Адаптация ребенка к детскому саду
статья (младшая группа) на тему

Ольга Викторовна Андриенко

Рекоминдация для родителей и воспитателей в период адаптации ребенка в деском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_adaptatsii.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Андриенко Ольга Викторовна

воспитатель

МАДОУ 21 «Искорка»,  г. Бердск, Новосибирская область

Адаптация ребенка к детскому саду

Каждый год многие семья получают место в детском саду для ребенка. С этого момента начинается переживания родителей и ребенка связанные с адаптацией малыша в коллективе, о его взаимоотношениях со сверстниками и воспитателями, о возможных заболеваниях в адаптационный период. Многие семья делают большую ошибку, отдавая своего ребенка в детский сад без соответствующей морально-психологической подготовки. Заблаговременно, с ребенком, необходимо проводить беседы о детском саду, максимально раскрывая его положительные стороны. Необходимо рассказать юному исследователю какие новы знания и знакомства он может получить, чему он научится. Обязательно, самостоятельно, посетить детский сад познакомится с его первым воспитателем, узнать о режиме дня - сна и отдыха, времени приема пищи, времени прогулок. Рассказать ребенку о его дневном режиме в садике и начать переход к данному режиму.

Когда ребенок приходит в детский сад у него начинается друга жизнь. Очень сложный и важный период – это адаптация детей, который составляет от 2-х до 4-х недель. В этот период тяжело всем и родителям и детям и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение  социальной среды сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей. Родителям, как и воспитателям в это время надо приложить максимум внимания и терпения, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

Первое время в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: отсутствие родных человек, чужие воспитатели и няни, большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг. На первых порах не привычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

На такие перемены дети реагируют по-разному, многие отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, у дверей детского сада в страхе прижимаются к маме или папе и сильно плачут.                                                        В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.    Длительность адаптации у детей раннего возраста длится обычно 2-4 недели (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в дошкольном учреждении. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка небезобиден. В моей младшей группе адаптационный период затянулся до полугода. Если ребенку тяжело расставаться с мамой в детском саду, то необходимо чтобы его приводили другие родственники: папа, бабушка, дедушка. Таким образом, ребенку будет легче  переносить разлуку. Не позволять родителям «долгие» проводы т.к. это нежелательно сказывается на психо-эмоциональном состоянии.

Хочу отметить, что плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя» «нет». Ребенок, у которого дома не тренируется способность умерить свои желания, он плохо усваивает и выполняет правила поведения предусмотренные в группе, приучение к которым начинается с первого дня пребывания его в детском саду. Чтобы помочь детям в период адаптации необходимо приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду, очень важно упорядочить часы сна, приема пищи, игры, прогулки.

Одним из наиболее важных факторов является поощрение ребенка.  На данном этапе развития поощрение не должно быть связано с приобретением материальных благ от родителей (за то что сходил в садик, за то что переоделся и т.д), возможно только моральная поддержка и похвала.

Затрудняет или облегчает привыкание к детскому саду состояние здоровья ребенка? В детском саду дети болеют гораздо чаще, чем дома. Связанно это с ослаблением иммунитета в адаптационный период, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма. Опыт показывает, что сложнее и дольше протекает процесс адаптации у детей со слабым иммунитетом, страдающих аллергией и частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненные осваиваются в детском саду гораздо легче, они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников и распорядку дня.

Многие дети сдерживают свое эмоциональное состояние в группе, они не плачут и с легкостью отпускают родителей, но приходя домой им необходимо «выплеснуть» свои эмоции. Родителям необходимо позволить ребенку «выплеснуть» свои эмоции 20-30 минут, в этот период не нужно наказывать ребенка за его капризы и слезы.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо разговаривать с ребенком, спрашивать его о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Важно акцентировать внимание ребенка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению. Старайтесь проводить больше времени с ребенком дома, поиграйте в спокойные игры, выберете игрушку, которую ребенок возьмет с собой  в садик, приготовьте одежду на утро.   Укладывая ребенка, постарайтесь побыть с ним рядом, почитайте любимые сказки.

Воспитателям необходимо обеспечить максимальную коммуникацию между родителями, проведение родительских собраний, неформальных встреч, походов. Родителям необходимо интересоваться с кем играет ребенок, и какие игры предпочитает. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству, это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Если ребенок с легкостью прощается с родителями в детском саду, эмоционально спокойный, идет на контакт с воспитателем и с ровесниками значит что адаптация проходит хорошо и он готов к новым изменениям в своей жизни.

 

        

Список литературы:

  1. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - №2. – С.58-60. 2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.-М.,1983.
  2. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
  3. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С.

  1. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.

  1. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.

  1. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.14-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...