Консультация для родителей «Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного речевого дыхания у детей 5 – 7 лет с ОНР»
консультация по логопедии (старшая группа)
игры и упражнения для формироваия речевого дыхания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24
муниципального образования Усть – Лабинский район
Консультация
для родителей
«Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного речевого дыхания у детей 5 – 7 лет с ОНР»
Подготовила
Учитель – логопед:
Манилова Л.В.
2021г.
Г. Усть – Лабинск
Здоровьесберегающие технологии в процессе формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для поддержания и укрепления здоровья детей в МДОУ используются здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР. Здоровьесберегающий эффект достигается за счёт применения дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, использования полифункционального и нестандартного оборудования в играх и дыхательных упражнениях.
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется в двух аспектах:
• участие в процессе коррекции разных специалистов: логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателя;
• использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах: на занятиях, в совместной деятельности воспитателя и детей, на прогулках.
Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей среды логопедических кабинетов, музыкального и спортивного залов, групповых комнат.
Система работы по формированию речевого дыхания у детей как один из видов здоровьесберегающей технологий.
Система работы включает ряд этапов:
1этап. Формирование правильного неречевого дыхания.
2 этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания.
3 этап. Развитие речевого дыхания.
Цель 1 этапа: формировать умение осуществлять длительный плавный целенаправленный ротовой выдох, развивать ощущения движения органов дыхания.
Этап включает упражнения, направленные на развитие способности ощущать движения диафрагмы в положении лёжа на спине, сидя и стоя. Для контроля используется игрушка, ладонь ребёнка, большое зеркало. Важно помнить, что внимание ребёнка на этом этапе сосредоточивается не только на длительности вдоха и выдоха, но и на работе диафрагмы, то есть на ощущениях сокращений этой мышцы.
Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для формирования длительного плавного целенаправленного ротового выдоха. Примерная продолжительность этапа составляет четыре недели.
Цель 2 этапа: развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
Работа ведётся по трём направлением:
1. Использование элементов дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.
Особое внимание необходимо обратить на следующие условия:
— активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха;
— вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
— все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.
2. Использование полифункционального оборудования (в дальнейшем — ПФО). Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится полифункциональным и включает в себя сухой бассейн, футболы, подвесные конструкции, массажные коврики, тренажеры, батут, мягкие модули, фонотеку.
3. Игровые упражнения с использованием нестандартного оборудования.
Работа по формированию речевого дыхания с использованием нестандартного оборудования осуществляется в процессе логопедических, музыкальных, физкультурных занятий и в режимных моментах.
Примерная продолжительность этапа два месяца.
На 3 этапе происходит развитие фонационного (озвученного) выдоха; развивается собственно речевое дыхание.
Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Продолжительность данного этапа составляет 3-4 месяца.
У детей формируется умение произносить на выдохе:
- звуки;
- слоги и отдельные слова;
- фразы из двух, трёх, четырёх слов;
- стихотворные тексты.
На этом этапе также применяются игры с использованием нестандартного оборудования и ПФО.
При этом решаются и другие задачи: развивается сила и высота голоса, отрабатывается способность менять интонацию, автоматизируются и дифференцируются звуки. Всё это способствует совершенствованию фонематического слуха. Введение здоровьесберегающих технологий в работу над дыханием способствует улучшению показателей развития речевого дыхания у детей и снижению уровня их заболеваемости.
Игровые упражнения как средство формирования речевого выдоха.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения.
Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Ребенок приходит в детский сад. Его ждет интересная, увлекательная жизнь в коллективе, где он найдет друзей, умных наставников, научится играть, общаться. Он узнает много нового и интересного на занятиях. Будет успешно готовиться к школьной ступени в своей жизни. Насколько оправдаются такие надежды родителей, во многом зависит от речевого развития ребенка.
Вынуждены констатировать, что с каждым годом все больше детей, посещающих детские сады, имеют множественные дефекты речи.
И логопед при первичном обследовании речи детей выявляет одну из причин этой проблемы: несформированность речевого дыхания.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Правильный речевой выдох необходим в работе по постановке звуков.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечнососудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот.
В дошкольном возрасте происходит процесс интенсивного формирования речевого выдоха. Вся система работы по развитию речевого дыхания в процессе речевого общения можно условно разделить на три этапа:
1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот) .
2. Формирование длительного фонационного выдоха.
3. Формирование речевого выдоха.
Ведущим средством воздействия на речевое дыхание дошкольников является игровая деятельность. В игре дети могут выражать себя свободно, независимо от своих речевых возможностей.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух) ;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.
«Бабочка, лети! »
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки на цветочке, соединенные с ним длинной ниткой.
Ход игры:
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Аналогично этому упражнению, с обыгрыванием названия упражнения проводим игры:
«Осенние листья», «Осенний листопад», «Подуй на воздушные шарики», «Снежинки летят», «Покатай карандаш по столу», «Летите, птички! », «Одуванчик», «Веслые шарики».
Очень интересны для детей и эффективны для развития выдоха упражнения с водой:
«Кораблик»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый
кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
- Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Можно проводить игру в группе и дома. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.
Так же можно проводить игры с водой, используя пластмассовые игрушки: утята, дельфинчики, рыбки и т. п.
«Пузыри на воде»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с кипяченой водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые пузыри! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие пузыри. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду) .
Ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.
Используйте для развития плавного речевого выдоха мыльные пузыри, дудочки и свистульки, свистки, воздушные шарики, даже пузырьки различной величины, издающие разные звуки!
Удачи вам в занятиях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.
Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...
«Здоровьесберегающие технологии при формировании правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОНР
Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни....
Консультация для педагогов "Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР"
Важна роль дыхания, как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике....
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...
Консультация для родителей "Формирование правильного речевого дыхания у детей".
Консультация для родителей...

Мастер-класс для родителей совместно с детьми «Формирование правильного речевого дыхания у детей с ОНР»
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...
