Консультация для воспитателей "Обучение рассказыванию по картине"
консультация на тему

Манилова Любовь Владимировна

"Обучение рассказыванию по картине"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24                                                муниципального образования Усть – Лабинский район

Консультация

для воспитателей

«Обучение рассказыванию по картине

детей дошкольного возраста»

Подготовила

Учитель – логопед:

Манилова Л.В.

2015г.

Г. Усть - Лабинск

Как научить ребенка рассказывать? Как избежать при составлении рассказа по картине повторения образца, данного педагогом, или рассказа другого ребенка? В практике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи эти вопросы звучат актуально, так как именно рассказывание (по серии картин, по предметной и сюжетной картине, из собственного опыта, на заданную тему и др.) позволяет развивать связную монологическую речь ребенка не в рамках подготовки к ней (через развитие диалога), а путем прямого обучения.

В своей работе с дошкольниками с разным уровнем интеллектуального и речевого развития под рассказыванием по картине мы понимаем перевод рассказчиком определенного содержания графического знака в вербальный текст разной степени развернутости, протекающий с разной степенью самостоятельности, как на этапе осмысления изображения, так и на этапе собственно речевой деятельности.

В рассказе по картине имеют место, с одной стороны, анализ наглядной ситуации (когнитивная ситуация использования языкового знака), с другой — словесное описание, рассчитанное на определенного собеседника (коммуникативная ситуация использования языкового знака). При этом содержательной стороной рассказывания по картине выступают закономерности ее понимания.

Мы предлагаем модель обучения рассказыванию по картине, в которой выделены 5 взаимосвязанных звеньев в работе с картиной (сюжетной, натюрмортом, серией сюжетных картин, пейзажем). Модель обучения рассказыванию по картине предполагает предваряющее включение символико-моделирующих видов деятельности по содержанию картины.

Первое звено работы направлено на формирование мотивационного аспекта восприятия картины.

  • Реализуется в следующих игровых и организационных приемах работы: использование игровых персонажей,
  • прием комментированных действий при организации рассматривания картины,
  • сопровождение демонстрации картины восприятием музыкальных и литературных произведений,
  • демонстрация картины при нахождении педагога рядом с детьми, а не напротив и др.

Сообщая дошкольникам об организации последующей деятельности с использованием содержания картины, мы полагаем, что восприятие существенно перестраивается, решается мотивационный аспект восприятия картины. В контексте моделирующих видов деятельности по содержанию картины восприятие картины подчиняется определенной практической задаче, реализация которой выдвигает определенные требования и к самому процессу восприятия, и к его результативности.

Второе звено связано с организацией первичного речевого общения на основе картины и с формированием системы ее перцептивных образов. Используем следующие приемы работы:

  • метод свободного диалога и доброжелательной поддержки любых высказываний ребенка,
  • моделирование коммуникативных ситуаций.

В третьем звене предусматривается организация различных видов детской деятельности:

  • сюжетной,
  • театрализованной,
  • подвижной игр,
  • конструирования,
  • изобразительной деятельности -  по содержанию картины.

Мы реализуем в работе модули по обучению рассказыванию по натюрморту, пейзажу, жанровой (сюжетной) картине.

 В каждом модуле картина используется как модель для развития детских видов деятельности на основе ее содержания.

 Перед дошкольниками с общим недоразвитием речи стоит задача изобразить содержание картины путем декодирования в трехмерное пространство содержания двухмерного изображения разными способами:

  • используя только соответствующие данной картине атрибуты;
  • применяя операции выбора на основе анализа содержания картины;
  • осуществляя моделирование с опорой на картину и без картины в поле зрения, по памяти.

 Мы используем следующие игровые приемы в логопедической работе:  

  • «вхождение» в картину;
  • комментированное рисование,
  • разные способы изображения одного содержания,
  • «сюжетное видение»;
  • «дополнение деталями» и др.

  Такая организация  работы позволяет совершенствовать когнитивный анализ картины, формировать у ребенка семантическую модель изображенной на картине ситуации в процессе различных символико-моделирующих видов деятельности.

В четверном звене ведется работа по переводу содержания графической системы в вербальный, речевой код, развивается внимание формируется лексико-грамматический  базис связной речи. Используются следующие лексические играм упражнения, способствующие рассказыванию по картине:

  • предметов на картине указанного на, назначения, сделанных из  - « иного материала;
  • называние выполняемых различными картинами;
  • узнавание предмета, изображенного на картине подходящих описанию; составление предложений  различных семантико-синтаксических структур;
  • поочередное закачивание  предложений, начатых взрослым (педагогом);
  • самостоятельное составление описание отдельных предметов или объектов  картины (по различным схемам - сравнение предметов или объектов связанные по существенным признакам;
  • пример коллективного составления рассказов;
  • составление рассказов по отдельным  фрагментам картины с использовании направляющих вопросов, схем .

В пятом звене работы мы организуем специфическую коммуникативную ситуацию «рассказывание — слушанье».

 В ходе, которой происходит принятие роли рассказчика ребенком и обогащение его речевого опыта в самостоятельном рассказывании. Используем моделирования ситуаций: разговор по телефону, составление письма, использование ситуации письменной речи в целях совершенствования синтаксической структуры устных высказываний дошкольников и др.

Учитывая, что рассказ следует оценивать не только с точки зрения передачи информации, но и с точки зрения воздействия на адресата, мы предусматриваем обсуждение и анализ детских рассказов (по аудио- или видеозаписи), составленных другими детьми или самостоятельно.

Реализация модели обучения рассказыванию по картине обеспечивает большую эффективность работы по развитию связной речи за счет взаимодополняющего  взаимодействия речевой  и  символико-моделирующих видов деятельности в процессе работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы&raq...

Консультации для родителей" Обучение рассказыванию по картинам и сериям картин".

  Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании....

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Рассказывание по картине. Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин).

Рассказывание по картине.Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин)....