Консультация для родителей “Как подготовить ребенка к школе”
консультация (подготовительная группа) на тему

Шудря Наталья Александровна

Консультация для родителейКак подготовить ребенка к школе”  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28

ПГТ. Черноморского Северского района 

Консультация для родителей “Как подготовить ребенка к школе”  

Воспитатель: Шудря Наталья Александровна

Консультация для родителей “Как подготовить ребенка к школе

В понятие «готовность к школе» входят: мотивационная или личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Под интеллектуальной готовностью понимают тот уровень знаний и умений, которого достиг ребенок, поступающий в первый класс.

Хочет ли ребенок учиться?

На первом месте в понятии «готовность к школе» стоит мотивационная готовность. Проще говоря — это ответ на вопросы: «Почему ребенок хочет идти в школу? Хочет ли он учиться? »

Большинство детей в школу идти хочет, даже очень. Поэтому большинство родителей считают, что мотивационная готовность у ребенка есть. Но это не всегда так.

К шести годам школа для ребенка— в первую очередь символ взрослости. И если развитие ребёнка происходит в нормальных, здоровых условиях, у него хорошие взаимоотношения с родителями, которым он стремится подражать, то для такого ребенка стать взрослым — желанная цель. А школа приближает его к этой цели. «Я уже большой, я иду в школу!»

Впрочем, бывает и по-другому. Случается, что по нашей взрослой вине ребенок начинает думать, что лучше и легче быть маленьким. «Маленьких не ругают, им все можно, а большим ничего нельзя, их за все ругают». А раз так, ребенку совсем не хочется становиться большим, и школа с ее новыми требованиями становится нежеланной. Совсем другое дело, если упоминания о школе, о взрослении связаны с похвалой.

Ребенок может захотеть в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей: пенал, ранец, ручки, карандаши. Кроме того, для него интересно все новое и необычное. Такое отношение тоже естественно для ребенка и совершенно необходимо.

Однако важно различать желание пойти в школу и желание учиться. Разница между этими желаниями большая. Желание учиться формируется сложнее. Конечно, и здесь большую роль имеют слова и поступки взрослых. Кроме того, на протяжении всего дошкольного детства главная роль в развитии этого желания принадлежит игре. Именно она помогает ребенку осознать важность человеческих отношений, попробовать себя в различных ролях, «примерить» на себя самые разные профессии и ситуации. И именно в игре ребенок сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений. Где же все узнать? Конечно в школе!

И вот уже ребенок хочет поскорее пойти в школу, чтобы там всему научиться. Вначале он еще не полностью сознает, что ему придется выполнять определенные правила и даже отказываться от некоторых своих желаний (например, поиграть в машинки прямо сейчас). К шести годам желание учиться формируется у большинства детей в-полной мере.

Но если ребенок дома слышит разговоры о том, что в школе скучно, не интересно, что там его ничему нужному не научат, то стремление стать школьником у него пропадает.

Бывает, что ребенок боится идти в школу. «В школе учительница строгая. Она меня ругать будет. Она мне двойку поставит». Причина такого отношения к учебе в школе чаще всего кроется в неправильном домашнем воспитании. Родители, стремясь показать ребенку, как надо и как не надо себя вести в школе, начинают запугивать его. Это очень вредно для всех и совершенно недопустимо по отношению к робким и не уверенным в своих силах детям. «Смотри, как ты неаккуратно сделал. В школе тебе за такую работу двойку поставят». После таких слов ребенку становится просто страшно идти в школу. Сколько же потребуется от учителя терпения, внимания, времени, чтобы избавить его от этого страха, чтобы вселить веру в собственные силы! А чего будут стоить самому ребенку первые шаги в школе!

Намного проще было бы сразу сформировать правильное представление о школе, положительное отношение к учителю, к учебе, книге.

Существует множество методов, которыми успешно пользуются многие семьи. Это чтение всей семьей различных книг, составление личной библиотечки ребенка, и родительские рассказы о школьных годах, и т. д., и т. п. Часто детский вопрос, одно из бесконечных «почему», может быть поводом для совместного поиска ответа в книге. Путь более трудоемкий на первый взгляд, он может превратиться со временем в исключительно полезную привычку «рыться в книгах» в поисках ответов на самые разные вопросы. Это «вечная» игра «в школу», для которой стоит создавать условия, и участие в ней родителей (совсем не обязательно в роли учителя).

