Нравственно-патриотическое воспитание, и его роль в жизни ребёнка
консультация на тему

Мустафина Рамзия Сулеймановна

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_temu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Нравственно-патриотическое  воспитание,

и его роль в жизни ребёнка

         Патриотическое воспитание детей одна из важнейших задач дошкольного образования. Его суть состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству. Безусловно, патриотизм – это преданность стране, в которой живёт человек, уважение культур народов.

В общении со всем этим рождается и укрепляется любовь к Родине. Отношение ребёнка к дому, как безусловной ценности и, в связи с этим, осмысление своего места и роли в мире, осознание своей ответственности за этот дом - именно это должно найти отклик в душе каждого ребёнка.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Отечественные и зарубежные психологи отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных воздействий.

            Дошкольное детство – важный и самобытный период жизни человека, время формирования основ базовой культуры личности, освоения системы нравственных эталонов и особой восприимчивости к воспитательным  воздействиям. Эмоциональная отзывчивость:  отклик на эмоции близких людей и друзей, сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов, эмоциональная реакция на произведения изобразительного искусства. Музыкальные и художественные произведения, мир природы. Способность решать личностные  проблемы, адекватные возрасту, способность управлять своим поведением.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

Задачи эстетического и нравственного воспитания:

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

Задачи физического воспитания:

Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно – патриотическим содержанием).

Задачи трудового воспитания:

 Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края

Формирование бережного отношения к природе:

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.

В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  в детском саду используются разные формы работы с детьми:

- целевые прогулки и экскурсии,

- наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей и т.д.),

- рассказ, в сочетании с показом и наблюдениями детей,

- беседы о родном городе, крае,

- использование иллюстраций, видеофильмов, детских произведений,

- разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок,

- чтение сказок,

- прослушивание музыкальных произведений,

- ознакомление с произведениями народного творчества,

- тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда (воспитание уважения к ветеранам войны и труда),

- привлечение детей к посильному общественно – полезному труду.  

- поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самим близким людям. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! И хотя многие впечатления им ещё не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание.

Формирование любви к Родине   в младшем дошкольном возрасте идёт через любовь к природе, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира в; среднем дошкольном возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка; в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через эмоциональную отзывчивость.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание является, основной базой формирования личности у дошкольников. Мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.

Список литературы:

1. Аксенико Л., Юсупова А., Компаниец Л., Леина О. С чего начинается родина? //  Дошкольное воспитание.  -2013. - № 5. -  С. 24-26.

2. Большакова  Л.И. Воспитание у детей любви к родному краю // Детство. – 2014. - № 5-6. -  С. 1- 6.

3. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 12. – С. 104-110.

4. Поштарёва   Т.  Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 28-31.

5. Потаповская О.М.  О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста // Педагогика – 2013. - № 6.  - С. 72-82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии и их роль в жизни ребёнка»

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 25 до 12% и увеличилось количество детей, имеющих хроничес...

Здоровьесберегающие технологии их роль в жизни ребёнка

  Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойн...

какую роль в жизни ребёнка играет правильный режим дня

Консультация родителямКакую роль в жизни ребёнка играет правильный режим дняЧеловеку очень нужна цикличность. Все мы с вами живём с понедельника по пятницу, от отпуска до отпуска. Так и у детей, поряд...

Консультация для родителей " Праздники, их роль в жизни ребёнка".

Данный материал будет полезен родителям дошкольников. Даны рекомендации родителям о роли праздников и развлечений в жизни ребёнка....

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики и её роль в жизни ребёнка"

В статье даются рекомендации о развитии мелкой моторики у детей, игры и упражнения, способствующие её развитию....

Нейрогимнастика и её роль в жизни ребёнка.

Кратко о том, что такое нейрогимнастика и её роль в жизни детей....

«Мультфильмы и их роль в жизни ребёнка»

laquo;Мультфильмы и их роль в жизни ребёнка»Каждый из нас, будь то, взрослый человек или совсем маленький ребенок, мальчик или девочка, очень индивидуален. Мальчики играют в роботов, солдатиков...