Консультация для родителей средней группы. «Роль игры в речевом развитии детей».
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родительского собрания в средней группе о роли словесных игр в речевом развитии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей средней группы.

«Роль игры в речевом развитии детей».

   Основной целью игр по развитию речи в детском саду является  помощь детям в овладении родным языком. Это сделать гораздо сложнее, чем со школьниками, т.к. дошкольники  – это не ученики, которых можно научить правилам склонения или спряжения. Поэтому мы учим их, именно играя.

   Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

    Основными задачами развития речи в детском саду являются:

 - воспитание звуковой культуры речи,

 - обогащение и активизация словаря,

 - формирование грамматического строя речи,

 - развитие связной речи.

    Важно формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.

    Необходимо создать в работе с детьми эмоционально благоприятную обстановку, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно общаться. А т. к. игра – ведущий вид деятельности у дошколят, то именно она помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и закрытые дети  раскрываются.

   Джанни Родари писал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

  Формирование речи ребёнка происходит поэтапно. В каждом возрасте решаются свои задачи, идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку.

   Благодаря многообразию речевых игр и упражнений у дошкольников формируется четкость произношения каждого слова, грамотность, ясность в формулировке своих мыслей, развиваются монологическая и диалогическая речь. Ребенок с хорошо развитой речью свободно вступает в общение с окружающими. Используя речевые игры  и упражнения в качестве сотворчества ребенка и взрослого, необходимо учитывать его настроение и речевые возможности.

    К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь - разговорная. Она непроизвольна и ситуативна, в ней много неполных предложений.

   На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно разыгрывать театрализованные представления.

 Речевых игр для дошкольников великое множество:

«Узнай по описанию» (круглое, красное, сладкое, сочное, хрустящее… (яблоко)).

«Продолжи» (по дороге едет…(автобус, грузовик, трактор…)).

«Чей? Чья? Чьё?» (у лисы хвост чей? Лисий…).

«Кто как кричит?» (звукоподражания животным).

«Большой-маленький» (кот-котик, стул-стульчик…).

«Что растёт в лесу?» (по аналогии: «Кто живёт в лесу (на ферме, в реке, море…)?»).

«Летает-не летает» (Бывает-не бывает, съедобное-несъедобное).

«Скажи наоборот» (большой-маленький, узкий-широкий).

«Один-много» (кот-коты, воробей-воробьи, дерево-деревья, человек-люди; также в разных падежах: сиди кошка, нет…кошки, побежал за …кошкой и т.д.).

Например, «Расскажем про Дашу и зайчика». Воспитатель предлагает рассказать про Дашу: «Как-то раз Даша…(проснулась, умылась и решила пойти в лес). Она…(пригласила на прогулку братика Мишу). Ребята взяли с собой…(мячи, совки и ведерки). На полянке …(они увидели ежика), который…(очень испугался и сразу свернулся в клубок). Даше и Мише…(стало очень весело).

 

 

 речевые игры и упражнений в средней группе.

 

Узнай по описанию.

(игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов).

 

                              Узнай по описанию.

Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленое ведро и совок, большая тарелка.

 

Воспитатель раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Дети должны угадать, о каком предмете идет речь.

Воспитатель. Она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое…(ведро) и.т.д

 

                              

                                Чего не стало?

Цели: формировать умение образовать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: кукла Петрушка, открытки (картинки) с изображением фруктов и овощей (яблоко, груша, вишня, черешня, слива, банан, апельсин, лимон, помидор, огурец).

 

К детям в гости приходит Петрушка. Воспитатель говорит от его имени. Здоровается. Предлагает рассмотреть открытки, которые он принес. Воспитатель по одной показывает открытки, дети называют то, что нарисовано. Названные открытки размещают на стенде так, чтобы по одну сторону оказались существительные с нулевым окончанием.

Петрушка предлагает детям поиграть в игру «Чего не стало?». На стенде оставляют пять картинок, например: яблоки, груши (слева) и бананы, лимоны, апельсины (справа).

 

Петрушка.Ребята, запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза.

Петрушка прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.

Теперь откройте. Чего не стало? (бананов). Что появилось? (огурцы). Снова закройте глаза.

Петрушка убирает яблоки. На их место ставит груши. и.т.д

 

Дается образец правильного ответа: « Надо говорить так: не стало яблок. Не стало бананов».

В следующий раз в игре можно использовать открытки с изображением цветов, предметов.

 

                                

                                Зайка, сделай!

Цель: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, поскачи, танцуй, положи, нарисуй, поезжай).

Материал: плюшевый заяц, автомашина, кисточка, лист бумаги, краска, вода. тряпочка для вытирания кистей.

 

К детям приезжает заяц на машине.

Воспитатель. Посмотрите, зайка что-то привез. Тут и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это зайцу? Оказывается, что заяц необыкновенный: он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине.

Давайте поиграем с зайкой. Вы будете отдавать команды, а заяц выполнять, если высказывание будет сформулировано правильно.

 

Если ребенок ошибается, заяц не двигается, ждет, когда ошибка будет исправлена.

 После игры заяц прощается с детьми и уезжает.

 

 

                              Что изменилось?

Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около).

Материал: лесенка, игрушки – мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

 

На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.

 

Воспитатель.Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой).

 

Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз.

 

 

                                Кафетерий.

Цель: познакомить с неизменяемыми словами.

Материал: поднос с кубиками.

 

Воспитатель. У нас открылся кафетерий. Вы можете отдохнуть там и выпить чаю, сока, кофе или какао. Я хотела бы чашечку какао. А вам кофе? Кофе должен быть с молоком или черный? А вам налить чаю? Какой чай вы любите – с молоком или с лимоном?

 

Воспитатель обходит детей, протягивая им поднос с кубиками. Дети говорят, чего они хотели бы выпить, «пробуют» напитки.

Ребята, а вы обратили внимание, что слова кофе и какао не изменяются? Мы говорим: выпить сока, чаю; выпить кофе, какао.

 

 

 

 

Что для чего?

(игры на словообразование).

 

                             Что за животное?

Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей  животных в единственном и множественном числе.

 

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и изображает тигренка (рычит, растопыривает пальцы).

 Воспитатель. Кого я изобразила? Кто это? (тигр). А кто детеныш у тигра? Один – тигренок, а если их много, как мы скажем? (тигрята). Изобразите тигрят.

 

Воспитатель дает шепотом одному из детей задание изобразить котенка. Котенок моет лапкой мордочку, мурлычет.

 

Отгадайте, кто это?

Дети. Котенок.

Воспитатель.Да, это котенок.

 

Аналогичное задание дается ещё нескольким детям.

А теперь кто у нас?

Дети.Котята

Воспитатель. Котята испугались, убежали, и не стало кого?

Дети. Котят.

                            

Аналогично дети изображают и называют козленка, козлят, утенка, утят. Затем козлята и утята убегают.

 

 

                            Магазин посуды.

Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.

Материал: полочка с посудой – две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, масленка, солонки.

 

Воспитатель говорит детям, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть. какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы, дети их называют (хлебница, сахарница, салфетница).

 

Воспитатель. Вот специальное блюдо для сухарей – су…(харница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(ленка). Пожалуйста, подходите, магазин открыт.

 

                                Чьё, чьё? Мое!

Цели: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде.

Материал: мешок, сорока (игрушка или картинка), детские вещи (одежда, игрушки).

 

Воспитатель складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой.

 

Воспитатель. Это сорока-воровка. Она насобирала разных вещей у нас в комнате, все схватила, что плохо лежит. Смеется над вами: «Чьё, чьё все? Моё!» Давайте-ка рассмотрим, что чьё. Это что?

Дети.Туфли.

Воспитатель.Чьи туфли?

Дети отвечают.

Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (чьи? чья? чье?). Хозяин получает свою вещь и убирает её на место.

 

 

  Почему так называют?

(игры на развитие понимания смысловой стороны слова)

 

 

                                 Найди ручку.

Цель: формировать умение составлять предложения со словом  ручка, употребляя его в разных значениях.

Материал: кукла Таня.

 

Дети отвечают на вопросы, которые им задает воспитатель, заканчивают начатые им предложения.

 

К детям приходит кукла Таня, здоровается.

 

Воспитатель. У меня большая рука, а у Тани?

Дети. Маленькая.

Воспитатель. Как мы называем ласково руку ребенка?

Дети. Ручка.

Воспитатель. Какие ещё предметы называются словом ручка?

Дети. Которыми пишут.

Воспитатель. А теперь говорите, что я делаю.

 

Воспитатель кладет ручку на стол, берет чашку, держит её за ручку.

 

Дети. Кладете, берете, держите.

Воспитатель.Какие ручки вы видите в комнате?

Дети отвечают.

 

Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? Закончите предложения, которые я начну.

Ручкой можно…(писать).

Ручку можно на стол…(положить).

За ручку можно чашку…(держать, взять).

У кастрюли две…(ручки).

 

Для чего нужна ручка? Вспомните, что сказала Таня, когда пришла к вам.

Дети. Она сказала «здравствуйте», поздоровалась.

Воспитатель. А теперь что она делает?

Дети. Прощается, машет ручкой, говорит «до свидания».

