Нравственно-патриотическое воспитание, и его роль в жизни ребёнка
консультация на тему
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание,
и его роль в жизни ребёнка
Патриотическое воспитание детей одна из важнейших задач дошкольного образования. Его суть состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству. Безусловно, патриотизм – это преданность стране, в которой живёт человек, уважение культур народов.
В общении со всем этим рождается и укрепляется любовь к Родине. Отношение ребёнка к дому, как безусловной ценности и, в связи с этим, осмысление своего места и роли в мире, осознание своей ответственности за этот дом - именно это должно найти отклик в душе каждого ребёнка.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Отечественные и зарубежные психологи отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных воздействий.
Дошкольное детство – важный и самобытный период жизни человека, время формирования основ базовой культуры личности, освоения системы нравственных эталонов и особой восприимчивости к воспитательным воздействиям. Эмоциональная отзывчивость: отклик на эмоции близких людей и друзей, сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов, эмоциональная реакция на произведения изобразительного искусства. Музыкальные и художественные произведения, мир природы. Способность решать личностные проблемы, адекватные возрасту, способность управлять своим поведением.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
Задачи эстетического и нравственного воспитания:
Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
Задачи физического воспитания:
Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно – патриотическим содержанием).
Задачи трудового воспитания:
Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края
Формирование бережного отношения к природе:
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.
В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду используются разные формы работы с детьми:
- целевые прогулки и экскурсии,
- наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей и т.д.),
- рассказ, в сочетании с показом и наблюдениями детей,
- беседы о родном городе, крае,
- использование иллюстраций, видеофильмов, детских произведений,
- разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок,
- чтение сказок,
- прослушивание музыкальных произведений,
- ознакомление с произведениями народного творчества,
- тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда (воспитание уважения к ветеранам войны и труда),
- привлечение детей к посильному общественно – полезному труду.
- поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самим близким людям. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! И хотя многие впечатления им ещё не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание.
Формирование любви к Родине в младшем дошкольном возрасте идёт через любовь к природе, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира в; среднем дошкольном возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка; в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через эмоциональную отзывчивость.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание является, основной базой формирования личности у дошкольников. Мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.
Список литературы:
1. Аксенико Л., Юсупова А., Компаниец Л., Леина О. С чего начинается родина? // Дошкольное воспитание. -2013. - № 5. - С. 24-26.
2. Большакова Л.И. Воспитание у детей любви к родному краю // Детство. – 2014. - № 5-6. - С. 1- 6.
3. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 12. – С. 104-110.
4. Поштарёва Т. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 28-31.
5. Потаповская О.М. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста // Педагогика – 2013. - № 6. - С. 72-82.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии и их роль в жизни ребёнка»
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 25 до 12% и увеличилось количество детей, имеющих хроничес...
Здоровьесберегающие технологии их роль в жизни ребёнка
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойн...
какую роль в жизни ребёнка играет правильный режим дня
Консультация родителямКакую роль в жизни ребёнка играет правильный режим дняЧеловеку очень нужна цикличность. Все мы с вами живём с понедельника по пятницу, от отпуска до отпуска. Так и у детей, поряд...
Консультация для родителей " Праздники, их роль в жизни ребёнка".
Данный материал будет полезен родителям дошкольников. Даны рекомендации родителям о роли праздников и развлечений в жизни ребёнка....
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики и её роль в жизни ребёнка"
В статье даются рекомендации о развитии мелкой моторики у детей, игры и упражнения, способствующие её развитию....
Нейрогимнастика и её роль в жизни ребёнка.
Кратко о том, что такое нейрогимнастика и её роль в жизни детей....
«Мультфильмы и их роль в жизни ребёнка»
laquo;Мультфильмы и их роль в жизни ребёнка»Каждый из нас, будь то, взрослый человек или совсем маленький ребенок, мальчик или девочка, очень индивидуален. Мальчики играют в роботов, солдатиков...