Консультация для родителей средней группы «Медвежата» по теме: «Особенности развития детей 5 лет» 01.02.2024 г.
занимательные факты (средняя группа)

Татьяна Олеговна Дернова

К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того, пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.

Вот что обычно умеют дети в возрасте 5 лет:

Высоко подпрыгивать на двух ногах;

Прыгать и стоять на одной ноге;

Бросать и ловить мяч;

Прыгать на скакалке;

Лазить по веревочной лестнице;

Кататься на велосипеде и самокате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx507.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей средней группы «Медвежата»

по теме: «Особенности развития детей 5 лет»

К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того, пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.

Вот что обычно умеют дети в возрасте 5 лет:

Высоко подпрыгивать на двух ногах;

Прыгать и стоять на одной ноге;

Бросать и ловить мяч;

Прыгать на скакалке;

Лазить по веревочной лестнице;

Кататься на велосипеде и самокате.

Помимо крупной моторики, в пятилетнем возрасте активно развивается мелкая моторика рук, в результате чего движения становятся более четкими и скоординированными.

Навыки самообслуживания

Пятилетки могут практически полностью себя обслуживать и обладают следующими навыками:

Чистят зубы;

Моют руки;

Одеваются и раздеваются;

Застегивают пуговицы, молнии;

Завязывают шнурки.

Познавательное развитие детей 5 лет

Память

В возрасте 5 лет у ребенка по-прежнему преобладает непроизвольная память. Другими словами, малыш лучше запоминает то, что производит на него впечатление и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию дошкольникам нужно преподносить так, чтобы она была им интересна. Пятилетки хорошо запоминают стихи, песни и считалочки. Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемотехники.

Внимание

По мере взросления у малышей постепенно увеличивается усидчивость, то есть устойчивость внимания, и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом около 15-20 минут. Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно. О том, как развить внимание детей 5 лет, смотрите на видео.

Мышление

В дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Но одним из важнейших психических новообразований в возрасте 5 лет является формирование словесно-логического мышления, характерного для взрослых. Пятилетка учится выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных отношений.

В основном, родители уделяют внимание умственному развитию старших дошкольников. Однако не стоит забывать, что не менее важным аспектом жизни пятилетнего ребенка является социально-коммуникативное и личностное развитие. Стоит обратить внимание, насколько хорошо малыш работает в команде, может ли он играть по правилам, как он общается со взрослыми и сверстниками.

Воображение

Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают развитой фантазией. Они обожают слушать сказки и самостоятельно додумывать сюжет, придумывать различные истории и игры. Обычно у дошкольников, благодаря развитому воображению, быстро получается вжиться в роль и игровую ситуацию. Воображение ребенка проявляется в продуктивных и творческих видах деятельность (рисовании, лепке, танцах, театрализованной деятельности и т. д., и, конечно, в сюжетно-ролевой игре.

Произвольность

Умения строить планы и контролировать свое поведения в соответствии с правилами приходят к ребенку не сразу. Именно в возрасте 5 лет у детей обычно появляется способность планировать свои действия. Старший дошкольник ориентирован уже не только на сам процесс, но и на результат.

Ориентация во времени и пространстве

С пятилетними детьми можно начинать вплотную заниматься изучением понятия времени: учить названия месяцев, дней недели, времени суток. Зачатую это дается им нелегко, так как дошкольникам трудно воспринимать абстрактную информацию. Нужно постараться, чтобы заинтересовать малыша: использовать наглядные пособия и придумывать увлекательные игры.

Интересно, что у детей чувство времени развито не так, как у взрослых. Для малышей оно течет гораздо медленнее.

Пространственное восприятие детей 5 лет развито достаточно хорошо, однако многие дети путают «право» и «лево». Это нормально, так как мозг малыша продолжает активность формироваться. Считается, что мальчики лучше девочек ориентируются в пространстве, так как у них обычно лучше развито правое полушарие мозга.

Развитие речи в 5 лет

В этом возрасте речь ребенка все больше приближается к речи взрослого человека. Малыш в 5 лет должен уметь грамотно строить предложения, склонять части речи, употреблять подходящие предлоги и правильное время. Пятилетки вполне способны составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя союзы «а», «и», «но», «чтобы», «потому что», «если».

