...

    Статья "Роль игры в период адаптации детей раннего возраста в детском саду

    В статье рассказывается о том, как игры помогают легче адаптироваться детям к детскому саду в период адаптации....

    Сообщение ««Игры в период адаптации детей раннего возраста»

    Цель адаптационных игр – способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду....