Главные вкладки

    Просветительская работа с родителями(законными представителями) в воспитании детей на тему: физическая готовность ребенка к школе
    консультация на тему

    Гузов Александр Анатольевич

    успешное обучение и развитие в школе возможно, если ребенок физически готов. Она характеризуется состоянием детского здоровья, определенным уровнем физиологической зрелости организма, необходимой степенью развития двигательных навыков и качеств, физической и умственной работоспособностью.ческой зрелости

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_o_prosvetitelskoy_raboty_s_roditelyami.docx23.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам теории и практики физического воспитания.

    Тема: Физическая готовность ребенка к школе

    В школе дети занимаются прежде всего умственной деятельностью.

    Так ли важно физическое развитие при определении готовности к школе?        

    Успешное обучение и развитие в школе возможно, если ребенок физически здоров. Именно поэтому важным компонентом готовности к школьному обучению является его физическая готовность. Она характеризуется состоянием детского здоровья, определенным уровнем физиологической зрелости организма, необходимой степенью развития двигательных навыков и качеств, физической и умственной работоспособностью. Кроме этого, одним из критериев готовности ребенка к поступлению в школу считается также уровень сформированности навыков здорового образа жизни, самостоятельности и самообслуживания.

    Почему считается важным развивать кисть ребенка и как можно это сделать в условиях дошкольного воспитания?

    С одной стороны, развитие кисти (или, как говорят специалисты, мелкой моторики) непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и интеллектуального развития, с другой — готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе. Для формирования ручной умелости могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками, они приведены в конце данного пособия. Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной, во время которых ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бусинок на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Различные виды деятельности требуют участия обеих рук. Поэтому физические упражнения выполняются правой и левой рукой поочередно, что стимулирует развитие обеих рук.

    Какие виды спорта доступны дошкольникам и могут способствовать лучшей подготовке к школьному обучению?

    У детей 6-7 лет значительные изменения происходят в развитии двигательного анализатора, той части нашей нервной системы, которая «отвечает» за движение. Дети технично и уверенно выполняют физические упражнения. Основные движения становятся более сложными: увеличивается скорость бега, длина и высота шага; в прыжках уже можно обращать внимание ребенка на правильность разбега, группировки и приземления; шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной рукой. Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта (ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание), овладевают навыками езды на велосипеде, самокате, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, городки, баскетбол, футбол и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный

    арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Ориентиром в этом плане может служить суточная норма шагов:

    12 000-15 000.

     Дети очень подвижны, стоит ли специально уделять внимание их двигательной активности?

    Дело в том, что двигательная активность детей поначалу носит непроизвольный характер, именно в ходе спортивных занятий дети учатся управлять своим телом, т.е. у них формируется произвольность, важная как для физического развития, так и для умственного.

    Роль движений для развития психики и здоровья ребенка чрезвычайно велика. Можно выделить несколько основных моментов в многообразном влиянии двигательной активности на его организм: создание энергетической основы для роста и развития, стимулирующее воздействие на деятельность физиологических и психических функций. Однако двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движению. Несмотря на то, что ребенок по своей природе готов постоянно двигаться (в движении он познает мир), родителям необходимо всячески поощрять его активность, добиваясь правильной координации движений, силы, выносливости, ловкости, гибкости,

    быстроты.

    Как развивать быстроту и ловкость ребенка?

    Быстрота относится к трудно развиваемым качествам и во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Для достижения хороших результатов в развитии быстроты движений можно включать в занятия с детьми общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, требующие быстрого движения (на определенный сигнал быстро спрятать за спину или положить на пол предмет из разных исходных положений: присесть, обхватить колени руками, сделать хлопок и т.д.); ехать «на велосипеде» медленно, быстрее, еще быстрее, замедлить ход; игры с мячом, обручем; задания бежать «как можно быстрее» (игры типа «Кто быстрей?»); подвижные игры с правилами «догнать, успеть убежать». Лучшие показатели быстроты обычно достигаются при хорошем функциональном состоянии организма и благоприятном эмоциональном

    самочувствии. Ловкость необходима ребенку для четкого выполнения сложных заданий, быстрой реакции на нестандартную ситуацию и быстро изменяющуюся обстановку. Положительно влияют на развитие ловкости упражнения с мелкими предметами, когда надо перекладывать предмет из одной руки в другую; ходьба и бег между предметами; движения, рассчитанные на точность (типа «пролезь, не задев»); игры, правила которых предусматривают не наталкиваться друг на друга; быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).

    Как развивать силу?

    Упражнения на развитие силы подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки. Этому способствуют ползание по-пластунски, влезание на гимнастическую стенку, метание предметов вдаль, прыжки на двух ногах с продвижением вперед; подскоки на месте; прыжки с продвижением вперед змейкой между предметами; прыжки со скакалкой на месте и в движении; подвижные игры

    («Бой петухов», «Силачи», «Мяч водящему», «Кто дальше прыгнет», «Перетяни канат», «Подпрыгни и повернись», «Преодолей препятствие»).

    Как развивать выносливость детей?        

    Развитие выносливости происходит лишь в том случае, когда в процессе выполнения физических упражнений организм человека испытывает необходимую степень утомления. При этом организм постепенно привыкает к предложенным физическим нагрузкам, что в конечном итоге приводит к повышению его выносливости. Однако в детском возрасте значительная часть энергетических ресурсов организма расходуется на возрастное развитие, и чрезмерные нагрузки могут негативно повлиять на организм ребенка, поэтому у дошкольников целесообразно развивать выносливость в работе при умеренной и переменной интенсивности. Такими упражнениями являются: прогулки с дозированной нагрузкой; бег с заданием «Кто быстрей?» (дистанция постепенно увеличивается); медленный бег на заданную дистанцию; подскоки в течение 1,5-2 мин. (по 30-40 прыжков), прыжки через короткую скакалку, прыжки с продвижением вперед, ходьба на лыжах; катание на велосипеде; передвижения в воде; подвижные игры («Найди пару», «Чье звено скорее соберется», «Поезд», «Догони соперника», «Мы футболисты», «Ловишки с мячом»); раскачивание на качелях и т.д. Под влиянием увеличивающихся тренировочных нагрузок во время выполнения этих физических упражнений совершенствуется деятельность сердца, легких, нервной системы, укрепляются мышцы. Эти органы легче справляются с нагрузкой без заметного утомления, т.е. организм обретает способность выполнять работу дольше и эффективнее, становится более выносливым.

    Как развивать гибкость ребенка?

    Развитие гибкости способствует формированию у ребенка культуры движений, пластичности и координационных способностей. Гибкость во многом зависит от деятельности центральной нервной системы, которая управляет тонусом мышц. Это проявляется в способности расслаблять и напрягать мышцы, осуществляющие движения. Для развития гибкости полезны общеразвивающие упражнения, выполняемые с большой амплитудой; упражнения с активным и пассивным растягиванием: наклоны, потягивания,

    маховые движения, глубокие выпады, шпагаты, мосты, вращение головы; подвижные игры («Пролезь в обруч», «Бег раков», «Воротики», «Дотянись», «Качающиеся комочки»).

    Как развивать координацию движений?

    Наиболее важным качеством, обеспечивающим успешность подготовки детей к обучению в школе, является координация движений — тонкое и точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего тела, ведущее к тому, что все наши движения являются гладкими, пластичными, размеренными, экономными. Хорошо развивают координацию катание на качелях, каруселях; кружение в парах, взявшись за руки, вправо, влево (15 сек); приседание на носках (руки в стороны) после бега; стойка на полу на одной ноге, вторая — прямая, поднята вперед, в сторону или назад («ласточка»); стойка на полу на одной ноге, вторая согнута, поднята вверх, на колене — мешочек с песком; стойка на гимнастической скамейке на одной ноге (считать до 35), чередовать правую и левую ногу; стойка на одной ноге с закрытыми глазами. Физические качества у детей проявляются через двигательные умения и навыки. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем

    это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

    Имеется обширная литература о пользе ходьбы для укрепления здоровья детей. Главное требование к правильной ходьбе — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы ног и рук. Дошкольникам для формирования правильной осанки рекомендуется ходьба с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной или перед грудью, с грузом (500 г) на голове, а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, в стороны, за головой). Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу. Полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба на носках, пятках и т.д. Все эти упражнения легки в применении в разных условиях, просты и доступны родителям, однако чрезвычайно важны для развития опорно-двигательного аппарата детей. Основной оздоровительный эффект бега заключается во влиянии на состояние таких важнейших систем, как нервная и эндокринная. Именно при беге нагрузка на мышечный аппарат, на дыхательную и сердечно-сосудистую системы значительно выше. Большое значение для совершенствования бега у дошкольников имеют подвижные игры с ловлей и убеганием: бегом на перегонки, соревнования в быстроте и ловкости, в эстафетных играх. В этих целях хороши всем известные «Салки», «Лапта», «Классики», «Веревочка» и др. Много интересных подвижных игр с мячом, скакалкой и другими предметами, в которых под команду взрослого дети выполняют разные беговые и прыжковые упражнения, благотворно отражающиеся на их здоровье. Однако, организуя эти движения, родители должны помнить об анатомо-физиологических особенностях детей

    6-7 лет. Не следует предлагать дошкольникам упражнения со значительной мышечной нагрузкой, во время которых ребенок прикладывает максимальные усилия и задерживает дыхание, а также длительные висы, сгибание рук в упоре лежа, поднимание или перенос тяжелых предметов и т.д.

    Как проверить работоспособность ребенка?

    Существует тесная связь между уровнем работоспособности детей и развитием их движений. Измерение физической работоспособности проверяется с помощью пробы Мартинэ Кушаловского: 20 приседаний за 30 сек. Результаты пробы оцениваются по изменениям частоты сердечных сокращений, дыхания и показателей артериального давления после нагрузки и после возвращения к исходной величине. В норме после функциональной пробы отмечается увеличение сердечных сокращений на 25-50% относительно исходной величины, дыхания — на 46 дыханий в минуту, увеличение артериального давления на 515 мм рт. ст. Если возвращение всех показателей к исходной

    величине наблюдается на протяжении 23 мин., то общее самочувствие ребенка хорошее. Отклонением от нормы реакции считается учащение пульса более чем на 50% и более значительные увеличения показателей дыхания.

    Какие требования надо соблюдать в семье, чтобы ребенок был физически здоров?

    В семье необходимо соблюдать гигиенические условия, формировать навыки самообслуживания и привычку к здоровому образу жизни. Для этого стараться активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, правильного питания. Желательно побуждать детей самостоятельно, без напоминаний соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища; приучать строить свой день, чередуя труд и отдых; помогать овладевать навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Необходимо заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе; организовывать правильное питание и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья. Необходимо также научить ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь и головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача. Необходимо познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избежать ситуаций, опасных для жизни.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»

    Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе» Рекомендую родителям "Развивающие компьютерные методики для детей 5-7 и 7-9 лет\'\'. Интеллектуальная готовность ре...

    Презентация к родительскому собранию на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе".

    Школьная готовность, компоненты школьной готовности, психологическая готовность....

    Выступление на родительском собрании на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»

    Что такое психологическая готовность к школе? Какие умения должны быть сформированы у ребенка дошкольника?...

    Родительское собрание в группе № 10 «Бусинки» на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе».

    Родительское собрание предназначено  формировать у родителей представление о понятии «психологическая готовность ребенка к школе»....

    Консультация для родителей на тему: «Физическая готовность ребенка к школе»

    Консультация для родителей на тему: «Физическая готовность ребенка к школе»...

    Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"

    Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: Познакомить родителей с понятием школьная зрелость ребенка.  ...