Для развития речи ребенка важно его окружение: общайтесь с малышом, читайте сказки, слушайте песни. Только эмоциональный опыт, связанный с родным языком, поможет ребенку раскрыть его полноту и богатство.

Словарный запас ребенка 5 лет насчитывает около 2 тысяч слов, в которые также входят и абстрактные понятия. Обычно пятилетние дети могут без труда составить рассказ, описать свойства предмета, дать оценку каким-либо действиям. Улучшается и качество звукопроизношения. Бывает, что в этом возрасте дети не выговаривают некоторые звуки (обычно «р», «л», в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.

Пятилетние дети чаще всего готовы к тому, чтоб учиться писать и читать. Уровень готовности определяется сформированностью следующих навыков:

Умение внимательно слушать;

Распознавать звуки;

Строить фразы;

Умение держать карандаш.

Очень важна познавательная мотивация. Ребенку должно быть интересно узнать, что же написано на той вывеске, как пишется это слово. Без этого обучение грамоте может превратиться для малыша в пытку.

Психологи называют возраст 5-6 лет базовым, поскольку именно в этот период в ребёнке закладывается большинство черт личности. Поэтому в 5 лет можно уже предположить, каким в будущем получится человек.

Пятилетний ребёнок проявляет большую жажду познания окружающего его мира, стремится расширить свой кругозор. Всю информацию он впитывает как губка. Учёные подсчитали, что пятилетний малыш запоминает больше информации, чем за всю последующую жизнь. 5-6-летние дети интересуются всем, что происходит вокруг. Лучшим способом, чтобы сообщить ребёнку первичные научные сведения о мире, является чтение ему детской энциклопедии. Оттуда он почерпнёт знания о растениях и животных, древнем мире, различных странах, устройстве человека, космосе и т. д.

Особенности развитие пятилетнего ребёнка

Уже в пять лет малыш начинает осознавать собственное «Я», и вести себя как личность. Он начинает идентифицировать и сравнивать себя с окружающими людьми, важными понятиями для него становится его внешний вид, какого он пола и что он говорит. Пятилетние малыши о завтрашнем дне ещё не задумываются, важнее для них то, что происходит с ними в настоящее время. На всё у них появляется собственное мнение, которое они готовы отстаивать. Поэтому взрослым они кажутся излишне несговорчивыми и упрямыми, хотя на самом деле малыши просто хотят добиться реакции родителей и угодить им.

Многие пятилетние детишки продолжают спать днём. Но они уже могут самостоятельно чистить зубы, взрослым же остаётся лишь периодически им напоминать об этом. Также самостоятельно могут пятилетние отпрыски и купаться, но за ними всё равно нужен ещё периодический контроль.

В этом возрасте ребёнок приучается работать в коллективе, например, общим делом малыши занимаются на детской площадке или в детском саду.

Пятилетний ребёнок быстро запоминает песенки, стишки, короткие рассказы, поэтому именно в это время его лучше всего познакомить с буквами и цифрами. К пяти годам некоторые детишки уже читают по слогам. В этом же возрасте они узнают про времена года и дни недели, способны сортировать предметы и выделять из группы лишние, называют части тела, узнают кое-что о животном и растительном мире.

В пять лет у ребёнка уже прекрасно работает воображение, поэтому они постоянно и просто так что-то там сочиняют. Взрослые порой заблуждаются, думая, что дети их обманывают. Но нельзя пенять ребёнка, говоря, что он обманывает, правильнее сказать, что он фантазирует. Однако если родители заметят, что ложь ребёнка нацелена на то, чтобы избежать наказания, то тогда ему нужно объяснить, что она может вызвать нехорошие последствия, поэтому лучше сказать правду.

Нужно приветствовать появление у пятилетнего ребёнка новых друзей, воспитывать у него терпеливое отношение к сверстникам и не допускать проявление агрессии. Малыш не должен стесняться или бояться подойти к кучке детишек, заговорить с ними или затеять игру. Родители должны привить малышу способность поддержать разговор, поблагодарить за что-то или попросить что-то.

Питание пятилетнего ребёнка

В этом возрасте дети предпочитают давно им знакомые блюда, зато негативно относятся к кулинарным новинкам. Им кажется в этом возрасте, что они уже такие же, как взрослые, поэтому любят участвовать в семейных ужинах, когда все домочадцы собираются за столом и общаются друг с другом. Малыш активно участвует в беседе и стремится выйти из-за стола последним.

