Методическая разработка «Игры в период адаптации детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Филатова Елена Валерьевна

Аннотация - в методической разработке представлены игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данная методическая разработка поможет решить проблему безболезненной адаптации детей раннего дошкольного возраста в период привыкания к условиям детского сада, а также создать условия для деток с разным уровнем развития с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Здесь представлены игры в помощь воспитателям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Игры в период адаптации

детей раннего возраста»

Аннотация - в методической разработке представлены игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данная методическая разработка поможет решить проблему безболезненной адаптации детей раннего дошкольного возраста в период привыкания к условиям детского сада, а также создать условия для деток с разным уровнем развития с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Здесь представлены игры в помощь воспитателям.

Адаптация к детскому саду - тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений, и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.

В дошкольном возрасте — это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада имеет большое значение. Помочь малышам привыкнуть к новым и непривычным для него условиям - довольно сложная задача для педагогов.

Введение

Актуальность данной проблемы  определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре.

Адаптация к детскому саду - тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений, и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.

Воспитатель являются активным участником игр. Одновременно действуя вместе с детьми, являются образцом для подражания. Объяснение и показ действий происходит в ходе игры. Интонацией воспитатель подчеркивает характерные черты игрового персонажа.

  На протяжении всей игры воспитатель поддерживает интерес детей к игре, следит за их действиями, поощряет самостоятельность, инициативу, активность.

   Продолжительность игры зависит от характера движений, числа игроков, условий проведения, настроения детей, ориентировочно от 5 до 8 минут.

Преимущества игры:

  • Позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;
  • Помогает не испытывать разочарования от того что он мал и беспомощен;
  • Помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;
  • Помогает управлять своими чувствами;
  • Даёт возможность пережить массу эмоций.

Цель:

  • Помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада

Задачи:

  • Создать условия для положительного эмоционального настроения и атмосферы в группе.
  • Способствовать установлению партнерских отношений в игре и доверия детей к воспитателю.
  • Создать условия для снятия эмоционального напряжения у детей с разным уровнем адаптации и уровнем развития.

Требования к играм:

  • Игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  • Не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, понемногу);
  • Инициатором игр всегда выступает взрослый;
  • Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Игры, направленные на формирование общения, требуют  соблюдения нескольких условий:

  • Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
  • Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры.  Во многих играх используются стихотворения и потешки.
  • В-третьих, взрослый делает всѐ, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.
  • В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
  • В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).

Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого ребенка и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Игра «Иди ко мне»

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая. "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает. " Какой ко мне хороший Коля пришел!" Игра повторяется.

Игра «Поезд»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу; упражнять в ходьбе, беге друг за другом; ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в "поезд": "Я - паровоз, а вы - вагончики". Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. "Поехали", - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: "Чу-чу-чу". Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: "Остановка". Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. (Эта игра способствует отработке основных движений - бега и ходьбы.)

Игра «Покатаемся на лошадке»

Материал: лошадка-качалка

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: "Лиза едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно". Ребенок повторяет тихо: "Нно-нно". Воспитатель: "Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: "Нно-нно, беги, лошадка!" (Сильнее раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Воспитатель добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание – громко и четко. (Игра развивает речевую активность).

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развивать у ребенка тактильную чувствительность; научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: мешочек красного цвета, игрушки. 

Ход игры:  «Угадайка» - ребенок засовывает руку в мешочек, ощупывает предметы. Взяв предмет в руку, ребенок должен назвать его или описать. Воспитатель помогает ребенку рассказать о предмете, задавая вопросы о предмете. Например: Он круглый? Гладкий? Большой? Если ребенок называет предмет, то его достают из мешочка и смотрят.

 «Найди предмет» Дети уже знают, какие предметы в мешочке, Воспитатель называет предмет, ребенок должен будет его найти, не смотря в мешочек.

«Игра с собачкой»

Материал: игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Даше лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит   ребенку "спасибо!"

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

Игра «Зайка»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Материал: игрушечный зайчик.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть.

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши.

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

Игра «Догонялки»

Цель: учить детей быстро действовать по сигналу; ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Материал: Кукла средних размеров.

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре "Хоровод с куклой", говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: "Вот мои ребятки". Вариант: игра проводится с мишкой. Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

Игра «Передай колокольчик»

Материал: колокольчик

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Воспитатель звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Лиза, иди, возьми колокольчик». Ребенок становится на место воспитателя, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени.

Игра «Что в кулачке?»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения. Кто залез ко мне в кулачок? Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.) Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

Игра «Дай ручку!»

Ход игры:  Педагог протягивает руку ребёнку: Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Игра «Хлопаем в ладоши!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Воспитатель хлопает в ладоши со словами:

 - Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

 - Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

 Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

- Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои  и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать.

Заключение

Вывод: Таким образом, можно отметить, что использование игр и игровых технологий, несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, помогают успешно преодолеть адаптационный период в детском саду.

Список используемых источников:

1. Калинина Р. «Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998, №4.

2. Лялина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». – Волгоград: Учитель, 2001.

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

4. Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль игры в период адаптации детей раннего возраста."

Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.Чтобы решить эт...

Статья «Игры в период адаптации детей раннего возраста»

В статье указаны рекомендации о положительной адаптации через игру....

Методическая разработка "Игры в период адаптации детей раннего возраста».

В данной методической разработке представлены игры, которые способствуют  успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Материал, представленный в данной ра...

Методическая разработка для родителей . Тема: «Адаптация детей раннего возраста».

Адаптация – это приспособляемость организма к изменяющимся внешним  условиям. Процесс, часто проходящий с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма....

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....