Родители могут задать закономерный вопрос: «Значит ли, что ребенок со сформированной мотивационной готовностью не будет испытывать трудностей при поступлении в школу?»

К сожалению, это не всегда так. В чем же тогда ценность мотивационной готовности? В том, что она является фундаментом, на котором развивается интерес к получению знаний в школе. Этот интерес не возникнет на пустом месте. Вначале появится интерес к внешней стороне обучения, к школьным принадлежностям, правилам, учительнице. Такой интерес недолог, он исчезнет, как только ребенок привыкнет к школе. Его должен сменить интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний и умений. А вот он как раз формируется на основе мотивационной готовности к школьному обучению.

Если ребенок не стремится в школу и не готов соблюдать школьные обязанности и правила, то как бы хорошо он ни умел читать и считать, он не сможет хорошо учиться.

Хотя мы говорим о периоде жизни ребенка, который предшествует его приходу в школу, стоит также сказать о так называемой адаптации, или привыкании, ребенка к школе. Из дошкольника, который мог делать все (или почти все), что захочет, ребенок с первых школьных дней постепенно превращается в ученика.

Говоря словами психологов, в этот период происходит переход от обучения по собственной программе (ребенок запоминал только то, что ему интересно) к обучению по программе, заданной взрослым.

Для первоклассника процесс приспособления к новым условиям, к новому коллективу — достаточно трудный, поэтому ребенку необходима помощь взрослых — как педагога, так и родителей. Для легкого и безболезненного привыкания ребенка к школе очень важно, чтобы отношения в семье были ровными, без ссор и скандалов. Конфликтные ситуации в семье, непонимание между родителями и учителем значительно затрудняют вхождение юного ученика в новую полосу жизни.

Для того чтобы привыкание к школе проходило успешно, необходимо еще до школы сформировать у ребенка те качества характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками.

К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное — научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения.

Поэтому с раннего возраста ребенка начинайте внимательно относиться к его поступкам и делам. Достижения ребенка, его правильные поступки принесут вам радость, а ошибки совместными усилиями можно будет исправить. В этой кропотливой, длительной и не дающей мгновенных результатов работе рождаются первые победы ребенка над собой и радость от преодоления трудностей.

Исследования психологов показали, что для первоклассника общение со взрослыми, родителями не является основным. Однако это общение играет большую роль во время смены одного вида деятельности на другой (игры на учение). Ребенку в этом возрасте необходимо эмоциональное сопереживание со взрослыми, их понимание. Ему крайне важно, чтобы его оценка окружающего мира совпала с оценкой взрослых. Это также необходимо для того, чтобы ребенок смог правильно оценить себя.

Очень важно, чтобы родители не использовали при этом угрозы типа: «Вот в школе тебе покажут, как надо себя вести!» Необходимо подчеркивать значимость занятий ребенка для членов семьи. Родители должны демонстрировать свою уверенность в том, что учеба ребенка будет успешной, что он будет выполнять требования учителя.

Однако не надо брать с ребенка слово, что он обязательно станет отличником. Быть отличниками никогда не смогут все дети. Да и едва ли это самое важное. Только отсутствие завышенных требований и уверенность родителей в том, что учеба у ребенка наладится, в конце концов принесут свои плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. " Как подготовить ребенка к школе".

Рекомендации как подготовить ребенка к школе....

консультация для родителей как подготовить ребенка к школе

Здесь даны рекомендации дляродителейкакподготовить ребенка к школе...

консультация для родителей как подготовить ребенка к школе

Здесь даны рекомендации дляродителейкакподготовить ребенка к школе...

Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к школе?"

Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширн...

Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к школе"

Представленный материал будет полезен как родителям,так и педагогам в вопросе подготовки детей к новому и очень важному этапу в жизни - обучению в школе....

Консультация для родителей "Как подготовить ребенка в школе"

Консультация для родителей о подготовке к школе...

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»

Выступление в групповом родительском собрании...