Игрушки и игры для пятилетних

В этом возрасте детей окружает чаще всего дом и детский сад, поэтому в своих играх они воспроизводят бытовые сценки. Для развития детей большое значение имеют ролевые игры, с помощью которых малыши примеряют на себя роли взрослых. Через ролевые игры дети пытаются найти решения жизненных ситуаций, которые случаются на их глазах у родителей, таким образом, идёт их подготовка к будущей самостоятельной жизни. В играх ребёнок пытается подражать взрослым, поэтому по тому, как он ведёт себя в игре, к каким тяготеет ролям, можно многое понять о его семье, родителях и семейных ценностях.

Желательно лишний раз закреплять в процессе игр разнообразные знания малышей:

как определить цвет, размер и форму предмета;

сравнить предметы по размерам;

определить материал, из которого сделан предмет.

Ребёнок должен разобраться в значении предлогов (в, над, под, положении объекта в пространстве (сверху, слева, справа, уметь обращаться с просьбой, вежливо разговаривать, терпеливо выслушивать и благодарить собеседника.

Необязательно покупать пятилетним малышам дорогие игрушки, поскольку для них всё ещё интересны любимые старые куклы, машинки и домики. Детишки любят лепить, рисовать, вырезать, раскрашивать, конструировать. С удовольствием пятилетки играют в настольные игры, например, домино. И, конечно же, обожают, когда им читают сказки.

Поощрения и наказания

Как уже упоминалось выше, у пятилетних детей очень бурная фантазия, поэтому они часто, сами того не замечая, выдают воображаемое за действительное. Это вполне нормальное явление в процессе развития ребёнка, поэтому его не стоит за это ругать, но следует попытаться объяснить, что сказать правду всегда лучше.

Если ребёнок совершил проступок, то его нужно наказать сразу же, а не потом, поскольку он тогда не поймёт, за что же последовало наказание. Не стоит ждать, что после первого же наказания малыш исправится. Пятилетки ещё плохо себя контролируют и просто забывают, что когда-то за подобный поступок были наказаны. Если малыш своим поведением расстраивает часто, то нужно проверить, не перегружен ли он занятиями, хорошо ли ест, спит, а за хорошие поступки его нужно обязательно хвалить.

Что должен уметь и знать пятилетний ребёнок?

Это тот самый возраст, когда нужно помочь ребёнку в развитии интеллекта. К сожалению, многие родители этот возраст недооценивают, не замечая потребности малыша в расширении кругозора, получении новой информации и думая, что впереди ещё много времени для его развития. Такие родители начинают активно заниматься с чадом за год до поступления в школу, упуская самое ценное время. Им приходится сжимать темп занятий, пытаясь «втиснуть» в детскую голову большой объём информации, что приводит к плачевным результатам: малыш быстро переутомляется, путается, и у него развивается стойкое неприятие к учёбе.

Выводы

Итак, к 5 годам здоровый ребенок обладает развитой крупной моторикой, что дает ему возможность заниматься различными видами спорта. Он обладает прекрасным воображением, развитым мышлением, речью, эмоциональной памятью, умением концентрировать внимание на достаточно длительное время. В пятилетнем возрасте ребенок воспринимает себя как личность и учится взаимодействовать со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей средней группы детского сада. Тема. Особенности семейного воспитания.

Цель. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка....

Консультация для родителей средней группы. «Роль игры в речевом развитии детей».

Консультация для родительского собрания в средней группе о роли словесных игр в речевом развитии детей....

Консультация для родителей средней группы. «Роль игры в речевом развитии детей».

Консультация для родительского собрания в средней группе о роли словесных игр в речевом развитии детей....

Консультация для родителей средней группы. «Роль игры в речевом развитии детей».

Консультация для родительского собрания в средней группе о роли словесных игр в речевом развитии детей....

Консультация для родителей средней группы «Роль игры в речевом развитии детей».

Консультация для родителей средней группы«Роль игры в речевом развитии детей»....

Методические рекомендации для родителей средней группы «Звездочка» на тему: «Творческое развитие ребенка среднего дошкольного возраста в условиях семьи»

Творческое развитие ребенка Актуальной задачей в наше время является развитие у дошкольников творческих способностей. Развитие творческих способностей играет активную роль в умственном и интеллек...

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....