Методическая разработка "Игры в период адаптации детей раннего возраста».
методическая разработка

Соколова Ирина Анатольевна

В данной методической разработке представлены игры, которые способствуют  успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Материал, представленный в данной работе, будет полезен педагогам (воспитателям), работающим с детьми раннего возраста, а также всем, кого интересует проблема адаптации детей к условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.68 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад № 59 комбинированного вида

Колпинского района Санкт – Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Игры в период адаптации детей раннего возраста».

        

                                                Разработала:

воспитатель Соколова И.А.                                  

2018 г.

Санкт - Петербург

 В данной методической разработке представлены игры, которые способствуют  успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Материал, представленный в данной работе, будет полезен педагогам (воспитателям), работающим с детьми раннего возраста, а также всем, кого интересует проблема адаптации детей к условиям детского сада.

Адаптация ребенка в детском саду к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Этот процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни.

Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

Поэтому, сгладить процесс адаптации ребёнка, впервые пришедшего в наш детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый»(воспитатель), «ребенок – ребенок».

Актуальность данной проблемы  определяется индивидуальными особенностями ребенка в семье и детском саду (в группе), формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Проблема в том, что при поступлении в детский сад главные обстоятельства провоцирующие стрессы -это отрыв от матери, оставление ребёнка с незнакомыми детьми и чужими взрослыми.

Цель: Создать для малыша особый, эмоциональный, комфортный климат в группе, облегчить период адаптации.

Задачи игр в этот период:

• создание положительного эмоционального настроя в группе;

• снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;

• развитие игровых навыков;

•воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Предлагаемый материал можно использовать при условии,что воспитатель владеет знаниями и выполняет определённые условия:

- добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участия в предложенной игре);

- непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

- многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

- специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);

- запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»;

- предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя.

Очень важно помнить, что игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешной адаптации детей раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Тактильные игры.

Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком помогает второму пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть с воспитателем.

Игра:«Дай ручку!»

Ход игры:

Педагог протягивает рукуребѐнку:

Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять

излишнюю напористость: не подходите слишком близко,

слова обращения к ребенку произносите не громко,

спокойным голосом. Чтобы общение было корректным,

присядьте на корточки или детский стульчик

лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне,

могли смотреть в лицо друг другу.

Игра: «Ехали, мы ехали»

Ехали, мы ехали

В лес за орехами

На бочке, на бочке

По ровненькой дорожке

Темной – темной ночкой

По кочке, по кочке.

Утром - по оврагам,

Днем – по ухабам,

Заехали на горку,

 И в ямку – бух!

Игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками.

Игры с куклой БИ БА БО.

При встрече детей утром я использую красочный фартук-передник с большими карманами(в них прячутся игрушки).

Используя куклы  БИ БА БО можно обыграть потешку:      

(встречаю Алешу)

Доброе утро, зайка мой!

Доброе утро,  Алешенька   дорогой!                                                    

Я Алешеньку люблю,

Ему песенку спою.

(и предлагаю Алеше залезть в карман рукой посмотреть кто там спрятался)                                    

В кармашек ручкой залезай и игрушку доставай…                          

(достает Алеша зайку я проговариваю потешку)

Скачет зайка маленький,

Около завалинки.    

Быстро скачет зайка,                

Ты его поймай-ка!

И спрятав зайку за спиной, предлагаю малышу пройти

в группу и  поискать его там……

(встречаю Свету)

А кто у нас хорошая?  

А кто у нас пригожая?                                                        

Светочка хорошая !                                                  

Светочка пригожая!

В кармашек ручкой залезай и игрушку доставай …

(достает Света киску)

-Кисонька-мурысонька, где была?                                            

-На мельнице.              

–Кисонька- мурысонька, что там делала?                      

-Муку молола.          

–А что из муки делала?                                                            

-Прянички пекла.                          

 –А с кем прянички ела?        

-Одна.                                                    

–Не ешь одна! Не ешь одна!

Фольклорные игры.

Фольклор  является  важной  составляющей  детской  субкультуры.

В  понятие «детский  фольклор»  входят  все  виды  устных  произведений,  созданные  взрослыми специально для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и устное творчество самих детей

Петрушка

Оборудование: кукла Петрушка.

Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

— Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!

Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

—Давай здороваться! Дай ручку!

После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

-Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

Деда, баба, внучок

Деда, баба, внучок

Льют – польют кабачок,

Льют – польют кабачок

Деда, баба, внучок,

Чтоб скорее он зрел!

Чтоб скорее он спел!

Чтоб скорей скорей

Его ротик наш съел!

Ладушки- ладушки

«Ладушки ладушки, испекли оладушки,

На окно поставили ,остывать оставили.

Остынут ,поедим и воробушкам дадим.

Все оладушки съели, кышкыш полетели.

На головку (имя малыша) сели»

Заключение: По итогам данная разработка способствует успешной адаптации детей раннего возраста , снижает импульсивность и тревожность детей. Данные игры помогают создать в группе положительное эмоциональное настроение.  

Список литературы:

 1.Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010

 2. Книга для чтения в детском саду и дома: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др. –М.: Издательство Оникс, 2006. –336 с.

 3.Интернет ресурсы:

http://sociosphera.com

http://www.maam.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Игры в период адаптации детей раннего возраста». Выполнила: Воспитатель Соколова И.А.

Слайд 2

Актуальность данной проблемы определяется индивидуальными особенностями ребенка в семье и детском саду (в группе), формировании эмоционального контакта, доверия.

Слайд 3

Цель: Создать для малыша особый, эмоциональный, комфортный климат в группе, облегчить период адаптации. Задачи игр в этот период: • создание положительного эмоционального настроя в группе; • снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей; • развитие игровых навыков; •воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Слайд 4

Тактильные игры Игры с куклой БИ БА БО Фольклорные игры

Слайд 5

Заключение: По итогам данная разработка способствует успешной адаптации детей раннего возраста , снижает импульсивность и тревожность детей. Данные игры помогают создать в группе положительное эмоциональное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль игры в период адаптации детей раннего возраста."

Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.Чтобы решить эт...

Методическая разработка «Игры в период адаптации детей раннего возраста»

Аннотация - в методической разработке представлены игры в период адаптации детей раннего возраста.Данная методическая разработка поможет решить проблему безболезненной адаптации детей раннего дошкольн...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....

Перечень методических разработок: 1.Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста. 2.НОД «Дождик» (адаптационное) 3.Картотека игр в ад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 комбинированного вида» города Пикалёво      Методическая разработка«Взаимо...