Консультация для родителей средней группы «Роль игры в речевом развитии детей».
консультация (средняя группа) на тему

Геворгян Людмила Алексеевна

Консультация для родителей средней группы

«Роль игры в речевом развитии детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._roditelyam_rech._igry_0.doc19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей средней группы.

«Роль игры в речевом развитии детей».

   Основной целью игр по развитию речи в детском саду является  помощь детям в овладении родным языком. Это сделать гораздо сложнее, чем со школьниками, т.к. дошкольники  – это не ученики, которых можно научить правилам склонения или спряжения. Поэтому мы учим их, именно играя.

   Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

    Основными задачами развития речи в детском саду являются:

 - воспитание звуковой культуры речи,

 - обогащение и активизация словаря,

 - формирование грамматического строя речи,

 - развитие связной речи.

    Важно формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.

    Необходимо создать в работе с детьми эмоционально благоприятную обстановку, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно общаться. А т. к. игра – ведущий вид деятельности у дошколят, то именно она помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и закрытые дети  раскрываются.

   Джанни Родари писал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

  Формирование речи ребёнка происходит поэтапно. В каждом возрасте решаются свои задачи, идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку.

   Благодаря многообразию речевых игр и упражнений у дошкольников формируется четкость произношения каждого слова, грамотность, ясность в формулировке своих мыслей, развиваются монологическая и диалогическая речь. Ребенок с хорошо развитой речью свободно вступает в общение с окружающими. Используя речевые игры  и упражнения в качестве сотворчества ребенка и взрослого, необходимо учитывать его настроение и речевые возможности.

    К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь - разговорная. Она непроизвольна и ситуативна, в ней много неполных предложений.

   На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно разыгрывать театрализованные представления.

 Речевых игр для дошкольников великое множество:

«Узнай по описанию» (круглое, красное, сладкое, сочное, хрустящее… (яблоко)).

«Продолжи» (по дороге едет…(автобус, грузовик, трактор…)).

«Чей? Чья? Чьё?» (у лисы хвост чей? Лисий…).

«Кто как кричит?» (звукоподражания животным).

«Большой-маленький» (кот-котик, стул-стульчик…).

«Что растёт в лесу?» (по аналогии: «Кто живёт в лесу (на ферме, в реке, море…)?»).

«Летает-не летает» (Бывает-не бывает, съедобное-несъедобное).

«Скажи наоборот» (большой-маленький, узкий-широкий).

«Один-много» (кот-коты, воробей-воробьи, дерево-деревья, человек-люди; также в разных падежах: сиди кошка, нет…кошки, побежал за …кошкой и т.д.).