 

                                Какая? Какой? Какое?

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

 

Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

 

Волк – серый, зубастый, злой, голодный.

Солнце – яркое, лучистое, горячее.

Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.

Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.

Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.

 

 

                               Бывает – не бывает.

Цели:  формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.

Материал: кукла Незнайка.

 

В гости к детям приходит Незнайка.

 

Воспитатель. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из-за того, что как будто бы он ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.

 

Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.

 

Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет.

 

 

Речевые ситуации.

 

                                Закончи предложение и подбери к нему картинку.

Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово,  согласовывать его с другими  словами в предложении.

Материал: предметные картинки – мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлка, дом, диван.

 

Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают её, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

 

 - девочка рисует…(ёлку, дом,  диван);

 - папа читает…(книгу, журнал, газету);

 - курица снесла…(яйцо);

 - мама стирает…(платье, пальто, кофту) и т.д .

 

                                Придумай другое слово.

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

 

Воспитатель.Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка».

 

 - компот из яблок (яблочный компот);

 - варенье из груш (грушевое варенье);

 - полка для книг (книжная полка);

 - ваза из стекла (стеклянная ваза);

 - крыша из соломы (соломенная крыша);

 - горка из снега (снежная горка);

 - кораблик из бумаги (бумажный кораблик).

 

                               

                                 Как сказать по-другому?

Цель:  формировать умение подбирать синонимы к заданным словам.

 

Воспитатель называет словосочетание, а дети заменяют его одним словом.

 

Сильный человек (силач), сильный ветер (ураган), трусливый человек (трус), лживый мальчик (лжец), глупый человек (глупец), сильный дождь (ливень).

 

                                 Я начну, а ты продолжи.

Цели:  формировать умения продолжать синонимический ряд, находить слова, близкие по смыслу.

 

Воспитатель говорит предложение, выделяя в нем какое-то слово, ребенок подбирает к этому слову синонимы.

 

 - В шкафу висит чистая рубашка. Чистая… (свежая, негрязная, постиранная);

 - Мальчик ударился ногой о камень. Ударился…(ушибся, стукнулся);

 - Нам в лесу было страшно. Страшно…(боязно);

- Дети побежали по тропинке. Побежали…(понеслись, помчались).

 

 

                                 Подбери слово.

Цель: формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

 

 Воспитатель предлагает ситуацию, а дети подбирают подходящие по смыслу слова.

 

  1. Вова, как просыпается, начинает разыскивать свои вещи: рубашку под столом, тапочки на стуле, брюки под кроватью. Каждое утро ищет, ищет, в детский сад опаздывает. Как можно назвать Вову? (лентяй, неряха, лодырь). Что нужно делать, чтобы в садик не опаздывать?
  2. Играли ребята в песочнице. Наложили полное ведро песка. Не могут его поднять. Какое стало ведро? (Тяжелое). Что значит тяжелое? А что еще может быть тяжелым?
  3. Решила Машакуклу искупать. Налила в таз воды, опустила руку, но быстро одернула и закричала. Как вы думаете, почему девочка закричала? Какую воду она налила в таз? А какую надо было налить? Какая еще бывает вода?
  4. Мама купила арбуз, но он не помещался в сумке, потому что он был…(большой). Она еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой…(красный). Мама нарезала арбуз дольками и угостила…(детей). Дети откусили по кусочку и причмокнули губами. Мама поняла, что арбуз был очень…(вкусный и сочный). А что значит сочный? Что ещё может быть сочным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей средней группы. «Роль игры в речевом развитии детей».

Консультация для родительского собрания в средней группе о роли словесных игр в речевом развитии детей....

Консультация для родителей средней группы. «Роль игры в речевом развитии детей».

Консультация для родительского собрания в средней группе о роли словесных игр в речевом развитии детей....

Консультация для родителей средней группы «Роль игры в речевом развитии детей».

Консультация для родителей средней группы«Роль игры в речевом развитии детей»....

Консультация "Роль игры в речевом развитии детей" средней группы

  Основной  целью игр по развитию речи в детском саду является  помощь детям в овладении родным языком. Это сделать гораздо сложнее, чем со школьниками, т.к. дошкольники  ...

Семинар-практикум для родителей подготовительной группы «Роль игры в речевом развитии детей»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в области речевого развития дошкольниковЗадачи: - Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;- Сп...

Консультация для родителей средней группы «Медвежата» по теме: «Особенности развития детей 5 лет» 01.02.2024 г.

К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того, пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хороше...

Консультация для родителей на тему: "Роль потешек в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Потешки - это коллективное художественное творчество народа. Они веками вбирали в себя жизненный опыт, коллективную мудрость с и передавали их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравств...