Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе семейного детского сада.
консультация на тему
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. В целях рационального построения педагогического процесса, нами было выделено 3 группы т.е. состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу. Воспитательно-образовательная работа в разновозрастной группе осуществляется в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе НОД (занятий), специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае нами прежде всего создаются условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитываем поведение и правильное взаимоотношение детей между собой и со взрослыми, уточняем детский опыт и представления, закрепляем имеющиеся знания, расширяем кругозор ребенка. В процессе НОД мы организуем образовательную деятельность всех детей, формируем умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучаем детей новым знаниям, умениям, развиваем познавательную активность. При определении общего режима для детей четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов. Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенности переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании. Когда приходят младшие дети то они попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям. Это и является результатом повседневной и кропотливой работы нашей работы, правильной организации жизни и самодеятельности детей. Практика показывает, что однотемные НОД в разновозрастной группе наиболее целесообразны и эффективны. Это положение распространяется на все виды НОД. Так, например, на занятии по ФЭМП детей четырех лет учат сравнивать две группы предметов, выраженных числами; детей пяти лет – сравнивать числа с опорой на конкретный материал; у детей шести лет воспитывают умение устанавливать отношения между числами натурального ряда. В соответствии с программой детского сада целенаправленное обучение рассказыванию начинается со средней группы. Дошкольников учат, например, составлять рассказы по сюжетной картине. Как ведущий обучающий прием во всех трех возрастных подгруппах используется образец рассказа воспитателя. Заслушивая рассказы детей четырех лет, педагог довольствуется частичным воспроизведением ребенком образца, при необходимости подсказывает начало фразы, чтобы между репликами паузы были как можно короче; детей пяти лет учат самостоятельно воспроизводить образец, по возможности полно, соблюдая нужную последовательность; у детей шести лет воспитывают умение самостоятельно составлять, руководствуясь образцом, подробные, логичные и эмоциональные рассказы, передавая в них свое видение сюжета и отношение к событиям. На занятиях по рисованию дошкольники изображают одни и те же предметы: яблоко, дерево, дом, фигуру человека и т.п. Но дети 3-4–х лет овладевают умением лишь приближенно передавать форму предмета; дети 5-ти лет учатся соотносить части предмета по величине, прорисовывать детали, передавать цвета и их оттенки; дети 6-ти лет использовать в своих работах все доступные средства выразительности. Практика показывает, что воспитателю легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные НОД позволяют воспитателю в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников. Например, на занятиях по рисованию в процессе объяснения материала, нового для детей четырех лет, старшие привлекаются к показу способов изображения. На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети пяти лет проверяют, как их четырехлетние товарищи выполнили задание на определение наличия звука в словах – названиях предметов. Такая система обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию, элементарным математическим представлениям, физической культуре рассчитана на повторяемость одних и тех же занятий из года в год. Интерес к учебной деятельности поддерживается у детей тем, что каждый год ребенок выполняет новое задание. Например, по теме «Снеговик» дети в четыре года рисуют зайцев – друзей Снеговика. На следующий год эти же дошкольники рисуют медведей: зайцы пригласили их к Снеговику в гости. В шесть лет дети изображают уже самого Снеговика, окруженного зайцами и медведями. Все ли занятия в старшей разновозрастной группе целесообразно проводить одновременно со всеми воспитанниками? Часть занятий проводится только с детьми четырех и пяти лет, часть – только с детьми пяти и шести лет. Так, с подготовительной к школе подгруппой проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте, на которых, дети получают первые представления о школе; учатся составлять и решать задачи на сложение и вычитание; овладевают рациональными способами вырезывания ножницами из бумаги и пр. НОД с отдельными возрастными подгруппами непродолжительны (от 8 до 15 мин), так как с небольшим количеством детей программный материал проходится легче; результативность обучения выше: прослеживается деятельность каждого ребенка и каждому своевременно оказывается помощь. Если программный материал оказывается трудным для детей или же он требует неоднократного повторения, следует провести аналогичное занятие, использовав на нем новые методы и приемы. Этот принцип положен в основу системы НОД. В соответствии с программой дети четырех лет должны заниматься не более 20 мин, дети пяти лет – не более 30 мин и шести лет – не более 35 мин. Следовательно, дети четырех лет или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них. Если, например, в группе много дошкольников четырех лет, целесообразно на некоторые занятия позже приглашать детей шести лет. В связи с этим педагог должен заранее продумать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8 -12 мин, практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шепотом. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_osobennosti_vospitaniya_detey_v_raznovozrastnoy_gruppe.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе | ||
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. В целях рационального построения педагогического процесса, нами было выделено 3 группы т.е. состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу.
Крутова Алина
Воспитательно-образовательная работа в разновозрастной группе осуществляется в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе НОД (занятий), специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае нами прежде всего создаются условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитываем поведение и правильное взаимоотношение детей между собой и со взрослыми, уточняем детский опыт и представления, закрепляем имеющиеся знания, расширяем кругозор ребенка. В процессе НОД мы организуем образовательную деятельность всех детей, формируем умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучаем детей новым знаниям, умениям, развиваем познавательную активность. При определении общего режима для детей четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов. Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенности переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании. Когда приходят младшие дети то они попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям. Это и является результатом повседневной и кропотливой работы нашей работы, правильной организации жизни и самодеятельности детей. Практика показывает, что однотемные НОД в разновозрастной группе наиболее целесообразны и эффективны. Это положение распространяется на все виды НОД. Так, например, на занятии по ФЭМП детей четырех лет учат сравнивать две группы предметов, выраженных числами; детей пяти лет – сравнивать числа с опорой на конкретный материал; у детей шести лет воспитывают умение устанавливать отношения между числами натурального ряда. В соответствии с программой детского сада целенаправленное обучение рассказыванию начинается со средней группы. Дошкольников учат, например, составлять рассказы по сюжетной картине. Как ведущий обучающий прием во всех трех возрастных подгруппах используется образец рассказа воспитателя. Заслушивая рассказы детей четырех лет, педагог довольствуется частичным воспроизведением ребенком образца, при необходимости подсказывает начало фразы, чтобы между репликами паузы были как можно короче; детей пяти лет учат самостоятельно воспроизводить образец, по возможности полно, соблюдая нужную последовательность; у детей шести лет воспитывают умение самостоятельно составлять, руководствуясь образцом, подробные, логичные и эмоциональные рассказы, передавая в них свое видение сюжета и отношение к событиям. На занятиях по рисованию дошкольники изображают одни и те же предметы: яблоко, дерево, дом, фигуру человека и т.п. Но дети 3-4–х лет овладевают умением лишь приближенно передавать форму предмета; дети 5-ти лет учатся соотносить части предмета по величине, прорисовывать детали, передавать цвета и их оттенки; дети 6-ти лет использовать в своих работах все доступные средства выразительности. Практика показывает, что воспитателю легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные НОД позволяют воспитателю в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников. Например, на занятиях по рисованию в процессе объяснения материала, нового для детей четырех лет, старшие привлекаются к показу способов изображения. На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети пяти лет проверяют, как их четырехлетние товарищи выполнили задание на определение наличия звука в словах – названиях предметов. Такая система обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию, элементарным математическим представлениям, физической культуре рассчитана на повторяемость одних и тех же занятий из года в год. Интерес к учебной деятельности поддерживается у детей тем, что каждый год ребенок выполняет новое задание. Например, по теме «Снеговик» дети в четыре года рисуют зайцев – друзей Снеговика. На следующий год эти же дошкольники рисуют медведей: зайцы пригласили их к Снеговику в гости. В шесть лет дети изображают уже самого Снеговика, окруженного зайцами и медведями. Все ли занятия в старшей разновозрастной группе целесообразно проводить одновременно со всеми воспитанниками? Часть занятий проводится только с детьми четырех и пяти лет, часть – только с детьми пяти и шести лет. Так, с подготовительной к школе подгруппой проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте, на которых, дети получают первые представления о школе; учатся составлять и решать задачи на сложение и вычитание; овладевают рациональными способами вырезывания ножницами из бумаги и пр. НОД с отдельными возрастными подгруппами непродолжительны (от 8 до 15 мин), так как с небольшим количеством детей программный материал проходится легче; результативность обучения выше: прослеживается деятельность каждого ребенка и каждому своевременно оказывается помощь. Если программный материал оказывается трудным для детей или же он требует неоднократного повторения, следует провести аналогичное занятие, использовав на нем новые методы и приемы. Этот принцип положен в основу системы НОД. В соответствии с программой дети четырех лет должны заниматься не более 20 мин, дети пяти лет – не более 30 мин и шести лет – не более 35 мин. Следовательно, дети четырех лет или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них. Если, например, в группе много дошкольников четырех лет, целесообразно на некоторые занятия позже приглашать детей шести лет. В связи с этим педагог должен заранее продумать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8 -12 мин, практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шепотом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий По ФКЦМ и лепке на тему "Знакомимся с географией" в разновозрастной группе Семейного детского сада.
Данная публикация является подробным конспектом занятий цикла "Знакомимся с географией". В ней я делюсь своим опытом работы с детьми разновозрастной группы....
Консультация для педагогов ДОУ "Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ".
В консультации рассмотрены недостатки и преемущества работы педагога в разновозрастной группе детского сада, а так же даны рекомендации по организации НОД и режимных моментов ....
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе
Особенности организации воспитательно - образовательного процесса в разновозрастной группе Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ...
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА»
Система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения....
Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»
Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»...
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе компенсирующей направленности (дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости)
Опыт работы по организации воспитательно-образовательного процесса...
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных зада...